СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Правописание приставок на з-, с-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание приставок на з-, с-" УМК С.И. Львова.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Правописание приставок на з-, с-"»

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Правописание приставок на з-,с-».

Предмет: русский язык

Учитель: Бурыкина Оксана Сергеевна

УМК: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3х частях. Ч.2 / С.И. Львова, В.В. Львов

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: познакомить с орфограммой буквы з, с на конце приставок.

Задачи:

1.Обучающая: сообщить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова.
2.Развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память.
3.Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научиться определять написание з-, с- на конце приставок

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников – учебника, электронных ресурсов.

Личностные: понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Познавательные УУД: анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию, выполнять учебно-познавательные действия, приобретать умения использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и электронных ресурсах, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки, сопоставлять свою работу с образцами, находить информацию, представленную в неявном виде, группировать объекты по определенным признакам, осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики, целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности на учебном занятии.

Личностные УУД: формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала, развитие адекватной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, взаимопомощь, формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, анализ и рефлексия, самооценка деятельности.

Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению, умение строить монологическое высказывание, высказывание и обоснование собственной точки зрения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.


Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Приветственное слово: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня у ребят урок уж очень важный.


А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!


Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.


Личностные: настрой на позитивное начало урока




2.Актуализация знаний

Цель этапа: пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.



Слово учителя: В начале нашего урока я предлагаю вам поработать со следующим заданием.

Задание1. Подберите к словам словообразовательные пары. Запишите слова путем поморфемного письма, укажите способ словообразования.

Пришел

Сбросил

Презабавный

Бесшумный

Безнадежный (Слайд2)




Выполняют задание



Регулятивные: применяют знания, умения и навыки, приобретенные на предыдущих уроках.



3.Постановка цели урока, учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Слово учителя: Отгадайте загадку

Приставляемся всегда мы к началу слова

И меняем без труда

Смысл его на новый.

В речи очень много нас!

ЗА, У, ДО, НЕ, БЕС, ПО, РАС!

И другие тоже есть,

Всех нас трудно перечесть!

Твердо помните, друзья!

В языке без нас нельзя!

Итак, о чем мы сегодня с вами продолжаем говорить? (о приставках)

На прошлом уроке разговор был о неизменяемых на письме приставках. Послушайте еще одно стихотворение и попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

Приставки, оканчивающиеся на З/С
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой "с".

Посмотрите на соседа -
Эффективный ход простой! -
И в приставке "с" пишите,
Если вслед за ним глухой!
Водит дружбу "з" со звонким -
Вот что нужно знать ребёнку! (Слайд 3)


Таким образом, тема нашего урока…

Сегодня мы должны узнать…

Научиться… (Слайд 4)

Формулируют тему, цель и задачи урока


.



Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса

4.Постановка проблемы.

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем)




Слово учителя: Прослушайте еще раз это стихотворение. И попробуйте с помощью этого стиха сформулировать правило написание приставок на з-, с-. Вооружитесь ручками и запишите это правило в тетрадь

Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой "с".

Посмотрите на соседа -
Эффективный ход простой! -
И в приставке "с" пишите,
Если вслед за ним глухой!
Водит дружбу "з" со звонким -
Вот что нужно знать ребёнку!

Применим правило, которое у каждого из вас должно получиться на практике.

Задание2 Вставьте пропущенные буквы (по одному ученику, обучающийся должен вставить букву, объяснить свой выбор, пользуясь правилом, которое он записал в тетрадь)

Ра…глядеть

Ра…певать

Бе…печный

Ни..падать

Ни…вергаться

Во…радоваться

И…текший (Слайд5)

Слушают стихотворение


Формулируют на основе стихотворения правило





Выполняют задание по цепочке

Сталкиваются с затруднением.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: объясняют выбор буквы в написании приставок



5. Этап изучения нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения, получить новые знания о местоимении как части речи.


Слово учителя: Обратимся к нашему учебнику. Прочитаем теоретический материал на с.19.

Дополните свои записи в тетрадях о написании приставок, оканчивающихся на з-, с-.

Итак, объясните мне написание слов: восхождение

возрождение (Слайд6)




Читают теоретический материал. Дополняют свои записи. Применяют изученное правило на практике

Регулятивные: понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные : умение сотрудничать,

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.


Познавательные: умение понимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать информацию.

Личностные: умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других, оценивать себя и своих одноклассников.

6. Физкультминутка.

Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.


Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть (слайд7)




7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи


Слово учителя: Следующее задание для вас.

Работаем по группам. 1 вариант записывает только слова с приставкой, которая заканчивается на с-. 2 вариант записывает слова с приставками на з-. потом меняемся тетрадями и проверяем попарно.

Распределительный диктант

Безвкусица, бесформенный, безжалостный, распилить, расписание, безграничный, несговорчивый, бесконечный, бездушный, безбрежный, беспредельный. (Слайд 8)

Дополнительное задание: объяснить значение слова безбрежный


Выполним упражнение из учебника

Упражнение 440, 441

Слово учителя: А теперь мы с вами поработаем со значением некоторых слов. Вам необходимо будет по толкованию определить слово и объяснить его написание.

Задание

  1. Небо, в котором нет звезд – (беззвездное)

  2. Человек, который пишет неграмотно – (безграмотный)

  3. Лишенный спокойствия, нервный – (беспокойный)

  4. Совершить непроизвольное резкое движение телом от испуга – (вздрогнуть)

  5. Результат какого-либо действия – (исход) (Слайд9)


Работают по вариантам.

Распределяют слова

Проверяют, оценивают друг друга








По толкованию определяют слово

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать

в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: развитие умения решать учебно- познавательные задачи

Тест по теме "буквы з, с на конце приставок" (слайд10)

1. В каком слове пишется З

А) и..вестить;

Б) и..пуганный;

В) бе..шумный.


2. В каком слове пишется С

А) бе..злобный;

Б) бе..чувственный;

В) ни..водить.


3. В каком слове пишется З

А) и..ключить

Б) ра..сердиться

В) ра..ложить

4 В каком слове пишется С

А) во..любить;

Б) и..порченный

В) во..хождение;

Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполненной работы и оцените своего товарища.

Ответы тестов (1 –а, 2 –б, 3 –в, 4 –б, в)

Работают с тестами.

Оценивают свою работу.

Ответы проверяют по ключу.

Сравнивают свою оценку.

Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мыс-

ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

9. Итог урока. Домашнее задание

Вопросы: Вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока, достигли ли мы ее?

Домашнее задание: выполнить упражнение 442, выучить теорию на с.19


Ведут диалог, повторяют основные определения и правила, записывают домашнее задание

Регулятивные: анализ работы на уроке

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации


10. Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Вопросы: Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке?

Нарисуйте смайлик на полях, который отражает ваше настроение.


Как вы оцениваете свою работу на уроке и работу одноклассников?

Оцени работу всего класса.

Оценивают свою работу на уроке.

Оценивают работу класса

Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!