Тема урока: Части речи. 19.05.17 г.
Цели: учащиеся воспроизводят и обобщают знания об именах существительных; повторяют изученные части речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Мы продолжаем повторение изученных в 3 классе частей речи и их особенностей. Сегодня нам предстоит вспомнить названия знакомых частей речи и более подробно поговорить об одной из них. Какие части речи вы знаете?
III. Упражнение в подборе однокоренных слов разных частей речи. Сопоставление роли имён существительных, прилагательных, глаголов в речи.
1. Игра «Угадай слово».
БЕГ | | | | | 1. Спортсмен, занимающийся бегом. 2. Слово, обозначающее действие, с этим корнем. 3. Дорожка для бега. |
| | |
| | | |
(Бегун, бегать, беговая.)
ЗВОН | | | | 1. Предмет, издающий звон. 2. Слово, обозначающее признак, с корнем -звон-. 3. Издавать звон. |
| | |
| | |
(Звонок, звонкий, звонить.)
2. Определение частей речи.
– Что это были за слова? (Однокоренные, так как они близки по смыслу и имеют одинаковый корень.)
– Что ещё заметили в группах подобранных слов? На какие вопросы они отвечают?
– Что обозначает каждое слово? (Кто? что? какая? какой? что делать? Обозначают соответственно вопросам предметы, признаки, действия).
– Какой частью речи является каждое слово? Ответ обоснуйте.
3. Составление схем.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/25/s_597750898e766/664534_1.png)
IV. Зрительный диктант (по тексту упр. 606) с заданием: указать в тексте существительные, прилагательные, глаголы.
1. Чтение текста учащимися.
2. Устный разбор знакомых орфограмм.
3. Запись под диктовку учителя. (Книга закрыта.)
4. Самопроверка.
5. Разбор предложений, отмеченных в тексте.
Вариант I. 4-е предложение
Вариант II. 3-е предложение
V. Повторение изученного об имени существительном во 2–3 классах.
1. Работа по вопросам плана из упражнения 605, с. 34. Учитель подчёркивает, что имена существительные имеют постоянный род, а не изменяются по родам, как это часто ошибочно говорят ученики. На род имени существительного указывает его окончание.
2. Систематизация ответов учащихся в виде таблицы-схемы.
Учитель, заслушав ответы детей, вместе с ними вносит добавления в таблицу. В итоге таблица приобретает следующий вид:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/25/s_597750898e766/664534_2.png)
3. Упражнение в распознавании рода имен прилагательных. Упражнение 607, с. 216.
4. Взаимопроверка выполнения задания (в парах).
VI. Игра «Подбери словечко».
Поиграем в группы слов.
Кто из вас играть готов?
Пёс, петух, корова, кошка,
Кукла, мячик и гармошка,
Лук, редиска, огурцы,
Молоток, топор, щипцы,
Платье, юбка и рубашка,
Бак, стакан, кастрюля, чашка.
– Определите, какую группу предметов называют имена существительные каждой строчки.
VII. Загадки: упражнение 609, с. 217.
VIII. Домашнее задание: упражнение 605, с. 216.
IX. Итог урока.
– Что повторяли сегодня на уроке?
– Что хотели бы изменить в ходе урока?