Урок русского языка в 3классе.
Программа «Школа России»
Мозина Н.В учитель высшей категории МОУ СОШ № 8 Карелия г.Кондопога
Тема: «Состав слова»
Цели:
повторить понятие «однокоренные слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»;
развивать умение разбирать слова по составу, орфографическую зоркость, коммуникативные умения;
прививать интерес к русскому языку.
Тип урока: повторение изученных тем.
Оборудование: карточки с заданием, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока.
I.Организационный момент.
С добрым утром начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
II. Минутка чистописания.
Полумесяц в небе темном
Буквой «С» повис над домом.
- Сегодня мы напишем соединение с буквой «С»
К сегодняшнему уроку русского языка я приготовила для вас разные задания. Постараемся с ними справиться?
III.Постановка темы и цели урока (цель: согласовать тему и цель урока).
- Итак, первое задание: расшифруйте запись и назовите тему урока.
Работа в парах:
SСОFСТVАWВ ZСRЛОLВDNА (слайд 2)
- Кто нашёл ключ к шифровке? (Нужно выбрать буквы русского алфавита)
- Итак, тема урока «Состав слова».
- Из каких частей могут состоять слова?
Выбери только те карточки, которые подойдут к теме урока.
– Какую цель мы поставим на этом уроке?
(закрепить знания о частях слова, продолжить учиться выделять части слова)
IV.Актуализация знаний (цель: закрепить имеющиеся теоретические знания о частях речи).
Работа в группах:
– Вспомнить определение каждой части слова, привести примеры
1. Что такое основа слова?
2. Что такое окончание?
3. Что такое корень?
4. Что такое приставка?
5. Что такое суффикс?
V.Упражнение в нахождении однокоренных слов (цель: развивать умение находить однокоренные слова, выделять части слова). (слайд 3-4)
– Следующее задание для каждой колонки.
Внимание на экран!
I колонка - слово «хлебница», II колонка – «рыбак», III колонка – «лесник».
Лесок, рыбный, хлебный, лесной, хлебец, рыбачить, хлебушек, рыбка, лесовик. |
- Кто из вас догадался, какое задание предлагается выполнить?
(Найти однокоренные слова, записать их, выделить корень).
– А сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверим правильность выполнения вашего задания. Проведём взаимопроверку.
– Какие слова называются однокоренными? (Это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением)
- Предлагаю вам сыграть в игру «Третий лишний» (слайд 5)
Золото, позолота, зола
Семя, семечка, семья
Часовщик, часть, час
Вдруг, подруга, друзья
Носильщик, нос, носатый
Горка, горный, городок
Вода, водяной, водитель
– Выпишите лишнее слово из каждой строчки в тетрадь.
(проверка на доске, подчеркнуть)
- Молодцы! Вы верно нашли лишние слова.
- А как вы считаете, достаточно ли однокоренным словам иметь только общую часть? (должен быть общий смысл, лексическое значение)
VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 6)
– Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете.
Кот-котик, море-океан, сад-садовник, гриб- грибной, стена-потолок, обед-стол, дом- домашний, гуси-лебеди, книга-книжка.
Работа в группах:
Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана на карточке. Соединив все части – получите слово.
VII.Упражнение в образовании и правописании сложных слов (цель: развивать умение образовывать и записывать сложные слова) (слайд 7-8)
– Продолжаем работать.
- «Какие слова называются сложными?» (Слова, у которых два корня, две основы)
– А сейчас предлагает вам поработать в парах. Каждой паре необходимо образовать сложное слово из корней двух слов, выделить корни.
Для каждой группы своя карточка (№ 1)
1-я группа: листья, падать - …; лес, рубить - …; лёд, ходить - … 2-я группа: камень, падать - …; муха, морить - …; пар, ходить - … 3-я группа: каша, варить - …; сад, водить - …; сталь, варить - … 4-я группа: земля, копать - …; сам, варить - …; рыба, ловить - … 5-я группа: свиньи, пасти - …; вода, падать - …; голый, лёд - … 6-я группа: сам, летать - …; вертушка, летать - …; пешком, ходить - … |
VIII.Упражнение в разборе слов (цель: развивать умение разбирать слова по составу)
У каждого из вас на парте лежит слово. Разберите его по составу и прикрепите к той схеме, к которой оно подходит.
(схемы слов развешаны на стенах по классу)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд 9)
IX.Самостоятельная работа (цель: развивать орфографическую зоркость)
– Следующее задание я предлагает вам на выбор. (слайд 10)
Стр. 97 упр. 183
1 ступенька: списать слова и разобрать их по составу.
2 ступенька: выписать слова к схемам, предложенным в учебнике.
3 ступенька: самим придумать слова к схемам.
X.Рефлексия учебной деятельности на уроке (цель: оценить собственную деятельность; выявить затруднения, если они есть, как направление будущей работы)
- Урок наш заканчивается, давайте подведём итог.
- Над какой темой мы работали на уроке?
- Какую цель мы ставили на уроке?
– Ребята, отгадайте шараду. (слайд 11)
Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)
– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит.
XI.Домашнее задание: (слайд 12)
С. 101 Проект «Семья слов».