Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Образование наречий от прилагательных.
Цель: углубление знаний обучающихся о наречии как части речи; познакомить со способом образования наречий от имён прилагательных
Задачи:
Образовательные:
Уточнить представления детей о наречиях
Систематизировать знания учащихся об употреблении наречий.
Формировать навык правописания наречий.
Развивающие:
Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.
Формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Воспитательные:
Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективномо бсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится распознавать наречия, образовывать наречия от прилагательных, правильно записывать наречия.
Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Ход урока.
1. Орг. момент.
-Начинается наш урок. Прошу вас, улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.
- С каким настроением вы пришли на урок?
-Что вы ожидаете от урока? (узнать что-то новое, поработать самостоятельно, поспорить с товарищами)
-Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками. Пусть девизом нашего урока будет высказывание нидерландского философа:
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение» Бенедикт Спиноза. (слайд)
2. Чистописание.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Какую работу мы первой выполняем на уроке? Для чего мы это делаем?
- Прочитайте слова: Начало, чистота, чудесный, чистый, облачко, начисто, почистить, ночной. (Слайд).
- Буква, которую мы будем писать, есть во всех словах. Ею мы обозначаем согласный, всегда мягкий непарный звук. (ч)
- Продолжить, соблюдая закономерность: Чч Ччч Чччч …
- Назовите знакомые орфограммы в словах. Выпишите буквосочетания-орфограммы.( ча, чу, чк, чн) Оцените работу.
- Какое ещё задание можно придумать с этими словами? (выписать однокоренные слова, выделить корень)
Взаимопроверка по слайду, оценка.
-Предлагаю игру «Выбывание».
- Исключите слово, у которого один из суффиксов не входит в основу ( это глагол почистить, т.к. – ть не входит в основу).
- Исключите слово, обозначающее признак предмета. ( Это имя прилагательное чистый).
- Исключите слово, которое склоняется ( Это имя существительное чистота).
- Что вы можете сказать о слове начисто? ( Это наречие, т.к. отвечает на вопрос как?)
- Кто догадался, над какой темой будем сегодня работать? (наречие)
Давайте вспомним, что мы уже знаем о наречии.
Карточка №1.
- Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» - неверные, а где затрудняетесь, поставите ?
Наречие - это самостоятельная часть речи. (+)
Наречие - служебная часть речи. (-)
Наречие не имеет окончания. (+)
Наречие - изменяемая часть речи. (-)
Наречие чаще всего поясняет глагол. (+)
В предложении наречие выполняет роль обстоятельства. (+)
Наречие может отвечать на вопрос как? (+)
Наречие можно изменить по падежам? (-)
Наречия по значению делятся на группы. (+)
10. Наречия делают нашу речь более яркой, образной, конкретной, точной.(+)
11. Продолжи предложение: Наречие образуется …
Проверка. + - + - + + + - + + Оцените свою работу. (слайд)
- Что же такое наречие?
- Итак, мы уже многое знаем о наречиях. Но это не все его секреты.
- Как вы думаете, для чего мы их раскрываем?
(Они помогут избежать ошибок при письме.)
- Сегодня мы попытаемся узнать что-то новое, пока нам неизвестное.
III. Организация восприятия учебного материала.
- Какое задание вызвало затруднение? Почему? Какую цель мы поставим на уроке? (узнать, как образуются наречия) (слайд)
1) – Прочитайте слова и скажите, к какой части речи они относятся. Почему?
(Слайд)
- Выделите окончание, основу слова.
Попробуйте образовать наречия от этих слов.
- Какая часть слова сохраняется при образовании наречий? (основа)
- Что отбрасывается? (окончание)
Хороший – хорошо
Быстрый – быстро
Лёгкий – легко
Высокий – высоко
- Какая часть слова присоединяется к основе? (суффикс –о-)
2) Работа в парах.
- Образуйте и запишите наречия от данных имен прилагательных. Выполняя задание, можете общаться друг с другом. (карточка №2)
Певучий-
Жгучий-
Излишний-
Тягучий-
Взаимопроверка по слайду, пары обмениваются карточками.
– Что можете добавить к предыдущему выводу?
– От какой части речи образовывали наречия?
– Сделайте вывод. (Многие наречия образованы от имен прилагательных с помощью суффиксов –о, -е). Поставьте оценку в оценочный лист.
- А вот прилагательное НОВЫЙ
Слайд
- Попробуем образовать наречие с помощью суффикса –е-.
- Не получается. Что же делать? (предположения детей)
- Какая ещё часть служит для образования новых слов? (приставка)
Новый (слайд)
заново
снова
вновь
-Сделайте вывод, как же образуются наречия.
Вывод наречия образуются от прилагательных при помощи суффиксов О,Е, а так же может помогать приставка.
- Сравните свой вывод с правилом в учебнике на с.5
- Мы решили поставленную задачу?
- Для чего нам это нужно знать?
- Что получили в результате работы? Оцените свою работу.
IV. Физкультминутка
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.
- Какие наречия услышали?
V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений
1. Выполнение задания с комментированием.
С.5 № 5.
- Оцените свою работу
2. Работа в группах (карточка № 3)
Преобразуйте эти словосочетания в словосочетания - наречия +глагол.
Быстрый бег – (бежать быстро).
Спокойный сон – (спать спокойно).
Яркий свет – (светить ярко).
Медленный танец – (танцевать медленно).
Громкая песня – (петь громко).
Красивое рисование – (рисовать красиво).
Весёлая игра – (играть весело).
Хороший ответ – (хорошо отвечал)
Проверка (Слайд) Оцените.
- Как образовывали наречия в этом задании?
VI. Рефлексия.
- Выберите фразеологизм, характеризующий вашу работу на уроке и ваше настроение. Запишите в оценочный лист, расшифруйте.( Слайд)
Идти черепашьим шагом. (Медленно)
Кот наплакал. (Мало)
Как по маслу. (хорошо)
Во всю прыть. ( Быстро)
Из рук вон. (плохо)
Засучив рукава (хорошо)
Спустя рукава (плохо)
Какой фразеологизм выбрали? Почему? Какая часть речи объясняет фразеологизмы? (наречие)
Как образовали эти наречия? (от прилагательных, при помощи суффикса – о)
Как ещё образуются наречия?
VII. Итог урока.
Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
Достигли ли мы её?
- Что вам понравилось на уроке?
Скажите наречиями, как вам было на уроке.
- Какой вид работы вызвал затруднения?
- Ребята, как вы думаете, мы всё узнали про правописание наречий?
- Оцените как вы усвоили новый материал.
VIII. Д. З.
1. Написать рассказ «Зимняя прогулка», употребив наречия.
2. с. 4 № 2