СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Самостоятельные и служебные части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок русского языка в 4 классе, разработан с требованиями фГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Самостоятельные и служебные части речи"»

Тема урока: Служебные части речи. Частицы.

Цели урока: Обобщение признаков служебных частей речи, углубление знаний о частицах.

Задачи:

-Развивать умения различать самостоятельные и служебные части речи.

-Систематизировать знания о них, определить их роль в предложении и тексте.
-Способствовать сплочению детского коллектива, прививать навык сотрудничества.

Планируемые результаты
Предметные результаты:
уметь различать части речи по вопросам;
овладеть умением находить характерные признаки каждой части речи; развивать орфографическую зоркость.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Оборудование: Карточки с заданиями для работы в группах и парах, презентация урока, учебник «Русский язык».

Этап урока

Содержание

1.Оргмомент

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Ваши улыбки - пожелание удачи и успеха в работе на уроке.

- Чтобы быть успешным на уроке создадим формулу успеха.

... + ... + ... = УСПЕХ


- Добавьте нужные слова. (СТАРАНИЕ, ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ)

СТАРАНИЕ + ВНИМАНИЕ + СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ = УСПЕХ
- Воспользуемся этой формулой на уроке.


2.Актуализация знаний.

































3.Определение темы урока



4.Постановка целей урока

-Оформите тетради. Запишите число. Слайд №3


-Какие речевые единицы записаны?


-Какими частями речи являются слова?

-Как можно назвать такую группу слов? (самостоятельные части речи)

-Что знаете о самостоятельных частях речи? (имеют морфологические признаки, отвечают на вопросы, являются членами предложения)

-Какое задание можно выполнить, используя слова?

-Составьте предложение.

-Как вы понимаете, это не просто предложение, а «народная мудрость».

-Как одним словом назвать такое предложение? (пословица)

-Объясните смысл пословицы. (Смысл данной пословицы заключается в том, что истину нельзя спрятать, она обнаружится, как бы ее не пытались скрыть.)

-Какие другие части речи помогли восстановить пословицу? (предлоги, союзы, частицы)

-Как одним словом назвать эти части речи? (служебные части речи)

-Сегодня будем говорить об этой группе частей речи. А более подробно остановимся на частицах.

-Назовите тему урока. (Служебные части речи. Частицы.)

Слайд.

-Какие цели можно поставить?


1.Систематизировать знания о служебных частях речи.

2.Уточнить, для чего используются эти части речи.

3.Узнать, какую роль выполняют частицы.


-Запишите в тетради эту пословицу. Слайд №4

-Какие орфографические задачи решали во время письма?

-Разбери предложение по членам.

-Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

-Назовите самостоятельные части речи.(Сущ., прил., гл., числ., мест., нареч., прич., дееприч.)

-Назовите служебные части речи.(предл., союзы, частиц.)

-Какую роль выполняют эти части речи вы определите, работая в группах.

5.Работа по теме.























































6.Физминутка

Работа в группах. Слайд №6



-У вас на столах лежат карточки. (Приложение)

-Познакомьтесь, что написано на карточках? Назовите одним словом записанные предложения.(Это пословицы).

-Это пословицы башкирского народа.


Друг не в веселье, а в дружбе познаётся.

Если у тебя много друзей, то враги сами перемрут.

Если бежишь от дыма, не попади в огонь

Если Луна не помирит, то и солнце не сдружит.

Бойся обидеть друга и выдать тайну врагу.

Не садись в чужие сани, но, если сел – не раскаивайся.


-Вы будете работать в группах, но задание будет для каждого ряда разное.

1 ряд Найти предлоги.

Определить, какую роль выполняет эта часть речи .

2 ряд Найти союзы.

Определить, какую роль выполняет эта часть речи.

3 ряд Найти частицы.

Определить, какую роль выполняет эта часть речи.

Слайд №7


Во время проверки заполняется таблица

Предлоги

Союзы

Частицы

в у от …


а если и но …

не …

Связывают слова в словосочетании предложении




Связывают:

-однородные члены

предложения ;

-простые предложения в сложном.


Вносят в

предложение

различные смысловые и эмоциональные

оттенки.


Игра:   «Делай всё  наоборот».


Не вставай!                                          Не топайте ногами!

Не   качайтесь!                                      Не вставайте на носок!

Не кружитесь!                                        Не топайте ногами!

Не приседайте!                                       Не подпрыгивайте!

Не садитесь тихо!

-Какая частица встретилась в игре. (НЕ)

-Какой оттенок вносит эта частица? (отрицания).

Знакомство с другими видами частиц.

-Какие частицы вы ещё знаете.

Работа по учебнику.

-Откройте учебник на странице 84.

-Посмотрите, какие ещё есть частицы.

-Как вы думаете, какие другие смысловые и эмоциональные оттенки частицы вносят в предложения?

Поработаем в парах.


Задание.

Спишите предложения, найдите частицы. Определите, какие смысловые оттенки в предложения внесли частицы.


Он далеко не такой щедрый как казалось. (отрицание).

Неужели ты не замечаешь этого? (вопрос)

Разве ты со мной не согласен? (вопрос)

Возьми вот эту книгу. (указание)

Он точь-в-точь как его дедушка. (уточнение)

Едва ли у тебя получится. (сомнение)


Слайд.

Проверка по таблице на экране

Частицы


Отрицание


Вопрос

Указание

Уточнение


Сомнение


не

ни

вовсе не, далеко не, отнюдь не


разве

неужели


вот

вон

именно как раз

прямо, точно,

точь-в-точь

вряд ли

бы

едва ли


7. Закрепление темы

















8.Обобщение

-Поработав самостоятельно, вы проверите себя.


Самостоятельная работа


Слайд №8


-Я предлагаю вам задание по выбору.

Задание №1

Задание №2

Стр. 84, упр.231

Составить и записать 2 предложения, используя частицы, которые придают различные оттенки.

-Кто какое задание выбрал. Почему, именно это задание?

- Какие трудности возникли?

-Вернёмся к цели урока.

-Что узнали о частицах?

(Частица –это служебная часть речи, которая вносит различные эмоциональные оттенки).

-Какие смысловые и эмоциональные оттенки значения может внести частица?


- Мы, - промолвили Частицы,-
Можем с каждым подружиться,
Выражаем утвержденье,
Отрицание,
сомненье...
- Я всегда, сказала Не, -
Не люблю, что Не по мне.
Заявлю, Не нужна
Людям новая война.
- Именно,- сказала Пусть,
К этому и я стремлюсь:
Пусть на свете больше будет
Тех, кто мир приносит людям!
- Да, - поднявшись на дыбы,
Говорит частица Бы,
- Эту мысль,- вмешалась Да,-
Подтверждаю я всегда...
Да здравствуют дети
И мир на всей планете!


9.Оценивание.


Рефлексия



Слайд №10



10. Домашнее задание

стр. 85, упр.232 или упр.235 Слайд №10