СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 "Б" классе по теме: "Имя существительное. Повторяем все, что знаем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 "Б" классе по теме: "Имя существительное. Повторяем все, что знаем"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 "Б" классе по теме: "Имя существительное. Повторяем все, что знаем"»

Урок русского языка в 4 «Б» классе

учитель Артюшина Р.С. 20.12.2016


Тема: Имя существительное. Повторяем все, что знаем.


Цель урока:

обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное как часть речи».

Совершенствовать знания учащихся о грамматических признаках имён существительных.

Познакомить с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.

Развивать речь учащихся.

Ход урока:


I. Организационный момент.

Учите русский - годы кряду,

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом!

Запишите число, Классная работа

Минутка чистописания. 

- А девизом нашего урока будет пословица «Знание собирается по капле».

Как вы её понимаете? Запишите её.

II.Постановка проблемы.

Проблемно-диалогические технологии.

Учитель: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, которая дверь?

Учитель: Вот эта(показывает на дверь).

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Учитель: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

-Так что же такое имя существительное? Объясните Митрофанушке, как определить, является ли слово именем существительным.

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? /Повторению, закреплению/.

- Как бы вы сформулировали тему урока?

/«Закрепление знаний об имени существительном»./


-Мы повторим грамматические признаки имени существительного; узнаем, все ли имена существительные изменяются по числам.

- Для чего надо повторять, какую цель перед собой поставим?

( Когда мы повторяем, то выясняем, все ли понятно и над чем еще надо поработать. Очень важно понять, что я не знаю, и самому найти способ справиться с затруднениями).



IV. Словарная работа «Какое слово лишнее?»

П.льто, праз.ник, п.н.дельник, п.завтр.кать, п.сок, п.тух, пл.ток, п.суда..

-Какое слово лишнее? Какое слово не относится к теме нашего урока? Почему? Подчеркните?


V. Грамматические признаки имён существительных.

1. Игра «По местам».

- Что называют имена существительные?

/Людей, животных, вещи, предметы, явления природы, состояния и чувства людей/

- На какие вопросы отвечают? /Кто? Что?/

- Какие имена существительные отвечают вопрос Кто? /Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные –на вопрос что?/

Напишите слова так:

1 группа записывает имена существительные, которые обозначают людей.

2 группа записывает имена существительные, которые обозначают животных.

3 группа записывает имена существительные, которые обозначают предметы, вещи.

4 группа записывает имена существительные, которые обозначают технику

5 группа выписывает имена существительные, которые обозначают явления природы.

По ходу записи обозначайте в словах орфограммы.


2. Игра «Один - много». /Изменение имён существительных по числам/

-Изменить число имён существительных.

1 вариант:

Утёнок, тополь, улей, сосед, ребенок, пальто.

2 вариант:

Цыплята, края, сны, дни, люди, ножницы.


-Какие слова вызвали затруднения?

/Не все имена существительные изменяются по числам/

Вывод: в русском языке есть слова, которые не изменяются по числам. Они употребляются только в единственном или только во множественном числе.

-Приведите примеры имён существительных, употребляющихся только в единственном или только во множественном числе. Какая группа больше приведет примеров?

Физминутка

Машина, телефон, дети, очки, карандаш, дома, пенал, книги, тетрадь, учебники, облака, шкфы.

3. Род имен существительных.

-Как определить род имени существительного?

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род – оно, моё!

Это правило - твоё!

- Только ли слова- подсказки могут помочь определить род имен существительных?

/Помогают определять род имен существительных окончания/

-Какое окончание имеют имена существительные мужского, женского и среднего рода?

- Почему род – это постоянный признак имен существительных?


Игра «Эстафета».

Каждый ряд получает карточку, где записаны словарные слова в столбик. Ученики по очереди вставляют пропущенную букву, указывают род и передают карточку следующему ученику. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.


VI. Работа с учебником у._____

VII. Закрепление.

  1. Имена собственные и нарицательные.

- Объясните, почему одно и то же слово написано по-разному?

Город орел очень красивый. Своё гнездо орел свил высоко в горах.

Составьте свои предложения, где имена существительные являются именами собственными и нарицательными.

IX. Подведение итогов. Рефлексия.

-По какой теме мы закрепляли знания? /Имя существительное/.

- Какова была цель нашей деятельности? /Закрепить, повторить, выяснить, где затруднения/.

- А как достигли поставленной цели, мы узнаем после работы с тестом.

Игра «Да- нет». Разноуровневая дифференциация.


Рефлексия

- Какая пословица звучала на уроке?

- Вы набрали сегодня хоть капельку знаний? /Да/.

- Конечно, с каждым днем вы приобретаете знания, делаете шажок вперед, и если что-то не получается – не огорчайтесь, а попробуйте сами разобраться с затруднением.

Домашнее задание.

Упражнение ________-