СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе "Придаточные определительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. Подготовка к ГИА.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе "Придаточные определительные"»

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Цели: 1.Знать: на какой вопрос отвечает придаточное определительное; к чему относится; место придаточного определительного; чем прикрепляется придаточное определительное.

2. Находить придаточные определительные в СПП, производить (где это возможно и необходимо) их синонимическую замену, правильно употреблять в речи.

Расставлять знаки препинания.

Составлять схемы предложений с придаточными определительными.

3. Способствовать воспитанию патриотизма.



Ход урока.


I. Организационный момент.

Добрый день! Как всегда я рада видеть вас!

Ребята, каждый урок обогащает вас интеллектуально, планомерно приближает вас к достижению главной цели – успешной сдаче ОГЭ, но гораздо важнее, чтобы он оставлял след в вашей душе.


II. Подготовка к ОГЭ.


1). Замените словосочетание «жестяная банка », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

(банка из жести)

2). Назовите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве:

Как только мы остановились у калитки,(1) собака подошла и,(2) встав на задние лапы,(3) просунула между жердинами чёрный нос.

(2,3)

3). Назовите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

Но собака не стала откусывать,(1)она раскрыла красную пасть и оглушительно чавкнула.

Дверь распахнулась,(2) и на пороге показался высокий мальчишка в куртке на блестящей молнии.

(2)

4). Назовите цифру, обозначающую запятую между частями предложения, связанными подчинительной связью.

Я бы показал Наташке за эти штучки,(1)но из-за Мишки не стал. В последнее время я заметил,(2)что Мишка перестал возражать Наташке.

(2)

В: С какой целью мы выполняли данные задания?

III. Повторение. Устный опрос.

В: Что такое сложноподчинённое предложение?

В: Из каких частей состоит сложноподчинённое предложение?

В: Перечислите основные группы сложноподчинённых предложений?

IV. Новый материал.

1). Запись предложения с доски:

Конституция – главный закон государства, который регулирует деятельность российского общества.(знаки препинания не расставлены)

В: Почему именно о Конституции я написала предложение?

(12 декабря 1993 года была принята на всенародном голосовании Конституция РФ).

- Расставить знаки препинания и объяснить их постановку. Дать характеристику предложения.

- Составить схему предложения.

В: На какой вопрос отвечает придаточное предложение?

В: К какой группе сложноподчинённых предложений относится данное предложение?

В: Как вы думаете, что будем сегодня изучать на уроке?

2). Работа в группах. Рассмотреть таблицы, которые были розданы до урока, и поставить цели урока (учащиеся самостоятельно)

В: что должны знать на уроке, что должны уметь?

- Таблица не заполнена.

Вид придаточного

На какой вопрос отвечает

К чему относится

Место придаточного

Чем прикрепляется

Определительное

Какой ?

К существительному в главном предложении

После определяемого слова

Союзными словами который, что, где, куда и т.д.

- Исследовать данные предложения, сделать выводы и заполнить таблицу (на карточках и на доске).

1). Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.

2). Комната, куда меня привели, была похожа, скорее, на сарай.

3). И боль, что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает...

4). И нищий наездник таится в ущелье, где Терек играет в свирепом веселье.

3). Чтение материалов учебника стр. 69-70

V. Закрепление.

I.Учащиеся получают карточки с предложениями.

Задания: разобрать указанные предложения по плану.

1. Найти грамматические основы предложения.

2. Определить главную и придаточную часть.

3. Поставить знаки препинания.

4. Найти средство связи.

5. Найти слово, от которого задаём вопрос к придаточному .

6. Задать вопрос к придаточной части.

7. Составить схему предложения.

Вариант I.

Никейцева Маша, Коротченко Игорь, Чуйко Вова, Лисименко Вова:

1). После рекламной паузы мы вернёмся к событиям, которые происходят в этом матче.

2). Гриб, что я нашёл, оказался отличным боровиком.


Вариант II.

Папоян Галя, Папоян Валя, Агеенко Галя, Довгун Кристина:

1). Цвета костюмов, которые сшили для Олимпиады, соответствовали цветам национального флага.

2). Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в памяти.


(Работа у доски по 2 уч - ся)

II. Упражнение учебника 109 (устно)


VI. Рефлексия.

Дополнить предложения:


Сегодня на уроке мы изучили... Сегодня на уроке мы узнали... Сегодня на уроке мы научились...

Сегодня на уроке мы повторили...

Сегодня на уроке я испытывал затруднение...

Сегодня на уроке мне не понравилось...

Сегодня на уроке мне было легко...

VIII. Домашнее задание.

1). стр. 69-70 выучить теоретический материал.

2). На «5» выполнить упражнение 108; выписать 3 предложения из романа «Евгений Онегин» с придаточным определительным.

На «4» выполнить упражнение 108.

На «3» выполнить упражнение 108(любую из частей).