Междометия. ( 7 кл.)
Тип урока. Усвоение новых знаний и применение ранее приобретённых навыков и умений.
Цель: дать понятие о междометии как члене предложения.
Задачи:
Образовательная: сформировать первичные представления о междометии как о части речи.
Развивающая: развивать у учащихся такие исследовательские умения, как наблюдать, задавать вопросы и делать выводы.
Воспитательная : мотивировать учащихся на ценностное отношение к проживаемому времени.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Недавно я размышляла о … часах. Песочные часы сменились механическими -Что изменилось в отношении к времени с появлением механических часов?
( в песочных время «утекает», а в механических мы этого не замечаем
- в механических движется независимо от нас.)
Песочные – ценность каждого мгновения – время убывает. В механических – время идет вперед, как бы прибывает – 7, 8, 9… И мы стараемся успеть за временем, спешим.
А надо, как мне кажется, и успевать за временем, быть СО-временными, и ценить каждую песчинку, каждое мгновение.
Мне хочется, чтобы это стало своеобразным девизом нашего урока.
Новое время предъявляет новые требования к человеку, живущему в нем. Сегодня востребованы исследовательские умения, в частности – наблюдать и делать выводы, а еще – умение задавать вопросы.
- Почему это важно? ( если мы неправильно сформулируем вопрос, то нас не поймут, а значит, ответ мы не получим; даже в современных поисковых системах, например, в «Яндексе», важно правильно оформить запрос.)
Именно поэтому одним из критериев оценки нашей деятельности сегодня будет то, насколько вы будете наблюдательны, умеете делать выводы и задавать вопросы. Тем более, что тема к этому располагает (слайд с темой урока). Нам предстоит познакомиться с удивительной частью речи
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Чтение стихотворения
Сердце так и гложет страх.
Ах!
Эх, ведь как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
Эх!
Ох, беда уже близка!
Так и жмет меня тоска.
Если б кто-нибудь помог.
Ох!
Ух, захватывает дух!
Притворюсь - ка, что я глух!
Хоть бы в классе свет потух!
Ух!
Ах,
Эх,
Ох,
Ух… не вызвали!
(Ц.Ангелов)
Анализ языковых средств:
фразеологизмы – «сердце гложет страх», «жмет тоска», «захватывает дух»;
сравнительный оборот – «как назло»;
синтаксис – обилие восклицательных предложений (12 восклицательных знаков), многоточие (что обозначает?).
графические средства – «рваный край» стихотворения (для чего?)
слова «Ух», «Ох» и т.д. – всего 11 слов
III. Актуализация знаний, умений, навыков.
-Слова каких служебных частей речи используются в тексте?
-Слова каких самостоятельных частей речи используются в тексте?
IV. Изучение нового материала.
Термин “междометие” – исконно русский, обозначает “брошенный между”, т.е. (в данном случае) “не относящийся”. Вошел в употребление в 18 веке. Ранее слова-междометия названия не имели.
В современном русском языке междометие – это особая часть речи, обозначающая чувства, эмоции, но не называющая их.
Классификацию междометий можно провести по 3 параметрам:
1) по составу
Выделяют междометия производные и непроизводные. К непроизводным относятся междометия, не имеющие в современном языке связей ни с одной самостоятельной частью речи, такие как а, ага, ого, ай, ау, ах, ба, брр, брысь, гей, ей-ей, о, ого, ой, ох, тпру, тьфу, увы и др.
Производные междометия представляют собой группу слов, соотносимых со словами или формами той или иной знаменательной части речи.
С существительными связаны: батюшки, матушки, господи, блин, черт и др.
С глаголами связаны: брось, будет, вишь (видишь), здравствуй(те), извини(те), пожалуйста, помилуйте, скажите, и др.
С местоименными словами, союзами, частицами связаны: вона, то-то, эва, эк, вон, долой, полно, прочь, однако, да уж, на тебе, ну уж, ну да, ну и ну и др.
Заметное место среди производных занимают устойчивые словосочетания и фразеологизмы: батюшки-светы, боже мой, господи праведный, боже правый, прости господи, поди ж ты, скажите на милость, вот тебе на, вот тебе раз, то-то и оно, вот это да, как бы не так.
2) по происхождению
междометия делятся на 3 группы – вненациональные, исконно русские, заимствованные. Большинство междометий современного русского языка вненациональны по своему значению и звучанию. Это непроизводные, эмоциональные междометия, такие как ах, а, о, ох, фу, ха, эх, эй и др.
Русские по происхождению междометия: тпру, увы, извините, спасибо, брысь, господи, батюшки-светы, все глагольные междометия типа брысь, хлоп, прыг.
Заимствованными называют междометия, пришедшие из других языков, например: браво, баста (итал.); адью, бис (франц.).
3) по значению
Междометия используются для выражения чувств и эмоций (ах, бог с тобой боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, слава богу, о, ой, ай, ага, фу);
команды, приказа (на, фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, стоп, алло, чу, айда, кыш, марш, цыц, айда, шабаш);
речевого этикета (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово).
Междометия широко используются в разговорной и художественной речи, представляя разнообразные чувства человека и особенности живой речи, богатой эмоциями.
Предложения с междометиями произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами, усиливающими то значение, которое передается междометием.
В некоторых художественных произведениях для создания торжественности используется стилистически высокое междометие О. Интонация предложений с этим междометием обычно отличается особым напряжением и торжественностью.
Междометие О, стоящее перед обращением, не отделяется от него знаком препинания.
На сегодняшний день в разговорной речи наиболее часто встречаются заимствования из английского языка – междометия типа упс (рус. Ой-ух-эх), кул (здорово-класс-круто), о-оу (здрасьте-приехали-ну, вот), бла-бла-бла (ну-ну-ну), вау (шик-блеск-красота-ого) и др.русские варианты более точны, и выбор их гораздо больший, поэтому частое использование иноязычных междометий в повседневной речи нельзя считать оправданным.
V. Первичная проверка усвоения знаний.
1.Объяснительный диктант.( Записать предложения с междометиями, обращая внимание на постановку знаков препинания, письменно характеризуя междометия).
Эй, садись ко мне дружок! (непроизв., эмоц.).
Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая (непроизв., эмоц.).
О, я совершенно спокоен! (непроизв., эмоц.).
“Ах!” - воскликнула Соня испугано (непроизв., эмоц.).
Эта песенка, увы, не прозвучит (непроизв., эмоц.).
2. Дополнить данные предложения междометиями, обращая внимание на постановку знаков препинания, охарактеризовать междометия. Предложения можно перестраивать, сохраняя при этом смысл
На улице тепло и солнечно.
Сегодня я себя неважно чувствую.
Есть здесь кто-нибудь?
Вот это песня!
Что за погода сегодня!
Мне досталось сложное задание.
Скоро наступит лето.
Тебе очень идет этот наряд.
3. Составьте предложения с междометиями и звукоподражаниями по заданным схемам.( Самост. работа)
[Ау! …]
[Гав-гав! …]
[Эй…]
[Алло! …]
[Мяу! …]
[Ох, …]
VI. Информация о домашнем задании.
Выписать из художественных произведений 10 предложений с междометиями. Миниатюра «О времени» (с использованием междометий)
VII. Рефлексия.
-Достигнуты ли цели?
-Продолжите фразу: “Сегодня я …”
Всю нашу жизнь можно поделить на временные промежутки – год, день, час… Урок – 40-45 минут, это тоже часть нашей жизни. В вашем возрасте – 6 уроков (это ¼ часть жизни), поэтому важно, как мы живем в это время. Давайте оценим, как мы прожили эти 45 минут
Я желаю вам идти в ногу со временем – быть современными, и вместе с тем ценить каждое мгновение.
Эмоциональный финал урока.
(Стихотворение о времени С. Маршака) .
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.