СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 11 классе "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"»

МБОУ г.Керчи Республики Крым «Школа № 4 им. А.С.Пушкина»










Урок в 11 классе по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»



Учитель Паркина Л.И.







г.Керчь

2017 г.


Тема «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Цель: Систематизировать изученное по теме. Развивать практические умения и навыки работы с тестами

Задачи урока : образовательные 1) обобщить и систематизировать материал по теме «Постановка тире и двоеточия в предложениях»;

2) обобщить знания учащихся по теме «Знаки препинания в БСП»;

3) повторить правила постановки знаков препинания в БСП;

4) организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата;

5) организовать взаимопроверку самоконтроль учащихся на уроке.

Развивающие: развитие пунктуационных навыков и умений.

Воспитательная: воспитание познавательного интереса к предмету.

Тип урока : систематизация и обобщение материала с использованием информационных технологий.

Форма проведения : практикум.

УМК: учебник Власенкова

Оборудование:

1.Презентация

2.Тесты «Постановка тире и двоеточия в предложениях»

Понятия: бессоюзное сложное предложение

Технологии: технология критического мышления, дифференцированное обучение, ИКТ

Ход урока.

I. Повторение.

Начнем урок с повторения темы «Постановка тире и двоеточия в предложениях».

Задание: выписать номера тех предложений, в которых знаки поставлены

I вариант : правильно

II вариант : неправильно.

1.Учиться наша задача.

2.Волга – полноводная река.

3.Бедность – не порок.

4.Все: смех, шум, свист – слилось в один гул.

5.Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

- Вспомним условия постановки тире между подлежащим и сказуемым,

постановки двоеточия и тире в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

II. Вступительное слово учителя

Запятая, двоеточие, тире используются как в простом, так и в сложном предложениях, но наибольшую трудность вызывают знаки препинания в БСП. Возникает проблема, почему знаки препинания разные, какой знак препинания надо поставить и от чего это зависит. Этот проблемный вопрос нам предстоит сегодня решить.

Прочитаем тему урока:

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.(слайд 1)

- Дайте определение БСП.

- Какие знаки разделяют предложения в составе БСП?

- Сформулируйте цели и задачи урока, учитывая проблемный вопрос.

- Итак, наша задача –систематизировать изученное, выявить степень усвоения

полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу.

К сегодняшнему уроку вам было предложено повторить вопросы, связанные с пунктуацией в БСП.

III. Актуализация изученного о БСП .

- Проведем работу на распознавание БСП.

Повторим знаки препинания в БСП. Выпишите БСП.

1.Ученого учить только портить.

2.Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно.

3.Любите книгу она откроет вам много интересного.

4.Ни дорожек, ни поляны ничего не видно нам.

- Какие знаки препинания ставятся в БСП?(сообщения учащихся по презентации)

Между частями бессоюзного предложения могут использоваться


запятая, точка с запятой

двоеточие

тире

[ ], [ ]

= и Перечисление

Заиграла веселая музыка, танцевальная площадка наполнилась людьми.

[ ]; [ ]

части далеки по смыслу, внутри частей есть запятые

Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь, разгонял их.

[ ]: [причина]

= потому что, так как

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли.

[ ]: [пояснение]

= а именно, то есть

Вот мои условия: вы нынче же публично откажитесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения.

[ ]: [дополнение]

= что

Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

[ ] - [ ]

противопоставление (сопоставление)

= а, но

Семь раз отмерь – один отрежь.

[Время, условие] - [ ]

= когда…то, если…то

Солнце взошло – начинается день.

[ ] - [вывод, следствие]

= поэтому

Ударил сильнейший гром – задрожали все окна.

[ ] - [ ]

= быстрая смена событий

Сыр выпал- с ним была плутовка такова.

[ ] - [ ]

Сравнение

= словно, будто

Молвит слово- соловей поет.


IV.Работа с заданиями.

1.Самостоятельная работа.

Мы рассмотрели все случаи расстановки знаков препинания в БСП, а теперь выполним самостоятельную работу.

Тест № 1. Расставьте недостающие знаки препинания.

1.Целый день на небе солнышко сияет целый день мне душу злая грусть терзает.

2.Учись мой сын науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни.

3.На дворе палил зной в доме в было прохладно.

4.Оглядываюсь и замираю в трех метрах от меня стоит огромный медведь.

2.Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным, расставьте знаки препинания (индивидуальное задание).

1.С детских лет постигаем мы истину…

2.Держится мир на доброте…

3.Хочешь изменить мир к лучшему…

3. Задания ЕГЭ. Пунктуационный разбор ( выполняется по вариантам, взаимопроверка в парах)

К сукнам холстам и домашним материям страшно было притронуться они обращались в пыль. У книги безусловно есть одна особенность с ней беседуешь перечитывая страницы один на один вступаешь с автором в немой диалог.

Тест № 2 (устно).1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Наследие Марины Цветаевой велико: поэтессой созданы семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Особым этапом в судьбе Каземира Малевича был 1905 год: пятого августа этого года он подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий

4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части

4.Укажите БСП со значением причины, условия, выпишите, расставив знаки препинания.

1. Нелегко вырастить дерево много оно требует труда и заботы. 2. Молвит слово соловей поет. 3. Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно. 4 Сделал дело гуляй смело.

5. В каком предложении есть пунктуационная ошибка? (выполняется устно)

1. Сергейчеву необходимо было встретиться с Валей- ему надоела неопределенность в их отношениях. 2. «Обыкновенная история»- первое произведение Гончарова.

6.Комплексный анализ текста.

Дайте орфографический и пунктуационный комментарий.

Книга и чтение это в_ликие учителя и во_питатели человеческих душ. Вдумаемся в слова А.И.Герцена: Вся жизнь человечества последовательно ос_дала в книге. Племена люди г_сударства и_чезали книга ост_валась. Она р_сла вместе с человечеством заставляя понимать в ней соед_нились все учения потр_савшие умы и все страсти потр_савшие сердца.

- Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания в нём.

V. Итог урока.

- Какие затруднения возникли во время работы на уроке?

-Дайте ответ на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока.

- Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену.

«Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат.

1.Знание теоретического материала

2.Умение ставить знаки препинания в БСП

3.Умение определять смысловые отношения в БСП

4. Умение находить БСП в тексте

5.Умение решать задания ЕГЭ

YI Домашнее задание: повторить теоретический материал по опорному конспекту, решение заданий ЕГЭ



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!