Урок русского языка в 4 «Б» классе
учитель Артюшина Р.С. 20.12.2016
Тема: Имя существительное. Повторяем все, что знаем.
Цель урока:
обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное как часть речи».
Совершенствовать знания учащихся о грамматических признаках имён существительных.
Познакомить с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Развивать речь учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом!
Запишите число, Классная работа
Минутка чистописания.
- А девизом нашего урока будет пословица «Знание собирается по капле».
Как вы её понимаете? Запишите её.
II.Постановка проблемы.
Проблемно-диалогические технологии.
Учитель: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, которая дверь?
Учитель: Вот эта(показывает на дверь).
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Учитель: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.
-Так что же такое имя существительное? Объясните Митрофанушке, как определить, является ли слово именем существительным.
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? /Повторению, закреплению/.
- Как бы вы сформулировали тему урока?
/«Закрепление знаний об имени существительном»./
-Мы повторим грамматические признаки имени существительного; узнаем, все ли имена существительные изменяются по числам.
- Для чего надо повторять, какую цель перед собой поставим?
( Когда мы повторяем, то выясняем, все ли понятно и над чем еще надо поработать. Очень важно понять, что я не знаю, и самому найти способ справиться с затруднениями).
IV. Словарная работа «Какое слово лишнее?»
П.льто, праз.ник, п.н.дельник, п.завтр.кать, п.сок, п.тух, пл.ток, п.суда..
-Какое слово лишнее? Какое слово не относится к теме нашего урока? Почему? Подчеркните?
V. Грамматические признаки имён существительных.
1. Игра «По местам».
- Что называют имена существительные?
/Людей, животных, вещи, предметы, явления природы, состояния и чувства людей/
- На какие вопросы отвечают? /Кто? Что?/
- Какие имена существительные отвечают вопрос Кто? /Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные –на вопрос что?/
Напишите слова так:
1 группа записывает имена существительные, которые обозначают людей.
2 группа записывает имена существительные, которые обозначают животных.
3 группа записывает имена существительные, которые обозначают предметы, вещи.
4 группа записывает имена существительные, которые обозначают технику
5 группа выписывает имена существительные, которые обозначают явления природы.
По ходу записи обозначайте в словах орфограммы.
2. Игра «Один - много». /Изменение имён существительных по числам/
-Изменить число имён существительных.
1 вариант:
Утёнок, тополь, улей, сосед, ребенок, пальто.
2 вариант:
Цыплята, края, сны, дни, люди, ножницы.
-Какие слова вызвали затруднения?
/Не все имена существительные изменяются по числам/
Вывод: в русском языке есть слова, которые не изменяются по числам. Они употребляются только в единственном или только во множественном числе.
-Приведите примеры имён существительных, употребляющихся только в единственном или только во множественном числе. Какая группа больше приведет примеров?
Физминутка
Машина, телефон, дети, очки, карандаш, дома, пенал, книги, тетрадь, учебники, облака, шкфы.
3. Род имен существительных.
-Как определить род имени существительного?
Женский род запомню я
И скажу: «Она - моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род – оно, моё!
Это правило - твоё!
- Только ли слова- подсказки могут помочь определить род имен существительных?
/Помогают определять род имен существительных окончания/
-Какое окончание имеют имена существительные мужского, женского и среднего рода?
- Почему род – это постоянный признак имен существительных?
Игра «Эстафета».
Каждый ряд получает карточку, где записаны словарные слова в столбик. Ученики по очереди вставляют пропущенную букву, указывают род и передают карточку следующему ученику. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.
VI. Работа с учебником у._____
VII. Закрепление.
Имена собственные и нарицательные.
- Объясните, почему одно и то же слово написано по-разному?
Город орел очень красивый. Своё гнездо орел свил высоко в горах.
Составьте свои предложения, где имена существительные являются именами собственными и нарицательными.
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
-По какой теме мы закрепляли знания? /Имя существительное/.
- Какова была цель нашей деятельности? /Закрепить, повторить, выяснить, где затруднения/.
- А как достигли поставленной цели, мы узнаем после работы с тестом.
Игра «Да- нет». Разноуровневая дифференциация.
Рефлексия
- Какая пословица звучала на уроке?
- Вы набрали сегодня хоть капельку знаний? /Да/.
- Конечно, с каждым днем вы приобретаете знания, делаете шажок вперед, и если что-то не получается – не огорчайтесь, а попробуйте сами разобраться с затруднением.
Домашнее задание.
Упражнение ________-