СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к открытому уроку русского языка в 5 классе на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные".

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка в 5 классе»

Имена существительные собственные и нарицательные.

5-й класс

Цель урока: формирование представлений учащихся об именах существительных собственных и нарицательных.

Задачи урока:

1. Образовательные:

– активизировать полученные ранее знания учащихся о существительном;
– познакомить учеников с понятиями “собственное” и “нарицательное”;
– формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных.

2. Развивающие:

– развивать речь учащихся;
– развивать внимание учащихся;
– развивать практические навыки по определению имен существительных собственных и нарицательных.

3. Воспитательные:

– воспитывать речевую культуру;
– воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование: рабочие листы с материалами к уроку, презентация, план.

Ход урока

1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

– Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

2. Мобилизующий этап урока. Формулировка темы и задач урока.

– Отгадайте загадку:

Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.

Какую часть речи я имела ввиду? (Имя существительное)

– Что вы знаете о существительном? Расскажите об этой части речи, пользуясь кластером, который был составлен вами на прошлом уроке.







Имя существительное



Обозначает предмет к человек, рыба

ТО ?

ч дерево, солнце



Относится к одному из трёх родов: мужской, женский, средний



Изменяется по падежам и числам



Может быть любым членом предложения



– А сегодня мы продолжим открывать для себя имя существительное как часть речи и познакомимся с новыми понятиями.

3. Оформление тетрадей.

Запишите в тетрадях число, классная работа и оставьте строчку для темы урока.

II. Объяснение нового материала.

1. Актуализация знаний. Давайте поработаем в группах.

1 группа:

Задание: Прочитайте внимательно слова и разделите их на два столбика, запишите:

город, страна, Борисоглебск, улица, Серёжа, автобус, мама, Наталья.

– Что общего у записанных слов? К какой части речи относятся данные слова?

– Чем они отличаются? По какому принципу вы распределяли данные слова?

2 группа:

Задание: Прочитайте текст, выпишите из него все существительные , разделяя их на два столбика: 1 – существительные, обозначающие однородные предметы; 2 - существительные, обозначающие единичные предметы.

Если самолётом лететь из Воронежа на восток, то примерно через час внизу можно увидеть зелёный массив – знаменитую Теллермановскую дубраву. Ещё мгновение – и промелькнут две серебряные ниточки: это река Ворона вливается в Хопёр. И вот множество домов, сбегающих к приречным луговинам, тянущиеся к небу заводские трубы. Это Борисоглебск, старинный русский город, второй по значению в области после Воронежа

- С какой буквы пишутся слова в этих столбиках?



3 группа:

В волшебной стране Морфологии жили-были Имена Существительные. И были они все одинакового роста и настолько похожи друг на друга, что их не различали другие жители Морфологии.

Долго путали Имена Существительные: девочек, мальчиков, газеты, журналы, книги – всё было одинаковым. И решили тогда очень одинаковым существительным дать своё имя – собственное, только чтобы оно было для каждого своё.

Так появились имена существительные собственные: девочка Таня, Света, мальчик Костя, Лёша и другие. И такие имена существительные стали на голову выше других существительных – имён нарицательных. Вот поэтому собственные имена существительные пишутся с большой заглавной буквы.

Вопросы и задания:

1. Что вы узнали из сказки об именах собственных и нарицательных?

2. Как пишутся имена существительные собственные, а как нарицательные?

3. Какие существительные относятся к именам собственным?

Свои выводы запишите в таблицу и приведите примеры.

Имена собственные

Примеры

1.


2.


3.


4 группа: на основе теоретического материала учебника (стр. ) составьте текст на лингвистическую тему «Имена существительные собственные и нарицательные».

План.

1. Какие существительные относятся к нарицательным, а какие - к собственным?

2. Как пишутся имена существительные собственные?

3. Собственность или нарицательность является каким признаком имени существительного?

Проверку начинаем с 1 группы:

По какому принципу вы распределяли данные слова?

2 группа:

Какие существительные обозначают однородные предметы, а какие – единичные? Как вы это определили?

3 группа:

Что вы узнали из сказки? Что такое имена существительные собственные, а что такое – нарицательные?

4 группа: расскажите об именах собственных и нарицательных.

Как же мы сформулируем тему нашего урока? (Имена существительные собственные и нарицательные)

Давайте запишем её в тетрадь.

Итак. Речь сегодня пойдёт об именах существительных собственных и нарицательных. Что же нам нужно узнать сегодня на уроке?

2. Работа над новым материалом. (Суховерхова Маша)

– Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?

(Читает подготовленный ученик)

Прописная буква.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела, 
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею, 
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

– Какие важные дела у большой буквы? (Во время ответов детей на презентации появляется список с перечнем “важных дел” большой буквы) Добавить перечень из Памятки:

– имена, отчества, фамилии людей;
– географические названия;
– названия литературных произведений;
– названия исторических событий;
– названия картин, кинофильмов, спектаклей;
– названия предприятий;
– клички животных.

Памятка

– Вот такие важные дела у большой буквы. Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой.

III. Закрепление изученного материала.

1. Коллективная работа.

Составим коллективный адрес нашей школы по плану:

  1. Государство. (Россия)

  2. Город. (Борисоглебск)

  3. Область. (Воронежская )

  4. Переулок. (Гражданский)

  5. Дом. (9)

  6. Школа.(№ 6)

Какие имена существительные были в плане, а какие вы вписали?

Что обозначают эти имена собственные? (Географические названия)

А для чего нам нужны географические названия?

Физкультминутка.

– А сейчас, ребята, прошу вас встать. У нас необычная физкультминутка : мы проведём её с пользой. Стали все в круг. Сейчас мы поиграем в мяч. Мы будем бросать мячик друг другу. Но при этом повторим собственные и нарицательные имена существительные.

Кто быстрее: (Голуненкова Настя)

  • Вам даны на карточках названия городов России. Ваша задача выбрать только города Воронежской области:

Омск, Москва, Анна, Курск, Калач, Анапа, Россошь, Павловск, Борисоглебск, Мурманск

– Уберите карточки с названиями городов, не входящих в состав Воронежской области.

IV. Промежуточный контроль: (Аблаева Аня)

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин

Взаимопроверка.

1.б 2. Б 3.б 4. А

V. Подведение итогов урока.

Фамилия____________________________

Имя ___________________________

Дата проведения урока_______________

Этапы урока

Знаю хорошо

Сомневаюсь

Надо ещё поработать

1. Определение имени существительного




2. Понятие имён существительных собственных и нарицательных




3. Правописание имён существительных собственных




4. Сфера употребления имён существительных собственных






Маршрутный лист для учащихся

Фамилия____________________________

Имя ___________________________

Дата проведения урока_______________

маршрута

Название задания

Самооценка

Оценка консультанта

Оценка учителя

1.

Коллективная работа




2.

Кто быстрее




3.

Тест




Д/з: теоретический материал, п. , упр.



Приложение.

Кластер

Имя существительное



Обозначает предмет к человек, рыба

ТО ?

ч дерево, солнце



Относится к одному из трёх родов: мужской, женский, средний



Изменяется по падежам и числам



Может быть любым членом предложения





Карточка №1

Задание: Прочитайте внимательно слова и разделите их на два столбика, запишите:

город, страна, Борисоглебск, улица, Серёжа, автобус, мама, Наталья.

– Что общего у записанных слов? К какой части речи относятся данные слова?

– Чем они отличаются? По какому принципу вы распределяли данные слова?



Карточка №2

Задание: Прочитайте текст, выпишите из него все существительные , разделяя их на два столбика: 1 – существительные, обозначающие однородные предметы; 2 - существительные, обозначающие единичные предметы.

Если самолётом лететь из Воронежа на восток, то примерно через час внизу можно увидеть зелёный массив – знаменитую Теллермановскую дубраву. Ещё мгновение – и промелькнут две серебряные ниточки: это река Ворона вливается в Хопёр. И вот множество домов, сбегающих к приречным луговинам, тянущиеся к небу заводские трубы. Это Борисоглебск, старинный русский город, второй по значению в области после Воронежа

- С какой буквы пишутся слова в этих столбиках?



Карточка №3

В волшебной стране Морфологии жили-были Имена Существительные. И были они все одинакового роста и настолько похожи друг на друга, что их не различали другие жители Морфологии.

Долго путали Имена Существительные: девочек, мальчиков, газеты, журналы, книги – всё было одинаковым. И решили тогда очень одинаковым существительным дать своё имя – собственное, только чтобы оно было для каждого своё.

Так появились имена существительные собственные: девочка Таня, Света, мальчик Костя, Лёша и другие. И такие имена существительные стали на голову выше других существительных – имён нарицательных. Вот поэтому собственные имена существительные пишутся с большой заглавной буквы.

Вопросы и задания:

1. Что вы узнали из сказки об именах собственных и нарицательных?

2. Как пишутся имена существительные собственные, а как нарицательные?

3. Какие существительные относятся к именам собственным?

Свои выводы запишите в таблицу и приведите примеры.

Имена собственные

Примеры

1.


2.


3.




Карточка №4

На основе теоретического материала учебника (стр. ) составьте текст на лингвистическую тему «Имена существительные собственные и нарицательные».

План.

1. Какие существительные относятся к нарицательным, а какие - к собственным?

2. Как пишутся имена существительные собственные?

3. Собственность или нарицательность является каким признаком имени существительного?



– Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?

Прописная буква.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела, 
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею, 
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!



Коллективный адрес школы:

1. Государство -

2. Город –

3. Область -

4. Переулок -

5. Дом -

6. Школа -



Вам даны на карточках названия городов России. Ваша задача выбрать только города Воронежской области:

Омск, Москва, Анна, Курск, Калач, Анапа, Россошь, Павловск, Борисоглебск, Мурманск

– Уберите карточки с названиями городов, не входящих в состав Воронежской области.





Омск


Москва


Анна


Курск

Калач


Анапа


Россошь


Павловск

Мурманск




Борисоглебск

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!