СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема "Состав слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Состав слова" 3 класс. К уроку прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«мой конспект»

Урок русского языка в 3классе.

Программа «Школа России»

Мозина Н.В учитель высшей категории МОУ СОШ № 8 Карелия г.Кондопога

Тема: «Состав слова»

Цели:

  1. повторить понятие «однокоренные слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»;

  2. развивать умение разбирать слова по составу, орфографическую зоркость, коммуникативные умения;

  3. прививать интерес к русскому языку.

Тип урока: повторение изученных тем.

Оборудование: карточки с заданием, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

I.Организационный момент.

С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок!

II. Минутка чистописания.

Полумесяц в небе темном

Буквой «С» повис над домом.

- Сегодня мы напишем соединение с буквой «С»





К сегодняшнему уроку русского языка я приготовила для вас разные задания. Постараемся с ними справиться?


III.Постановка темы и цели урока (цель: согласовать тему и цель урока).

- Итак, первое задание: расшифруйте запись и назовите тему урока.

Работа в парах:

SСОFСТVАWВ ZСRЛОLВDNА (слайд 2)

- Кто нашёл ключ к шифровке? (Нужно выбрать буквы русского алфавита)

- Итак, тема урока «Состав слова».

- Из каких частей могут состоять слова?

Выбери только те карточки, которые подойдут к теме урока.

– Какую цель мы поставим на этом уроке?

(закрепить знания о частях слова, продолжить учиться выделять части слова)

IV.Актуализация знаний (цель: закрепить имеющиеся теоретические знания о частях речи).

Работа в группах:

– Вспомнить определение каждой части слова, привести примеры

1. Что такое основа слова?

2. Что такое окончание?

3. Что такое корень?

4. Что такое приставка?

5. Что такое суффикс?

V.Упражнение в нахождении однокоренных слов (цель: развивать умение находить однокоренные слова, выделять части слова). (слайд 3-4)

– Следующее задание для каждой колонки.

Внимание на экран!

I колонка - слово «хлебница», II колонка – «рыбак», III колонка – «лесник».

Лесок, рыбный, хлебный, лесной, хлебец, рыбачить, хлебушек, рыбка, лесовик.

- Кто из вас догадался, какое задание предлагается выполнить?

(Найти однокоренные слова, записать их, выделить корень).

– А сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверим правильность выполнения вашего задания. Проведём взаимопроверку.

– Какие слова называются однокоренными? (Это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением)

- Предлагаю вам сыграть в игру «Третий лишний» (слайд 5)

Золото, позолота, зола

Семя, семечка, семья

Часовщик, часть, час

Вдруг, подруга, друзья

Носильщик, нос, носатый

Горка, горный, городок

Вода, водяной, водитель

– Выпишите лишнее слово из каждой строчки в тетрадь.

(проверка на доске, подчеркнуть)

- Молодцы! Вы верно нашли лишние слова.

- А как вы считаете, достаточно ли однокоренным словам иметь только общую часть? (должен быть общий смысл, лексическое значение)

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 6)

– Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете.

Кот-котик, море-океан, сад-садовник, гриб- грибной, стена-потолок, обед-стол, дом- домашний, гуси-лебеди, книга-книжка.



Работа в группах:

Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана на карточке. Соединив все части – получите слово.

VII.Упражнение в образовании и правописании сложных слов (цель: развивать умение образовывать и записывать сложные слова) (слайд 7-8)

– Продолжаем работать.

- «Какие слова называются сложными?» (Слова, у которых два корня, две основы)

– А сейчас предлагает вам поработать в парах. Каждой паре необходимо образовать сложное слово из корней двух слов, выделить корни.

Для каждой группы своя карточка (№ 1)

1-я группа: листья, падать - …; лес, рубить - …; лёд, ходить - …

2-я группа: камень, падать - …; муха, морить - …; пар, ходить - …

3-я группа: каша, варить - …; сад, водить - …; сталь, варить - …

4-я группа: земля, копать - …; сам, варить - …; рыба, ловить - …

5-я группа: свиньи, пасти - …; вода, падать - …; голый, лёд - …

6-я группа: сам, летать - …; вертушка, летать - …; пешком, ходить - …



VIII.Упражнение в разборе слов (цель: развивать умение разбирать слова по составу)

У каждого из вас на парте лежит слово. Разберите его по составу и прикрепите к той схеме, к которой оно подходит.

(схемы слов развешаны на стенах по классу)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд 9)


IX.Самостоятельная работа (цель: развивать орфографическую зоркость)

– Следующее задание я предлагает вам на выбор. (слайд 10)

Стр. 97 упр. 183

1 ступенька: списать слова и разобрать их по составу.

2 ступенька: выписать слова к схемам, предложенным в учебнике.

3 ступенька: самим придумать слова к схемам.

X.Рефлексия учебной деятельности на уроке (цель: оценить собственную деятельность; выявить затруднения, если они есть, как направление будущей работы)

- Урок наш заканчивается, давайте подведём итог.

- Над какой темой мы работали на уроке?

- Какую цель мы ставили на уроке?


– Ребята, отгадайте шараду. (слайд 11)
Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)
– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит.

XI.Домашнее задание: (слайд 12)

С. 101 Проект «Семья слов».







Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

Русский язык УМК Школа России 3 класс Состав слова Мозина Н.В учитель высшей категории  МОУ СОШ № 8 Карелия г.Кондопога

Русский язык

УМК Школа России

3 класс

Состав слова

Мозина Н.В учитель высшей категории

МОУ СОШ № 8 Карелия г.Кондопога

Scofctawb zcrлolbdna Тема урока: СОСТАВ СЛОВА

Scofctawb zcrлolbdna

Тема урока:

СОСТАВ СЛОВА

ХЛЕБНИЦА РЫБАК ЛЕСНИК Лесок, рыбный, хлебный, лесной, хлебец, рыбачить, хлебушек, рыбка, лесовик.

ХЛЕБНИЦА

РЫБАК

ЛЕСНИК

Лесок, рыбный, хлебный, лесной, хлебец,

рыбачить, хлебушек, рыбка, лесовик.

ХЛЕБНИЦА ЛЕСНИК РЫБАК лесок рыбный хлебный лесной хлебец рыбачить лесовик рыбка хлебушек

ХЛЕБНИЦА

ЛЕСНИК

РЫБАК

лесок

рыбный

хлебный

лесной

хлебец

рыбачить

лесовик

рыбка

хлебушек

Третий лишний  Золото, позолота, зола Семя, семечка, семья Часовщик, часть, час Вдруг, подруга, друзья Носильщик, нос, носатый Горка, горный, городок Вода, водяной, водитель

Третий лишний

Золото, позолота, зола

Семя, семечка, семья

Часовщик, часть, час

Вдруг, подруга, друзья

Носильщик, нос, носатый

Горка, горный, городок

Вода, водяной, водитель

физминутка

физминутка

Какие слова называются  СЛОЖНЫМИ ?

Какие слова

называются

СЛОЖНЫМИ ?

2-я группа: 3-я группа: каш е вар камн е пад сад о вод мух о мор стал е вар пар о ход 1-я группа: лист о пад лес о руб лед о ход 5-я группа: 4-я группа: 6-я группа: свин о пас земл е коп сам о лёт сам о вар вод о пад верт о лёт пеш е ход гол о лёд рыб о лов

2-я группа:

3-я группа:

каш е вар

камн е пад

сад о вод

мух о мор

стал е вар

пар о ход

1-я группа:

лист о пад

лес о руб

лед о ход

5-я группа:

4-я группа:

6-я группа:

свин о пас

земл е коп

сам о лёт

сам о вар

вод о пад

верт о лёт

пеш е ход

гол о лёд

рыб о лов

Лови шарик!

Лови шарик!

Самостоятельная работа  Учебник с. 97 упр. 183 1 ступенька : списать слова и разобрать их по составу. 2 ступенька : выписать слова к схемам, предложенным в учебнике. 3 ступенька : самим придумать слова к схемам.

Самостоятельная работа

Учебник с. 97 упр. 183

1 ступенька : списать слова и разобрать

их по составу.

2 ступенька : выписать слова к схемам,

предложенным в учебнике.

3 ступенька : самим придумать слова к схемам.

шарада  Корень мой находится в цене,  В очерке найти приставку мне  Суффикс мой в тетрадке, все встречаем  Весь же в дневнике я и в журнале О-цен-к-а

шарада

Корень мой находится в цене, В очерке найти приставку мне Суффикс мой в тетрадке, все встречаем Весь же в дневнике я и в журнале

О-цен-к-а

Домашнее задание   Проект «Семья слов» с. 101

Домашнее задание

Проект «Семья слов» с. 101