Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе. "Виды СПП"»
Тема урока: Виды СПП (повторение и обобщение изученного о СПП)
Цель урока: формировать навыки работы с тестами и текстами с целью подготовки к ГИА.
Задачи урока:
Образовательные
совершенствовать умения различать типы сложных предложений;
определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП;
составлять схемы предложений СПП;
определять вид придаточного предложения; вид подчинения.
Развивающие
I. Организационный момент
Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока. Учитель сообщает цель и задачи урока, его ход (основные этапы). Тема нашего урока "Сложноподчиненные предложения". Сегодня повторим и обобщим то, что узнали на предыдущих уроках о строении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. А материалом для нас послужат тексты и задания, взятые из демонстрационных и тренировочных вариантов ГИА. Значит, продолжим нашу подготовку к экзамену по русскому языку.
II. Повторение и обобщение изученного о сложных предложениях, систематизация теоретического материала
Давайте проверим, как усвоен нами теоретический материал по теме, ответив на некоторые из них:
На какие группы делятся сложные предложения? (на доске ученик, ответивший на вопрос, начертит схему: "Виды сложных предложений").
Какие предложения являются сложносочиненными?
Какие предложения являются сложноподчиненными?
Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?
Работа с текстом
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос – в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)
В предложении 7 пронумерованы все запятые. Какая цифра указывает на запятую, обозначающую сочинительную связь между частями сложного предложения.
В предложении 7 пронумерованы все знаки препинания. Какая цифра указывает на запятую между частями сложноподчинённого предложения.
Найдите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
Найдите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В словах, образованных от существительных с основой на –Н с помощью суффикса Н, пишется две буквы НН».
Найдите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ, без ударения – НИ».
Найдите в тексте слова, правописание которых с НЕ определяется правилом: «Если при причастии есть зависимое слово, то оно пишется с НЕ раздельно».
Найдите слово, в котором правописание определяется правилом: «если у наречия есть приставка ПО- и суффикс -ОМУ-ЕМУ-, оно пишется через дефис».
Назовите слова с приставкой ПРИ?
Замените книжное слово ОБИТЕЛЬ из предложения 1 стилистически нейтральным синонимом.
задания по тексту | Мой ответ № | Верный Ответ № | Мой балл (+/-) |
1 | | 9 | |
2 | | 8 | |
3 | | бесполезного | |
4 | | повинных | |
5 | | Ни в чем | |
6 | | Не повинных, не имеющего | |
7 | | По-своему | |
8 | | Присваивая, приходится | |
9 | | Дом, жилище | |
Подпись ученика: |
Синтаксическая пятиминутка
Определите вид предложения.
Начертите схему предложения в тетради.
Расставьте знаки препинания в данном предложении.
Объясните постановку знаков препинания.
Самая большая ценность народа язык на котором он пишет говорит думает. (Д.С.Лихачев)
Все предложения пронумерованы. Ответьте на вопросы, записывая ответ цифрами в тетради.
Выпишите номер простого предложения (2)
Выпишите номер сложносочиненного предложения (4)
Выпишите номер сложноподчиненного предложения (5)
Выпишите номер бессоюзного предложения (1)
Выпишите номер предложения с разными видами связи. (3)
Выстрелов вообще не должно было существовать, они были чужды этому беззащитному миру трав, деревьев и малых, таких веселых птах, поющих нам по утрам.
Жизнь в окружении только автомобилей, компьютеров, самолетов, телевизоров, пейджеров станет для человека невыносимой.
Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Лес – очень ранимое существо, и правила поведения в нем должны быть строгими.
В этих статьях всегда поднимаются волнующие всех живущих на Земле темы – о закономерностях в природе, которые мы далеко не всегда замечаем, «о братьях наших меньших» и об отношении к ним человека.
Работа с материалом учебника упр.123
IV. Подведение итогов урока. Беседа с учащимися.
Все предложения, которые мы разбирали в течение урока, были связаны не только тем, что помогли нам вспомнить строение сложных предложений, но и одной темой. Какой?
Отношение человека к окружающей среде, к своему языку.
V. Постановка домашнего задания Задание на сайте Я класс.
Тетради сдайте на проверку. Листы самооценки.
Лист самооценки ученика _________________________
№ задания к тексту | Мой ответ | Верный ответ | Мой балл (+/-) |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
8 | | | |
9 | | | |
Карточка № 2 | |
Итог | |