Тема урока: Какие слова отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что?
Задачи урока:
познакомить учащихся со словами, отвечающими на вопросы кто? и что?;
формировать умение ставить вопросы к словам-предметам (именам существительным)
Оборудование: рисунок волшебника Имя Существительное, слова (погода, человек, девочка, собака, однажды, тогда, Москва, кто? что? дорога) на карточках).
Структура урока
Мотивация к учебной деятельности.
. Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
(На доске слова, написанные на карточках)
Прочитайте слова, записанные на доске:
Погода, девочка, собака, однажды, тогда, дорога, человек, Москва.
- Что вы можете сказать про эти слова?
(- Есть словарные слова с непроверяемой безударной гласной о – погода, девочка, собака, однажды, тогда, дорога.
- Есть новые незнакомые нам словарные слова – человек и Москва.)
- Давайте попробуем распределить эти слова на 2 группы. Что получилось? (Живые и неживые предметы, одни слова отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что?.)
- Какой вывод вы сделаете? (Слова, которые обозначают живые предметы, отвечают на вопрос кто?, а неживые предметы – на вопрос что? )
-Запишите эти словарные слова в тетрадь: человек, Москва.
Известный писатель Максим Горький говорил: “Человек – это звучит гордо”.
Москва - это главный город, столица России (показать на карте, обозначить флажком). Есть такая пословица: Москва – мать всех городов.
-Чему будем учиться сегодня на уроке? (Будем учиться задавать вопросы кто? и что?)
III. Открытие новых знаний.
- Мы выяснили к каким словам, записанных на доске можно поставить вопрос кто?, а к каким вопрос что?
- Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.
А помогать нам будет волшебник Имя Существительное, он любит задавать вопросы кто? и что? и превращаться в предметы.
(на доске появляется рисунок волшебника Имя Существительное).
(По ходу работы на доске появляется запись)
кто? что?
девочка погода
человек дорога
собака Москва
- Все ли слова мы записали? Какие не записали? Почему?
- К каким словам-предметам мы поставили вопрос кто?
( О людях и животных спрашиваем кто?)
- К каким словам-предметам поставили вопрос что?
(К другим словам-предметам ставим вопрос что?)
о людях и животных –
кто?
к другим предметам –
что?
Слова-предметы в русском языке называют именами существительными, по имени волшебника Имя Существительное.
IV. Применение новых знаний
1. Упражнение 49 выполняется коллективно, дети выходят к доске и записывают слова-предметы с вопросами.
V. Физкультминутка
А сейчас мы поиграем с волшебником Имя Существительное, если вы услышите имя существительное – предмет , отвечающее на вопрос кто? – прыгаем на месте, если это предмет, отвечающий на вопрос что? – приседаем. Будьте внимательными. (Слова: лампа, снежок, медведь, туман, зайчонок,…).
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Готовы ли вы самостоятельно применить знания о словах-предметах (именах существительных)?
Упр. 50.
- Запишите слова в два столбика, в первый, которые отвечают на вопрос кто? во второй – на слова что?
- Для самопроверки обращайтесь к волшебнику Имя Существительное.
Игра “ Волшебные превращения”.
- Как вы спросите про эти слова?
Что это? - коса, мак, капля, сон. А сейчас на несколько минут мы с вами превратимся в волшебников и сделаем волшебные превращения. Итак, сейчас мы закроем наши глазки и внимательно послушаем задание.
Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос – кто? (Коза, рак, цапля, сын)
Вывод: Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? что?, (имена существительные).
VII. Рефлексия
- Что нового узнали?
- Какие слова-предметы (имена существительные) отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
- Где можно применить эти знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Кто помогал открывать новые знания?
VIII. Домашнее задание
Упр. 51, запомнить написание словарных слов человек, Москва.
- Спасибо, за работу на уроке.