СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе на тему "Деепричастие" обобщающий урок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: « Обобщающий урок по теме «Деепричастие».( 1 слайд)

 

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид   урока: комбинированный.

Средства обучения: 1. учебник русского языка для 7 класса;

                                   2. раздаточный материал;

Цель урока: обобщение и систематизация знаний, подготовка к контрольной

                     работе;

                     формирование навыков исследовательской  работы;

                     воспитание внимательного отношения к слову.

              

Задачи:

  • совершенствовать умения и навыки в употреблении деепричастий и

деепричастных оборотов;

  • совершенствовать умение анализировать текст, выявляя в нем роль деепричастий;
  • формировать умение учащихся презентовать свои наблюдения;
  • способствовать развитию  внимания, памяти, мышления, речи.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка  к усвоению материала.
  1. Разминка:

узнайте, о какой части речи говорится в данном синквейне.

(Синквейн— пятистрочная стихотворная форма. Используется в дидактических целях  как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. ) ( 2 слайд)

Часть речи. 

Образная, изящная.

Добавляет, уточняет, разъясняет.

Соединяет признаки глагола и наречия

??? ( Деепричастие)

III. Основное содержание урока:

  1. Повторение и обобщение изученного материала.

А)    Фронтальный опрос.

      - Что называется деепричастием?

      -  Как определить вид деепричастия?

Б) Распределительный диктант.

 В 1 столбик выписать деепричастия несовершенного вида, во 2 столбик  - деепричастия совершенного вида.

Выписывать только деепричастия. Выделите суффиксы деепричастий.

Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья.

Вывод:    как образуются деепричастия несовершенного вида, совершенного вида?

 В)  Укажите глаголы, от которых нельзя  образовать деепричастия несовершенного вида. ( з слайд)

        А) опускать, шлифовать, вырабатывать;

        Б) бегут, текут, мажут, шьют;

        В) оттачивать, зажимать, упираться;

        Г) держать, обрабатывать, вставать.

Вывод: не от всех глаголов можно образовать деепричастия.

Г) Прочитайте четверостишья И.А.Бунина, найдите в них деепричастия. ( 4 слайд)

Объясните, почему в первом отрывке запятая стоит перед словом синея, а во втором синея выделяется с обеих сторон.

К прибрежью моря длинная аллея Ведет вдали как будто в небосклон: Там море поднимается, синея Меж позабытых мраморных колонн…

Вечерняя безмолвная аллея Зовет меня к скалистым берегам, Где море поднимается, синея, К пустынным и далеким небесам.

Вывод: - что называется деепричастным оборотом?

               - знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами.

Д) Укажите предложения с деепричастным оборотом, спишите его, объясните постановку знаков препинания.

(Знаки препинания не расставлены). (5 слайд)

1.  Блеснула яркая молния  и раздался удар грома.

2.  Много тайн хранят леса  опаленные войной.

3.  Не узнав горя  не узнаешь и радости.

4.  Мальчик шел и не разбирал дороги.

5.  Он работал спустя рукава.

 

Фразеологический оборот с деепричастием запятыми не выделяется.

 

Дело в том, что фразеологический оборот – особая единица языка. Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Работать спустя рукава – это значит работать плохо. Деепричастие, входящее в состав фразеологического оборота, теряет свою силу как часть речи и не обособляется.

Какое предложение можно перестроить, заменив глагол деепричастием?

Запишите его.

 Объясните написание НЕ с деепричастием.

Что необходимо учитывать, строя предложения с деепричастиями?

 

Е) Какие объявления не содержат речевых ошибок?  ( 6 слайд)

       Исправьте ошибки ( устно).

1) «Проверяйте деньги, не отходя от кассы!»

2) «Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!»

3) «Проверяйте сумки и кошельки, выходящие из магазина!»

4) «Заходя в магазин, оставляйте собак на улице!»

 

IY. Проверка усвоения материала.  ( 7 слайд)

 

Если Вы согласны с моим утверждением, поставьте «1», если нет – «0».

Утверждения:

  1. Деепричастие - самостоятельная часть речи.
  2. Деепричастный оборот выделяется запятыми, только когда стоит после определяемого слова.
  3. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
  4. НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно.
  5. Деепричастие и деепричастный оборот являются обстоятельством.
  6. Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ?

Ответ: 10 10 10

Y. Употребление деепричастий в речи. ( 8 слайд)

    1. Выступления учащихся со своими наблюдениями (приложение № 2)

     Вывод: какова роль деепричастий в речи?

Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной, дорисовывая основное действие.

  1. РР  Составить мини-текст с деепричастиями  по картинке.  ( 9 слайд)

YI. Задание на дом. Стр.91 – 92 (вопросы), упр.194  (10 слайд)

 YII.  Подведение итогов. Выставление оценок. (11 слайд)