-Переходим к написанию свободного диктанта. Давайте для начала вспомним, в чем его особенность? Во время свободного диктанта учитель читает не по предложениям, а по абзацу, вы сначала внимательно слушаете, а затем записываете в тетрадь. Если вы вдруг забыли какое-то слово его можно заменить на другое. Главное сохранить смысл, который заложил автор. - Итак, слушаем текст. После того как я прочитаю вы должны ответить на вопрос. Целевой вопрос «Почему Н. Сладков не смог рассмотреть паучка?» Упр.303 Паучок. С дерева вниз спускался на паутинке паучок. Сначала он ловко выпускал паутинку. Потом на ней спускался всё ниже и ниже. Я захотел лучше разглядеть этого акробата. Взял пальцем за ниточку и стал поднимать его к глазам. Тяну паука за паутинку вверх, а он паутинку разматывает и едет вниз. Так и не смог я рассмотреть трудолюбивого паучка! (По Н. Сладкову) -«Почему Н. Сладков не смог рассмотреть паучка?» (Потому что паучок выпускал и выпускал паутинку и автор так и не успел его рассмотреть.) -Открывайте стр.70, упр. 303. Прочитайте текст внимательно про себя. -Сколько частей в тексте? -Как вы определили? (каждая часть начинается с красной строки; по смыслу) Подготовительная работа. Теперь мы поработаем над 1 абзацам, будьте внимательны. -Читает 1 ученик 1 абзац. -Теперь ответим на вопросы, выстраивайте свой ответ так, чтобы употреблялось полностью все предложение. -Откуда спускался паучок?(Паучок спускался с дерева) -Как паучок спускался с дерева?(Сначала он ловко выпускал паутинку. Потом на ней спускался все ниже и ниже.) -Назовите местоимения из этого абзаца, какие слова они заменяют? (он-паучок, на ней-паутинка) -Как вы напишете на ней? (раздельно) -Посмотрите на доску, я вынесла опорные слова из 1 части (С дерева спускался Сначала ловко Потом ниже и ниже) (3 слайд) -Кто расскажет первый абзац, опираясь на эти слова? -Переходим ко 2 абзацу. -Читает один ученик 2 абзац. -Как автор называет паучка?(акробат) -Что сделал автор, чтобы лучше разглядеть паучка?( Взял пальцем за ниточку и стал поднимать его к глазам.) -Почему автору не удалось разглядеть паучка? (Тяну паука за паутинку вверх, а он паутинку разматывает и едет вниз.) -Какие местоимения в этом абзаце ,какие слова они заменяют? (я-автор, его-паучок, он-паучок) -Обратите внимание на слово акробат-это словарное слово, оно тоже есть на доске, также слово разглядеть- проверочное взгляд, разматывать. -Давайте хором орфографически прочитаем эти слова. -Опорные слова (захотел разглядеть акробат пальцем поднимать его тяну вверх разматывает вниз) (4 слайд) -Кто расскажет нам 2 абзац опираясь на эти слова. -Как заканчивается текст? (Так и не смог я рассмотреть трудолюбивого паучка!) -Назовите местоимения? (я) -Опорные слова (рассмотреть трудолюбивого) (5 слайд) -Обратите внимание на слово рассмотреть -двойная согласная эс на стыке приставки и корня, трудолюбивого. Словарно-грамматическая и орфографическая подготовка. а)Найдите в тексте словарные слова(паук, паучок, паутинка, вверх, вниз). Какие из них однокоренные? б)Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.(паучок, ниточка, паучка) -Пробегите еще раз текст глазами. Работа над оформлением -Закрываем учебники, открываем творческие тетради. Отступаем от предыдущей работы 1 строку. Записываем дату полностью, тему и название диктанта. Начинаем писать, помните о том, что слова можно заменять, переставлять, но смысл вы должны сохранить. Также помним о том, что новая часть начинается с красной строки. -Я читаю вам по абзацам, вы слушаете, а затем записываете в тетрадь. Читаю 1-й абзац, ученики по памяти его записывают, затем 2-й и 3-й. Самопроверка(без помощи учебника.) |