СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока и компьютерная презентация урока русского языка в 4 классе на тему: "Простые и сложные предложения"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

Урок №______ Дата_______

Тема: Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений.



Цель: актуализировать знания о простом и сложном предложениях, о постановке запятой в сложном предложении.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок.
Начинаем наш урок!

  1. Актуализация знаний

-Р, посмотрите на СЛАЙД, прочитайте.

- Скажите, где содержится больше информации?

- Посмотрите на следующий СЛАЙД. Прочитайте слово; словосочетание; предложение.

- Какую большую тему мы сейчас изучаем? (Предложение)

-Что такое предложение? ( Это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. )

- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные)

- А какое по цели высказывания наше предложение? (Повествовательное)

- Что ставится в конце повествовательного предложения? Побудительного? Вопросительного?

- Какие члены предложения вы знаете? (Главные и второстепенные)

-Назовите в этом предложении главные члены. (Осень наступила)

- Что составляют главные члены предложения? (Грамматическую основу)

- Грамматическая основа предложения-это ? (Подлежащее и сказуемое)

-Какие ещё члены предложения есть в этом предложении? (Второстепенные ч.п., определение)

- А какие ещё второстепенные члены предложения вы знаете? (обстоятельства и дополнения)

- Р, вспомните , какие ещё бывают предложения? (Распространенные и нераспространённые)

-Какие предложения называются нераспространёнными? (Состоят только из главных членов)

-Какие предложения называются распространёнными? (Они имеют в своём составе не только главные члены, но и второстепенные).

- А наше предложение какое? (Распространенное)

- Почему? (Оно состоит из главных и второстепенных членов предложения)



  1. Минутка чистописания

-Р, откройте тетради, запишите число, классная работа

-Для минутки чистописания мы возьмём все гласные буквы из первого слова нашего предложения. Попробуем написать их без отрыва.



  1. Орфографическая минутка.

— Запись по диктовку.

Солнце встало и осветило окрестность. Солнце встало, и окрестность озарилась светом.

(Проверка СЛАЙД)



Y.  Самоопределение к деятельности



— Чем похожи предложения? (В них содержится одна мысль.)

— Чем они отличаются? (Во втором предложении cmoит запятая, а в первом нет.)

— Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

— Найдите и подчеркните грамматическую основу в первом предложении (Солнце встало и осветило.)(Проверка СЛАЙД)

— Какую роль играет в этом предложении союз и? (Oн объединяет однородные члены предложения.)

— Найдите и почеркните грамматическую основу во втором предложении (Солнце встало, свет разлился.) (Проверка СЛАЙД)

- Какое предложение вам кажется проще? Проще- как можно по другому сказать? (Простое)

-Какое предложение вам кажется сложнее? Сложнее- как можно по другому сказать? (Сложное)

— Какую роль играет во втором предложении союз и? (Он соединяет две части сложного предложения.)

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие — сложными, научиться различать простые и сложные предложения.)

YI. Работа по теме урока

1. –Р, давайте вспомним, как отличить простое предложение от сложного. СЛАЙД(8)

2. Наблюдения над простыми и сложными предложениям Физкультминутка

(Работа по карточкам (на каждой карточке написано одно предложение).)

— Прочитайте предложения. Подчеркните грамматическую основу. Кто считает, что у него простое предложение , тот становится к правой части экрана. Кто считает, что у него сложное предложение , тот становится к левой части экрана.(СЛАЙД- простое предложение, сложное предложение)

1) Мороз крепчал, но дети не мёрзли. (С)

2) Мороз крепчал, но не кусался.(П)

3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.(П)

4) Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.(С)

5) Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.(С)

6) Молодые побеги сморщились и завяли. (П)

7) Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.(П)

8) Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.(С)

9) Был тёплый дождь, и стрекоза на ветке отдыхает. (С)

10) Медведь за лето отъелся, приготовил берлогу.(П)

(Проверка. СЛАЙД)

— Чем простое предложение отличается от сложного?

— Проверьте себя. Прочитайте материалы рубрики «Вспомните!» на с. 36 учебника. (СЛАЙД)

2. Работа по учебнику Упр. 49 (с. 36).(Устно)

—Прочитайте выразительно поэтические строки.

— Прочитайте выражения, которые употреблены в переносном значении. (Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет.)

— Сколько предложений в этом отрывке? (Два.)

— Какие это предложения - сложные или простые? Докажите своё мнение. (Первое предложение простое, в нём одна грамматическая основа — подлежащее ветер, сказуемое гонит. Второе предложение сложное, в нём две основы: ель стонет, лес шепчет.)

— С помощью чего простые предложения объединяются в сложное предложение? (С помощью интонации, между ними ставится запятая.)

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 50 (с. 36-37).

— Прочитайте предложения.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Первый ряд списывает первое и второе предложение. Второй ряд списывает третье и четвёртое предложение. Пятое предложение идёт списывать к доске Максим.

- Выделите грамматическую основы (или основы) в каждом предложении.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ПРОВЕРКА

— Как связаны между собой части сложного предложения? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.)

— Сравните свои наблюдения с выводами в учебнике. Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». (СЛАЙД)

Словарная работа — Запишите в словарик слово прекрасный, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. 

— Составьте словосочетания с этим словом. (Прекрасная дама, прекрасный друг.)

YIII. Исследовательская деятельность.

- А сейчас мы с вами проведем исследование.

- Кто занимается исследованием?

- Руководителем назначается Аделя. Право руководителя разделить класс на 2 команды. Каждой команде вручается коробка с заданием.

- Заполните таблицу

Сколько всего карточек?


Сколько карточек с простыми предложениями?


Сколько карточек со сложными предложениями?


Сколько всего грамматических основ в этих предложениях?




-Проверяет руководитель

IX. Закрепление. Тест-пятиминутка.

Проверка (СЛАЙД)





X. Подведение итогов урока

— Какие предложения называются сложными?

— Какие предложения называются простыми?

Домашнее задание

Программный уровень: упр. 52 (с. 37). Уровень повышенной сложности: упр. 51 (с. 37).

Оценивание.

Рефлексия

  • Опишите глаголами, что вы делали сегодня? (Писали, думали, учились, исследовали, отвечали, находили, подчёркивали,…))

  • -Опишите прилагательными, какие вы были сегодня на уроке? ( активные, умные, послушные, прилежные,, смышлёные….)

  • Опишите существительными, кем вы были на уроке? (учениками, исследователями, умниками, умницами,….)