СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе на тему: "Глагол как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Использовалась на открытом уроке .

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе на тему: "Глагол как часть речи"»

Ход урока

Ну-ка дети встаньте в ряд.
Я командир вы мой отряд.
В школе прозвенел звонок,
Значит начался урок.

Здравствуйте, ребята!

Ι. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас необыкновенный урок – путешествие по морю знаний. Раз мы путешествуем, значит что нас с вами ждет? (что-то новое, открытие новых знаний)



Ученик:

Кто за приключения? 
Все без исключения? 
Скорей поднимем парус 
И прямо в океан! 
Ведь и для нас осталось 
Еще немало стран, 
Пока что не открытых, 
Или давно забытых! 
Дорог в морях немало - 
Смелее у штурвала!

Минутка чистописания.

Учитель: А отправляемся мы из порта Чистописания. На море небольшое волнение, как в этих строчках:

лЛл ЛлЛмМмМмМ

Учитель: Давайте вспомним, какие это буквы? (Звонкие согласные.)

Откроем тетради, запишем дату, классная работа, третьей строкой нужно написать и продолжить ряд прописных и заглавных букв Л, М. Не забываем следить за последовательностью написания и правильным соединением букв (образец на слайде). Обязательное правило при письме – следить за осанкой. Правильное письмо зависит от осанки. Кто выполнитзадание, руку на внимание. (я хожу по классу и слежу за выполнением работы)

ΙΙ этап. Актуализация опорных знаний.

Остров «Закрепляндия»

Словарная работа.

Учитель: Чтобы спустится на сушу, определи, какие буквы пропущены в словах? Запиши слова в два столбика, найди пары слов, соедини стрелкой, вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы. Выполни взаимопроверку.

К… ЮТА

 

 

НЕОБИТАЕМ…

 …СТРОВ

 

 

ПИРАТСК…

С…КРОВИЩА

 

 

БОЛЬШ…

К…РАБЛЬ

 

 

МАЛЕНЬК…

(сделать проверку по образцу)

Учитель: В каком столбике записаны словарные слова. К какой части речи они относятся? Что мы знаем об имени существительном? В правом столбике какая часть речи? Что мы знаем об имени прилагательном? Скажите, что помогло определить окончание имён прилагательных?

ΙII. Определение темы урока, постановка проблемы.

Учитель: Посмотрите на картинку, что делает улитка? (ползёт)

Можно ли ползти, не совершая действия? (нет)

Что произойдёт, если в мире всё остановиться? (жизнь на земле остановиться)

Что нам нужно, для того, чтобы жить? (нужно выполнять какие либо действия)

Сегодня нам с вами предстоит сделать немало действий, чтобы прийти к цели.

Учитель: А сейчас на нашем пути – порт под названием «Угадай-ка». Разгадав кроссворд, мы с вами узнаем, какая часть речи правит этим городом. Как настоящие мореплаватели, мы должны знать слова, употребляемые моряками. (на доске нарисован кроссворд, ученики по одному выходят и записывают отгадки, остальные записывают слова в тетрадь)

1)На столе передо мной 2)В тихую погоду

Закрутился шар земной Нет нас нигде,

Арктика, Экватор, Полюс, - А ветер подует-

Уместил всю землю… Бежим по воде (волны)



3)Великан стоит в порту, 4)Чьи на море корабли?

Освещая темноту, Из какой они страны?

И сигналит кораблям: Чтобы это знать могли

«Заходите в гости к нам!» Капитаны, боцманы,

5)Нептун, явно, с кем-то в ссоре, Эти разные квадраты

Если так бушует море! Прицепляют на канаты

Волны самых разных форм И на мачтах поднимают,

Что же с морем? В море… Семь ветров их раздувают. (флаг)

6)За борт глянь, не видно дна.

Вот так моря глубина!

Дно потом все ближе, ближе…

Мы на что уселись днищем? (мель)



Учитель: Мы с вами пришли в пункт назначения. Кто же правит этим городом? (Глагол) Правильно. А теперь давайте сформулируем тему урока.

ТЕМА УРОКА: «Понятие о глаголе как части речи».

ΙV. Открытие детьми нового знания.

Ученик: чтение стихотворения.

- Что делать, что сделать учащимся школ?

На эти вопросы ответит глагол.





Ученик

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто, что сделает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … !

Ответы на поставленные вопросы:

Учитель: На какие вопросы отвечают слова, выделенные в тексте? (что делать? что сделать?)

Что обозначают данные слова? (действие предмета)

К какой части речи можно отнести данные слова? (глагол).
Как отличить глаголы от других частей речи? (поставить вопрос). Какие вопросы?

Посмотрев на картинку, сможете ли вы определить действия? (пишет, объясняет). Можно ли глагол назвать самостоятельной частью речи?

Какой можно сделать вывод: глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Физкультурная пауза. Сейчас нам тоже предстоит выполнить некоторые действия, потому что:

«Аврал на корабле» Свистать всех на верх - драим палубу.

  • с помощью швабры;

  • с помощью ног;

  • с помощью рук.

V. Поиск решения проблемы.

Работа по учебнику Упражнение 344 стр. 91-92. (сравни текст)

  • Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

  • Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Валит снег, покрывает бесконечное поле.

Учитель: Чем отличаются тексты? Какие слова помогли «оживить» картину? Что помогло вам определить в тексте глагол?

Учитель: Вопрос: Сможете ли вы сейчас самостоятельно подобрать к существительному глагол? Что для этого нужно сделать:

  • поставить вопрос;

  • представить картину;

  • произвести запись.





Самостоятельная работа.

Упражнение 345 стр.92 (подбери и запиши к существительному больше слов со значением действия).

1 ряд – слово мальчик

2 ряд – слово птица

3 ряд – слово рыба

1 ученик у доски, слово - снежок.

Образец записи: Камень (что делает?) лежит, падает, катится, летит, загораживает, разбивается…

Учитель: Вопрос: Нам нужны действия? (да)

Какую роль выполняют действия? ( «оживляют картину»).

К какой части речи мы относим все слова-действия? (Глагол)

Оценка: отметьте в контрольных листах ваши достижения.

Задание «Верные и неверные утверждения». Вам предлагается ряд утверждений, из которых нужно выбрать те, которые соответствуют действительности, обосновать свое мнение.

Глагол – это признак предмета;
Глагол – это часть речи;
Глагол – это предмет;
Глагол – обозначает действие предмета;
Глагол отвечает на вопросы: кто? что?
Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

(Если вы согласны с утверждением покажитезёлёный цвет, если нет красный).

VI. Первичное закрепление

Я думаю, что пора возвращаться в школу, вас ждёт ещё многое впереди - мир знаний необъятен, человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.

Давайте досчитаем до 3 и окажемся в классе: 1,2,3.

Игра «Существительное, прилагательное, глагол».

Учитель: А теперь давайте поиграем в игру «Существительное, прилагательное, глагол». Я буду называть слова, а вы должны будете отгадать, какой частью речи они являются.

Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, подобрали ключ к разгадке тайны, осталось сделать совсем малое, этим же ключом открыть сундук и получить приз. Какой приз? Пока мы с вами рассуждали капитан Фокс незаметно для нас и клад доставил, и записочку приложил.

Получите конверт, флажок на конверте должен совпадать с твоим цветовым знаком на бейджике. Внимательно прочитайте задание и приступайте к выполнению задания.

Дети получают конверты, читают задание, выполняют самостоятельно.

Рефлексия.

Домашнее задание

Прочитать упражнение 346 стр.92, (вы узнаете, откуда взялось такое странное слово ГЛАГОЛ).

Творческое задание: нарисовать свой кораблик, написать мини-сказку о каком-либо путешествии, используя изученные части речи.

Заключение
А в заключении мне бы хотелось сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.

Счастливого вам плавания в море знаний!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!