Конспект урока русского языка в 9а классе
Тема: Понятие о сложносочиненном предложении.
Цели урока: дать понятие о сложносочиненном предложении; формировать умения различать простые и сложные предложения , отработка умения различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения; ставить знаки препинания в сложном предложении; развивать орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность в работе, внимательность.
1. Организационный момент
2.Лингвистическая разминка
На доске написан текст с пропущенными буквами и знаками препинания.
Задания к тексту:
Прочитайте текст, определите тему текста и озаглавьте его. Какие художественные приемы используются в тексте для передачи настроения? Вставьте пропущенные буквы. Какие орфографические правила вы применили?
Чайка
Слыш…шь как жалобно кричит чайка над шумящим, взволнова…ым морем?
Холодно и ветрено. День с самого утра хмурит(?)ся. Здесь в этом (не)приветливом северном море на его пусты…ых островах и прибрежьях круглый год (не)настье. Теперь же осень а север еще печальнее осенью. Издали (не)обозримая равнина моря кажется выше берега она уходит в тума…ый простор на запад а ветер все быстрее гон…т с запада волны и далеко разносит крик птицы.
Чайка с криком бросалась между волнами плавно скользя по воде в их ухабы выносилась на новой волне до высокого гребня и взлетала вся в брызгах и пене. Ветер вольно носил ее низко над морем.
Надвигается (не)настный вечер и бессильно качается чайка по ветру: все дальше уходит, белея в тумане, от берега в море.
Быстро спускает(?)ся темная бурная ночь; чаще мелькают в море седые космы пены шум прибоя растет. Ледяной ветер доносит по воздуху брызги и отдаляющийся крик чайки.
3. Работа по теме урока
Прежде, чем мы будем рассматривать сложносочиненные предложения, давайте вспомним, что вы уже знаете о сложном предложении.
Что такое сложное предложение?
Какие виды сложных предложений вы знаете?
Что такое сложное предложение?
Какие союзы связывают части сложносочиненного предложения?
(на столе у учащихся таблицы с сочинительными союзами)
Сочинительные союзы |
Группы | Союзы | Значение предложений |
1. Соединительные | и, да (= и), да и, тоже, также | 1) одновременность; 2) последовательность действий |
2. Противительные | а, но, да (= но), зато, однако (же, только) | противопоставление явлений, событий |
3. Разделительные | или (иль), либо, то-то, не то - не то, то ли…то ли, ни – ни | 1) чередование событий, явлений; 2) возможность одного факта из нескольких |
В зависимости от того, какое значение имеет сложносочиненное предложение и какие союзы связывают части его, они, как и союзы, делятся на три группы. В таблице указаны названия групп и значение предложений.
4. Работа по учебнику
а) (чтение и обсуждение теоретических сведений и материалов для самостоятельных наблюдений(с.36 -37).)
б)Упр.60- сам-но с последующим обсуждением
в)упр.62-письм. выполнение; составление схем предложений на доске и в тетрадях
5.Объяснительный диктант
Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, укажите вид союзов.
Объясните постановку знаков препинания.
1) Было уже часов десять, и над садом светила полная луна.
2)Челкаш, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно,не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко.
3) Старший брат долго не брал меня с собой,мне же хотелось хоть одним глазком посмотреть на его тренировки.
4)То ли врачи ошиблись ,то ли рана сама собой заросла.
5. Закрепление изученного материала
Запишите предложения, расставив знаки препинания. Определите, какие сложносочиненные предложения по значению здесь представлены. Составьте схемы.
1) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство.
2) Светило солнце, и степь дымилась и блестела.
3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение; однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.
4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.
5) Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.
6) Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину.
7) И воздух становится слаще, и дали приветливее, и люди милее, и жизнь легче.
8) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.
9) Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка.
10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.
6 . Подведение итогов
-Какие предложения называются сложными?
-Какое предложение называется сложносочиненным?
-Чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных?
-Назовите смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения
Домашнее задание Параграф 11-12, упр.61