Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Проверка готовности рабочих мест к началу урока. Приветственное слово: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Вот книжки на столе, а вот – тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный – Сегодня у ребят урок уж очень важный. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний! | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. | Личностные: настрой на позитивное начало урока |
2.Актуализация знаний Цель этапа: пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения. | Слово учителя: В начале нашего урока я предлагаю вам поработать со следующим заданием. Задание1. Подберите к словам словообразовательные пары. Запишите слова путем поморфемного письма, укажите способ словообразования. Пришел Сбросил Презабавный Бесшумный Безнадежный (Слайд2) | Выполняют задание | Регулятивные: применяют знания, умения и навыки, приобретенные на предыдущих уроках. |
3.Постановка цели урока, учебной задачи Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации | Слово учителя: Отгадайте загадку Приставляемся всегда мы к началу слова И меняем без труда Смысл его на новый. В речи очень много нас! ЗА, У, ДО, НЕ, БЕС, ПО, РАС! И другие тоже есть, Всех нас трудно перечесть! Твердо помните, друзья! В языке без нас нельзя! Итак, о чем мы сегодня с вами продолжаем говорить? (о приставках) На прошлом уроке разговор был о неизменяемых на письме приставках. Послушайте еще одно стихотворение и попытайтесь сформулировать тему нашего урока. Приставки, оканчивающиеся на З/С Живут на свете, людям помогая, Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-. Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой "с".
Посмотрите на соседа - Эффективный ход простой! - И в приставке "с" пишите, Если вслед за ним глухой! Водит дружбу "з" со звонким - Вот что нужно знать ребёнку! (Слайд 3) Таким образом, тема нашего урока… Сегодня мы должны узнать… Научиться… (Слайд 4) | Формулируют тему, цель и задачи урока . | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса |
4.Постановка проблемы. Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем) | Слово учителя: Прослушайте еще раз это стихотворение. И попробуйте с помощью этого стиха сформулировать правило написание приставок на з-, с-. Вооружитесь ручками и запишите это правило в тетрадь Живут на свете, людям помогая, Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-. Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой "с".
Посмотрите на соседа - Эффективный ход простой! - И в приставке "с" пишите, Если вслед за ним глухой! Водит дружбу "з" со звонким - Вот что нужно знать ребёнку! Применим правило, которое у каждого из вас должно получиться на практике. Задание2 Вставьте пропущенные буквы (по одному ученику, обучающийся должен вставить букву, объяснить свой выбор, пользуясь правилом, которое он записал в тетрадь) Ра…глядеть Ра…певать Бе…печный Ни..падать Ни…вергаться Во…радоваться И…текший (Слайд5) | Слушают стихотворение Формулируют на основе стихотворения правило Выполняют задание по цепочке Сталкиваются с затруднением. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: объясняют выбор буквы в написании приставок |
5. Этап изучения нового материала. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения, получить новые знания о местоимении как части речи. | Слово учителя: Обратимся к нашему учебнику. Прочитаем теоретический материал на с.19. Дополните свои записи в тетрадях о написании приставок, оканчивающихся на з-, с-. Итак, объясните мне написание слов: восхождение возрождение (Слайд6) | Читают теоретический материал. Дополняют свои записи. Применяют изученное правило на практике | Регулятивные: понимание цели этого этапа работы. Коммуникативные : умение сотрудничать, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Познавательные: умение понимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать информацию. Личностные: умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других, оценивать себя и своих одноклассников. |
6. Физкультминутка. Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. | Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть (слайд7) | | |
7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи | Слово учителя: Следующее задание для вас. Работаем по группам. 1 вариант записывает только слова с приставкой, которая заканчивается на с-. 2 вариант записывает слова с приставками на з-. потом меняемся тетрадями и проверяем попарно. Распределительный диктант Безвкусица, бесформенный, безжалостный, распилить, расписание, безграничный, несговорчивый, бесконечный, бездушный, безбрежный, беспредельный. (Слайд 8) Дополнительное задание: объяснить значение слова безбрежный Выполним упражнение из учебника Упражнение 440, 441 Слово учителя: А теперь мы с вами поработаем со значением некоторых слов. Вам необходимо будет по толкованию определить слово и объяснить его написание. Задание Небо, в котором нет звезд – (беззвездное) Человек, который пишет неграмотно – (безграмотный) Лишенный спокойствия, нервный – (беспокойный) Совершить непроизвольное резкое движение телом от испуга – (вздрогнуть) Результат какого-либо действия – (исход) (Слайд9) | Работают по вариантам. Распределяют слова Проверяют, оценивают друг друга По толкованию определяют слово | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: развитие умения решать учебно- познавательные задачи | Тест по теме "буквы з, с на конце приставок" (слайд10) 1. В каком слове пишется З А) и..вестить; Б) и..пуганный; В) бе..шумный. 2. В каком слове пишется С А) бе..злобный; Б) бе..чувственный; В) ни..водить. 3. В каком слове пишется З А) и..ключить Б) ра..сердиться В) ра..ложить 4 В каком слове пишется С А) во..любить; Б) и..порченный В) во..хождение; Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполненной работы и оцените своего товарища. Ответы тестов (1 –а, 2 –б, 3 –в, 4 –б, в) | Работают с тестами. Оценивают свою работу. Ответы проверяют по ключу. Сравнивают свою оценку. | Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мыс- ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
9. Итог урока. Домашнее задание | Вопросы: Вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока, достигли ли мы ее? Домашнее задание: выполнить упражнение 442, выучить теорию на с.19 | Ведут диалог, повторяют основные определения и правила, записывают домашнее задание | Регулятивные: анализ работы на уроке Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации |
10. Этап рефлексии учебной деятельности. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | Вопросы: Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке? Нарисуйте смайлик на полях, который отражает ваше настроение. Как вы оцениваете свою работу на уроке и работу одноклассников? Оцени работу всего класса. | Оценивают свою работу на уроке. Оценивают работу класса | Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |