СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе по теме «Служебные и самостоятельные части речи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 7 классе по теме «Служебные и самостоятельные части речи». Первый в системе уроков по теме «Служебные части речи», реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией   

 Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. Учебник [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык.7 класс. М.: «Просвещение» 2014.] Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости. Работа на уроке проводится на основе отрывков из произведений А.С. Пушкина для воспитания интереса к его творчеству, любви и уважения к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме «Служебные и самостоятельные части речи».»

Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи».

Цели:

  • Учить детей различать самостоятельные и служебные части речи по особенностям значения и роли в предложении;

  • Показать соотношение самостоятельных и служебных частей речи в языке и частотность их употребления;

  • Совершенствовать навыки разбора, устную и письменную речь

  • Развивать орфографическую зоркость;

  • Содействовать воспитанию интереса к жизни и творчеству А.С. Пушкина.

Задачи урока: 

  • Организовать работу в деятельном режиме. 

  • Исследовать тему и обосновать выводы. 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

- Изучение какой темы урока мы завершили вчера? (наречие).

- Да, верно. Изучением темы «Наречие» мы завершили, наконец, длинную марафонскую дистанцию по Стране Русского Языка по Республике Морфологии, а если точнее – по одной из самых сложных областей – Области Самостоятельных частей речи. Наш путь был долгим и очень напоминал кросс – бег по пересеченной местности: по ровной дорожке мы бежали легко и быстро; переходили на трусцу, когда на пути вставали небольшие преграды, а порой и шли, да и не просто шли, а карабкались, преодолевая сложные препятствия. И вот – финиш! Результат бегуна – спортсмена определяет, замерев, стрелка секундомера. А как определяется наш результат? (по знаниям).

  1. Подготовка к восприятию нового материала на основе знаний о самостоятельных частях речи. Повторение.

  1. Найди соответствие.

- Что ж, посмотрим, что вы знаете о самостоятельных частях речи?

- Назовите их.

- Какие из них являются именами?

Задание: соотнесите части речи с их значением, используя в записи только порядковые номера. (слайд №1, 1 ученик работает у доски).

1. наречие 1. предмет

2. прилагательное 2. количество предметов

3. местоимение 3. признак действия

4. существительное 4. признак предмета

5. глагол 5. указание на предмет, признак

6. числительное 6. действие предмета

Ключ:

1-3

2-4

3-5

4-1

5-6

6-2

- Ребята, а теперь вспомните, что вы знаете об изменении самостоятельных частей речи? (склонение, спряжение, не изменяется).

Задание: соотнесите части речи и способы их изменения, используя только порядковые номера. Цифры второго столбика используйте столько раз, сколько необходимо. ( слайд №2, 1 ученик работает у доски)

    1. наречие 1. склоняется

    2. прилагательное 2. спрягается

    3. местоимение 3. не изменяется

    4. существительное

    5. глагол

    6. числительное

    7. причастие

    8. деепричастие

    9. категория состояния

Ключ:

1-3

2-1

3-1

4-1

5-2

6-1

7-1

8-3

9-3

- Сделайте вывод об изменении самостоятельных частей речи.

- Мы с вами убедились, что все самостоятельные части речи что-то обозначают, т.е. имеют лексическое значение. А еще какие признаки самостоятельных частей речи вы можете назвать? ( отвечают на вопросы, являются членами предложения).

  1. Синтаксическая пятиминутка.

- Докажите это, разобрав предложение:

Буря мглою небо кроет вихри снежные крутя.

- Кто автор этих строк? Сегодня на уроке у нас в гостях автор этих слов. ( портрет Пушкина) Ребята, как вы думаете, каков был словарный запас Александра Сергеевича?

Оказывается, в своих произведениях и письмах Пушкин употребил более двадцати одной тысячи слов. Однако словарный запас Пушкина не исчерпывался двадцатью одной тысячей слов.

Каждый из нас знает слов гораздо больше, чем употребляет… Так и у Пушкина в его произведениях нет многих слов, хотя они в его время существовали и, конечно, были ему известны…

Двадцать одна тысяча слов, употребленных Пушкиным в его произведениях, указывает на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться словарным богатством русского языка.

- Откуда они?

- Кто может прочитать еще несколько строк из этого стихотворения?

- Кому оно посвящено?

Задания: (слайд )

Всем: списать, расставить знаки препинания, объяснить.

1 вариант: разобрать по членам ( 1 ученик у доски).

2 вариант: обозначить части речи ( 1 ученик у доски).

- Относится ли слово «крутя» к самостоятельным частям речи?

  1. Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 108. сколько здесь столбиков? (2)

- Составьте и запишите предложения из слов левого столбика, употребляя глаголы в форме прошедшего времени, а существительные и прилагательные в нужном падеже.


(слайд № ) Поработаем с подчеркнутыми орфограммами. (по цепочке)

  1. Арина Родионовна нянчила Пушкина.

  2. Она пела ему русские сказки.

- Объясните, почему здесь употребляется глагол «пела»?

  1. Она была верной «подругой дней суровых» опального поэта.

- Ребята, значение какого слова вам неизвестно? (опального)

Объяснение лексического значения слова «опальный». (слайд № )

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

опала

опалы, ж.

  1. В допетровской России - гнев, немилость царя к провинившемуся боярину, а также наказание, налагавшееся на такого боярина (истор.; ср. опалиться во 2 знач.). Царская опала Боярин в опале. Наложить на кого-н. опалу. Нас каждый день опала ожидает, тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы. Пушкин. Большой воевода Василий Васильевич Голицын рассылал грозные указы, грозил опалой, разорением и батогами. А.Н. Толстой.

  2. перен. Всякая немилость, нерасположение к зависимому лицу. Опала властей отозвалась и на частных уроках Льва Саввича. Данилевский. ? Вообще нелюбовь, недружелюбное, отрицательное отношение к кому-чему-н. (чаще шутл.). Этот человек в опале у друзей. Издавна чтенье разлюбил, однако несколько творений он из опалы исключил. Пушкин.


- Кто из вас может кратко рассказать о том, за что Пушкин оказался в опале.

- Прочтите получившуюся запись.

- Можно ли назвать ее текстом? Докажите.

-А теперь попробуйте составить предложения из слов правого столбика.

- Удалось?

- Почему? Что это за слова?

(предлоги, союзы, частицы).

  1. Работа над новым материалом.

  1. Постановка цели урока.

- Сегодня на уроке мы начнем знакомство со служебными частями речи (назвать), научимся отличать их от самостоятельных частей речи, узнаем о их роли в предложении. Запишите тему урока в тетрадь.

  1. Работа в парах.

- Чем же отличаются служебные части речи от самостоятельных? Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем в парах: сравните последнее слово первого столбика и первое слова второго. ( «поэт» и «в») стр. 108

С каждым словом работаем по плану: (слайд № )

1. На какой вопрос отвечает?

2. Что обозначает?

3. Объясните (растолкуйте) его лексическое значение.

4. Является ли слово членом предложения? Если является, то каким?

5. К какой части речи относится? (самостоятельной или служебной).

- А теперь, ребята, сделайте вывод об отличительных признаках служебных частей речи. (учащиеся называют их)

  1. Постановка проблемного вопроса.

- А сейчас попробуем решить такой вопрос: в каких же взаимоотношениях находятся между собой самостоятельные и служебные части речи. Часто среди людей можно услышать такие слова: «Может ты и обойдешься без меня, а я вот без тебя не обойдусь». Как вы думаете, кто из наших «героев» мог бы сделать такое признание?

Вывод: Самостоятельные части речи могут употребляться без служебных, а служебные без самостоятельных не употребляются.

- Что вы можете сказать об изменении служебных частей речи? (не изменяются)

  1. Закрепление изученного материала.

1) Самостоятельная работа (в парах) с текстами по вариантам.

- Только что мы с вами убедились, что служебные части речи ничего не обозначают, ни на какие вопросы не отвечают, членами предложения не являются. А может быть они вообще не нужны? А если нужны, то зачем? Давайте выясним.

Тексты распечатаны для каждого ученика. После выполнения, комментируют свои ответы.

Задания: Выяснить, какие из подчеркнутых слов являются союзами, предлогами, частицами, и для чего они служат в предложениях.

1 вариант.

А) По дороге зимней скучной

Тройка борзая бежит.

Б) В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе.

Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе.

2 вариант.

А) Прозрачный лес один чернеет,

И лес сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Б) Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

3 вариант.

А) Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Б) Что за прелесть эти сказки!

2) Игра «Третье лишнее».

А) в, над, а, по

Б) к, из, от, не

В) чтобы, бы, и, по

Г) во, вот, ни, ли

3) Самостоятельная работа ( по группам). 1 группа – мотивированные на учебу учащиеся, 2 – среднеуспевающие.

1 группа ( материал распечатан).

Не торопясь, вдумчиво прочитайте отрывок из автобиографического романа Ивана Алексеевича Бунина «Жизнь Арсеньева». Какими чувствами пронизаны воспоминания детских лет, что произвело на мальчика незабываемое впечатление?

Пушкин поразил меня своим колдовским прологом к «Руслану»:

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том...

Казалось бы, какой пустяк – несколько хороших, пусть даже прекрасных, на редкость прекрасных стихов! А меж тем они на весь век вошли во все мое существо, стали одной из высших радостей, пережитых мной на земле. Казалось бы, какой вздор – какое-то никогда и нигде не существовавшее лукоморье, какой-то «ученый» кот, ни с того ни с сего очутившийся на нем и зачем-то прикованный к дубу, какой-то леший, русалки и «на неведомых дорожках следы невиданных зверей». Но, очевидно, в том-то и дело, что вздор, нечто нелепое, небывалое, а не что-нибудь разумное, подлинное; в том-то и сила, что и над самим стихотворцем колдовал кто-то неразумный, хмельной и «ученый» в хмельном деле: чего стоит эта ворожба кругообразных, непрестанных движений («и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом»), и эти «неведомые дорожки», и «следы невиданных зверей», – только следы, а не сами звери! – и это «о заре», а не на заре, та простота, точность, яркость начала (лукоморье, зеленый дуб, златая цепь), а потом – сон, наваждение, многообразие, путаница, что-то плывущее и меняющееся, подобно ранним утренним туманам и облакам какой-то заповедной северной страны, дремучих лесов у лукоморья, столь волшебного:

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской...

    1. Выделите в тексте (можно цветным карандашом)служебные части речи. Проследите: какие служебные части речи используются в тексте наиболее часто? Какие значения падежной формы существительного помогает выразить предлог на?

    2. Какой предлог вызвал особое внимание писателя? Как вы думаете: почему?

2 группа – упражнение 248.

4) Упражнение на определение частотности употребления служебных частей речи.

- Посмотрите, как много служебных слов использовано в таком маленьком тексте! 

Задание: 1 вариант считает все слова; (34)

2 вариант считает служебные части речи. (10)

На утренней заре пастух

Не гонит уж коров из хлева,

И в час полуденный в кружок

Их не зовет его рожок,

В избушке, распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней.

Делается вывод о частотности употребления служебных частей речи.

  1. Рефлексия.

Ребята, вы сегодня прекрасно поработали. Что нового узнали на уроке? Кто сопровождал нас в течение 45 минут? В заключение мне хотелось бы пожелать вам следующее. Старайтесь следовать принципу: я исключение. Стремитесь к лучшему. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри. Спасибо за урок, за то, что вы, действительно стали сегодня для меня соавторами.

  1. Домашнее задание.

  1. стр. 108 (теория).

  2. 1гр. Найти текст Пушкина (любой), выделить и обозначить служебные части речи.

2гр. Доделать упр. 248, составить словарный диктант.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!