I Орг. момент
1 слайд
II Актуализация знаний.
Целеполагание.
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
III Работа по теме урока.
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд
17 слайд
18 слайд
IV Итог
|
- Рапорт дежурного, подготовка рабочих мест.
-Какой раздел русского языка мы закончили с вами изучать?
И вот сегодня по плану у нас с вами должна быть контрольная работа. А давайте сделаем её сказочной.
- Ребята, к нам в школу пришла странная телеграмма из сказочной страны Русляндии, где живут сказочные герои.
SOS Помогите! Король Морфем сошел с ума. Дал нам задания. Не можем ответить. Помогите!
Сказочные герои .
-Король Морфем дал героям трудные задания, которые могут выполнить ученики 5 класса.
-Я думаю наши знания по теме «Морфемика» и помогут сказочным героям, а заодно вы сами оцените эти знания и поймёте над чем ещё необходимо поработать.
Работать мы будем так:
- У вас у каждого есть листочки, где изображены сказочные герои, это будет план нашей работы на уроке. Посмотрите внимательно, каким героям мы будем сегодня помогать отвечать на задания короля Морфема. Обратите внимание на кружочки. После каждого задания вы будете себя оценивать и ставить оценку в кружок. Я надеюсь, каждый будет себя оценивать справедливо. Оценки должны соответствовать этим результатам.
5 - знаю отлично
4 - 1-2 ошибки
3 - 3-4 ошибки
2 - много ошибок, не знаю
-В течение урока мы будем выполнять некоторые задания письменно также на отдельных листочках.
(приложение)
-А ещё, кто хочет от меня заработать дополнительный балл, должен постараться быть внимательным и активным на уроке.
В конце урока мы посмотрим, кто наберёт наибольшее количество баллов, кто хорошо усвоил раздел «Морфемика»
Итак, начинаем.
1. Первым героям, которым мы будем помогать, будут неразлучные друзья - Крокодил Гена и Чебурашка. Поможем им разгадать кроссворд. Вам даны значения слов, а вы вписываете определения-термины в строчки кроссворда.
Проверяем, ставим оценку в кружок.
Посмотрите, сколько терминов мы изучили в разделе «Морфемика»
2. Ах, Емеля, Емеля! Щуку говорящую из воды вытащил, а однокоренных слов к корню –вод- не знает. Помогите ему, ребята, подберите однокоренные слова. На 5 баллов подобрать нужно не меньше 5 слов, записать их и выделить корень.
Прочитайте, что у вас получилось.
-А будут ли слова ВОДИТЕЛЬ и ВОДНЫЙ однокоренными? Почему?
Ставим себе оценку за это задание.
3. Смотрите, какой умный вид сделал Карлсон. Какое задание ему дал король Морфем? Читаем внимательно, что нам нужно сделать?
-Посмотрите, все ли слова мы будем записывать? Почему?
Долететь, правда, перевозчик,
волшебник, присказка, взморье,
рассказывать, сделать, надорвать
Проверяем.
Какую морфему мы сейчас выделяли?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Морфемы»
Я называю морфему, а вы её изображаете знаками.
4. Ребята, отгадайте загадку, о каком сказочном герое в ней говорится, смотрите не ошибитесь.
В ступе летаю, детей похищаю
В избе на куриной ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня…… (Баба Яга)
Следующее задание досталось Бабе Яге. Хотя она никогда и не училась, зато она везде летает в своей ступе, вот ей и досталось задание связанное с географией. А задание такое:
«Закончи предложение»
В Рязани живёт …….
В Кинешме живёт ……
В Вичуге живёт ……..
В Москве живёт ……..
В Иванове живёт ………
В Лукоморье живёт ……
Проверяем.
С помощью какой морфемы мы образовывали слова, обозначающие лиц по месту жительства?
5. Незнайке тоже не повезло. Ему дали слова для какого-то морфемного разбора. Незнайка не знает, а мы точно знаем какой это разбор?
Кто напомнит порядок морфемного разбора.
Оцениваем свою работу.
6. Нерешительный кот Леопольд не может решить тест. Поможем ему. Посмотрите, тест на те правила, которые мы изучали в разделе «Морфемика». Будьте внимательны, читая вопрос.
1. Буква о в корне пишется в слове:
а) ш…лковый в) ш…в
б) ж…лудь г) ш…пот
2. Буква о в корне пишется в слове:
а) р…сти в) выр…сти
б) подр…сла г) р…стение
3. Буква и в корне пишется в слове:
а) ц…ган в) пац…ент
б) ц…плёнок г) ц…кнул
4. Буква ё в корне пишется в слове:
а) крыж…вник в) капюш…н
б) ш…колад г) щ…тка
5. Буква а в корне пишется в слове:
а) предл…гать в) предпол…жение
б) сл…жение г) прил…жение
6. Буква ы пишется в слове:
а) ц…ферблат б) ц…ркуль
в) ц…стерна г) ц…ц
Проверка теста.
Ключ.
1-В 2-Б 3-В 4-Г 5-А 6-Г
7. Король Морфем и Буратино дал задание, связанное с правилами орфографии. Итак, мы вставляем буквы и объясняем правило. Я объясняю первое слово.
Бе . вредный, дор . сти, ш . пот, ц . ркуль, ш . л,
бе . шумный, ц . плята, ш . рох, . дать, пол .жение, зар . сли, ц . фра, ч . рточка, крыж . вник, р . сток.
-Какие правила мы повторили в этом задании?
-Оцениваем свои знания.
А теперь поработаем самостоятельно с индивидуальными карточками, которые достались Колобку.
Итак, задания сказочным героям закончились, мы поработали хорошо. Считаем свои баллы.
Какое задание показалось самым трудным?
Кто набрал от 45 – 40 баллов за урок получает 5,
От 39-35 баллов – 4, от 34 – 30 - 3,
|
- Морфемика
Ученик читает вслух
Рассматривают оценочные листы
Рассматривают листы с письменными заданиями.
Работают на карточках, далее сверяют с ответами на экране, ставят себе оценку.
Работают письменно
2-3 ученика зачитывают слова
-Слова ВОДИТЕЛЬ и ВОДНЫЙ однокоренными не будут, они разные по лексическому значению.
Вслух читают задание и выписывают слова только с приставками.
-Нет не все, у некоторых слов нет приставки.
Выполняют на индивидуальных карточках
Проверяют, оценивают результат.
-Мы выделяли приставку.
Выполняют движения, соответствующие названиям частей слова
О Бабе Яге
Вслух читают предложения по цепочке.
С помощью суффиксов
Разбор по составу.
Окончание – основа слова – корень – приставка – суффикс
Решают записывают ответы
Вслух объясняют по цепочке орфограммы в словах
Ставят оценку
Работают самостоятельно по карточкам.
Подсчитывают результаты
|