Имена существительные собственные и нарицательные.
5-й класс
Цель урока: формирование представлений учащихся об именах существительных собственных и нарицательных.
Задачи урока:
1. Образовательные:
– активизировать полученные ранее знания учащихся о существительном;
– познакомить учеников с понятиями “собственное” и “нарицательное”;
– формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных.
2. Развивающие:
– развивать речь учащихся;
– развивать внимание учащихся;
– развивать практические навыки по определению имен существительных собственных и нарицательных.
3. Воспитательные:
– воспитывать речевую культуру;
– воспитывать любовь к малой родине.
Оборудование: рабочие листы с материалами к уроку, презентация, план.
Ход урока
1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.
– Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
2. Мобилизующий этап урока. Формулировка темы и задач урока.
– Отгадайте загадку:
Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.
Какую часть речи я имела ввиду? (Имя существительное)
– Что вы знаете о существительном? Расскажите об этой части речи, пользуясь кластером, который был составлен вами на прошлом уроке.
Обозначает предмет к человек, рыба ТО ? ч дерево, солнце |
Относится к одному из трёх родов: мужской, женский, средний |
Изменяется по падежам и числам |
Может быть любым членом предложения |
– А сегодня мы продолжим открывать для себя имя существительное как часть речи и познакомимся с новыми понятиями.
3. Оформление тетрадей.
Запишите в тетрадях число, классная работа и оставьте строчку для темы урока.
II. Объяснение нового материала.
1. Актуализация знаний. Давайте поработаем в группах.
1 группа:
Задание: Прочитайте внимательно слова и разделите их на два столбика, запишите:
город, страна, Борисоглебск, улица, Серёжа, автобус, мама, Наталья.
– Что общего у записанных слов? К какой части речи относятся данные слова?
– Чем они отличаются? По какому принципу вы распределяли данные слова?
2 группа:
Задание: Прочитайте текст, выпишите из него все существительные , разделяя их на два столбика: 1 – существительные, обозначающие однородные предметы; 2 - существительные, обозначающие единичные предметы.
Если самолётом лететь из Воронежа на восток, то примерно через час внизу можно увидеть зелёный массив – знаменитую Теллермановскую дубраву. Ещё мгновение – и промелькнут две серебряные ниточки: это река Ворона вливается в Хопёр. И вот множество домов, сбегающих к приречным луговинам, тянущиеся к небу заводские трубы. Это Борисоглебск, старинный русский город, второй по значению в области после Воронежа
- С какой буквы пишутся слова в этих столбиках?
3 группа:
В волшебной стране Морфологии жили-были Имена Существительные. И были они все одинакового роста и настолько похожи друг на друга, что их не различали другие жители Морфологии.
Долго путали Имена Существительные: девочек, мальчиков, газеты, журналы, книги – всё было одинаковым. И решили тогда очень одинаковым существительным дать своё имя – собственное, только чтобы оно было для каждого своё.
Так появились имена существительные собственные: девочка Таня, Света, мальчик Костя, Лёша и другие. И такие имена существительные стали на голову выше других существительных – имён нарицательных. Вот поэтому собственные имена существительные пишутся с большой заглавной буквы.
Вопросы и задания:
1. Что вы узнали из сказки об именах собственных и нарицательных?
2. Как пишутся имена существительные собственные, а как нарицательные?
3. Какие существительные относятся к именам собственным?
Свои выводы запишите в таблицу и приведите примеры.
Имена собственные | Примеры |
1. | |
2. | |
3. | |
4 группа: на основе теоретического материала учебника (стр. ) составьте текст на лингвистическую тему «Имена существительные собственные и нарицательные».
План.
1. Какие существительные относятся к нарицательным, а какие - к собственным?
2. Как пишутся имена существительные собственные?
3. Собственность или нарицательность является каким признаком имени существительного?
Проверку начинаем с 1 группы:
По какому принципу вы распределяли данные слова?
2 группа:
Какие существительные обозначают однородные предметы, а какие – единичные? Как вы это определили?
3 группа:
Что вы узнали из сказки? Что такое имена существительные собственные, а что такое – нарицательные?
4 группа: расскажите об именах собственных и нарицательных.
Как же мы сформулируем тему нашего урока? (Имена существительные собственные и нарицательные)
Давайте запишем её в тетрадь.
Итак. Речь сегодня пойдёт об именах существительных собственных и нарицательных. Что же нам нужно узнать сегодня на уроке?
2. Работа над новым материалом. (Суховерхова Маша)
– Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?
(Читает подготовленный ученик)
Прописная буква.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
– Какие важные дела у большой буквы? (Во время ответов детей на презентации появляется список с перечнем “важных дел” большой буквы) Добавить перечень из Памятки:
– имена, отчества, фамилии людей;
– географические названия;
– названия литературных произведений;
– названия исторических событий;
– названия картин, кинофильмов, спектаклей;
– названия предприятий;
– клички животных.
Памятка
– Вот такие важные дела у большой буквы. Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой.
III. Закрепление изученного материала.
1. Коллективная работа.
Составим коллективный адрес нашей школы по плану:
Государство. (Россия)
Город. (Борисоглебск)
Область. (Воронежская )
Переулок. (Гражданский)
Дом. (9)
Школа.(№ 6)
Какие имена существительные были в плане, а какие вы вписали?
Что обозначают эти имена собственные? (Географические названия)
А для чего нам нужны географические названия?
Физкультминутка.
– А сейчас, ребята, прошу вас встать. У нас необычная физкультминутка : мы проведём её с пользой. Стали все в круг. Сейчас мы поиграем в мяч. Мы будем бросать мячик друг другу. Но при этом повторим собственные и нарицательные имена существительные.
Кто быстрее: (Голуненкова Настя)
Омск, Москва, Анна, Курск, Калач, Анапа, Россошь, Павловск, Борисоглебск, Мурманск
– Уберите карточки с названиями городов, не входящих в состав Воронежской области.
IV. Промежуточный контроль: (Аблаева Аня)
Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
1. Имена существительные собственные называют:
а) однородные предметы
б) единичные предметы.
2.Нарицательные существительные пишутся:
а) с большой буквы
б) с маленькой буквы
3.В какой строке все слова написаны верно:
а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров
4.В какой строке допущена ошибка:
а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин
Взаимопроверка.
1.б 2. Б 3.б 4. А
V. Подведение итогов урока.
Фамилия____________________________
Имя ___________________________
Дата проведения урока_______________
Этапы урока | Знаю хорошо | Сомневаюсь | Надо ещё поработать |
1. Определение имени существительного | | | |
2. Понятие имён существительных собственных и нарицательных | | | |
3. Правописание имён существительных собственных | | | |
4. Сфера употребления имён существительных собственных | | | |
Маршрутный лист для учащихся
Фамилия____________________________
Имя ___________________________
Дата проведения урока_______________
№ маршрута | Название задания | Самооценка | Оценка консультанта | Оценка учителя |
1. | Коллективная работа | | | |
2. | Кто быстрее | | | |
3. | Тест | | | |
Д/з: теоретический материал, п. , упр.
Приложение.
Кластер
Обозначает предмет к человек, рыба ТО ? ч дерево, солнце |
Относится к одному из трёх родов: мужской, женский, средний |
Изменяется по падежам и числам |
Может быть любым членом предложения |
Карточка №1
Задание: Прочитайте внимательно слова и разделите их на два столбика, запишите:
город, страна, Борисоглебск, улица, Серёжа, автобус, мама, Наталья.
– Что общего у записанных слов? К какой части речи относятся данные слова?
– Чем они отличаются? По какому принципу вы распределяли данные слова?
Карточка №2
Задание: Прочитайте текст, выпишите из него все существительные , разделяя их на два столбика: 1 – существительные, обозначающие однородные предметы; 2 - существительные, обозначающие единичные предметы.
Если самолётом лететь из Воронежа на восток, то примерно через час внизу можно увидеть зелёный массив – знаменитую Теллермановскую дубраву. Ещё мгновение – и промелькнут две серебряные ниточки: это река Ворона вливается в Хопёр. И вот множество домов, сбегающих к приречным луговинам, тянущиеся к небу заводские трубы. Это Борисоглебск, старинный русский город, второй по значению в области после Воронежа
- С какой буквы пишутся слова в этих столбиках?
Карточка №3
В волшебной стране Морфологии жили-были Имена Существительные. И были они все одинакового роста и настолько похожи друг на друга, что их не различали другие жители Морфологии.
Долго путали Имена Существительные: девочек, мальчиков, газеты, журналы, книги – всё было одинаковым. И решили тогда очень одинаковым существительным дать своё имя – собственное, только чтобы оно было для каждого своё.
Так появились имена существительные собственные: девочка Таня, Света, мальчик Костя, Лёша и другие. И такие имена существительные стали на голову выше других существительных – имён нарицательных. Вот поэтому собственные имена существительные пишутся с большой заглавной буквы.
Вопросы и задания:
1. Что вы узнали из сказки об именах собственных и нарицательных?
2. Как пишутся имена существительные собственные, а как нарицательные?
3. Какие существительные относятся к именам собственным?
Свои выводы запишите в таблицу и приведите примеры.
Имена собственные | Примеры |
1. | |
2. | |
3. | |
Карточка №4
На основе теоретического материала учебника (стр. ) составьте текст на лингвистическую тему «Имена существительные собственные и нарицательные».
План.
1. Какие существительные относятся к нарицательным, а какие - к собственным?
2. Как пишутся имена существительные собственные?
3. Собственность или нарицательность является каким признаком имени существительного?
– Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?
Прописная буква.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Коллективный адрес школы:
1. Государство -
2. Город –
3. Область -
4. Переулок -
5. Дом -
6. Школа -
Вам даны на карточках названия городов России. Ваша задача выбрать только города Воронежской области:
Омск, Москва, Анна, Курск, Калач, Анапа, Россошь, Павловск, Борисоглебск, Мурманск
– Уберите карточки с названиями городов, не входящих в состав Воронежской области.
Омск
Москва
Анна
Курск
Калач
Анапа
Россошь
Павловск
Мурманск
Борисоглебск
Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
1. Имена существительные собственные называют:
а) однородные предметы
б) единичные предметы.
2.Нарицательные существительные пишутся:
а) с большой буквы
б) с маленькой буквы
3.В какой строке все слова написаны верно:
а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров
4.В какой строке допущена ошибка:
а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин