Урок №______ Дата_______
Тема: Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений.
Цель: актуализировать знания о простом и сложном предложениях, о постановке запятой в сложном предложении.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята!
Ровно встали, тихо сели,
Головами повертели.
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинаем наш урок!
Актуализация знаний
-Р, посмотрите на СЛАЙД, прочитайте.
- Скажите, где содержится больше информации?
- Посмотрите на следующий СЛАЙД. Прочитайте слово; словосочетание; предложение.
- Какую большую тему мы сейчас изучаем? (Предложение)
-Что такое предложение? ( Это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. )
- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные)
- А какое по цели высказывания наше предложение? (Повествовательное)
- Что ставится в конце повествовательного предложения? Побудительного? Вопросительного?
- Какие члены предложения вы знаете? (Главные и второстепенные)
-Назовите в этом предложении главные члены. (Осень наступила)
- Что составляют главные члены предложения? (Грамматическую основу)
- Грамматическая основа предложения-это ? (Подлежащее и сказуемое)
-Какие ещё члены предложения есть в этом предложении? (Второстепенные ч.п., определение)
- А какие ещё второстепенные члены предложения вы знаете? (обстоятельства и дополнения)
- Р, вспомните , какие ещё бывают предложения? (Распространенные и нераспространённые)
-Какие предложения называются нераспространёнными? (Состоят только из главных членов)
-Какие предложения называются распространёнными? (Они имеют в своём составе не только главные члены, но и второстепенные).
- А наше предложение какое? (Распространенное)
- Почему? (Оно состоит из главных и второстепенных членов предложения)
Минутка чистописания
-Р, откройте тетради, запишите число, классная работа
-Для минутки чистописания мы возьмём все гласные буквы из первого слова нашего предложения. Попробуем написать их без отрыва.
Орфографическая минутка.
— Запись по диктовку.
Солнце встало и осветило окрестность. Солнце встало, и окрестность озарилась светом.
(Проверка СЛАЙД)
Y. Самоопределение к деятельности
— Чем похожи предложения? (В них содержится одна мысль.)
— Чем они отличаются? (Во втором предложении cmoит запятая, а в первом нет.)
— Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
— Найдите и подчеркните грамматическую основу в первом предложении (Солнце встало и осветило.)(Проверка СЛАЙД)
— Какую роль играет в этом предложении союз и? (Oн объединяет однородные члены предложения.)
— Найдите и почеркните грамматическую основу во втором предложении (Солнце встало, свет разлился.) (Проверка СЛАЙД)
- Какое предложение вам кажется проще? Проще- как можно по другому сказать? (Простое)
-Какое предложение вам кажется сложнее? Сложнее- как можно по другому сказать? (Сложное)
— Какую роль играет во втором предложении союз и? (Он соединяет две части сложного предложения.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие — сложными, научиться различать простые и сложные предложения.)
YI. Работа по теме урока
1. –Р, давайте вспомним, как отличить простое предложение от сложного. СЛАЙД(8)
2. Наблюдения над простыми и сложными предложениям Физкультминутка
(Работа по карточкам (на каждой карточке написано одно предложение).)
— Прочитайте предложения. Подчеркните грамматическую основу. Кто считает, что у него простое предложение , тот становится к правой части экрана. Кто считает, что у него сложное предложение , тот становится к левой части экрана.(СЛАЙД- простое предложение, сложное предложение)
1) Мороз крепчал, но дети не мёрзли. (С)
2) Мороз крепчал, но не кусался.(П)
3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.(П)
4) Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.(С)
5) Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.(С)
6) Молодые побеги сморщились и завяли. (П)
7) Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.(П)
8) Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.(С)
9) Был тёплый дождь, и стрекоза на ветке отдыхает. (С)
10) Медведь за лето отъелся, приготовил берлогу.(П)
(Проверка. СЛАЙД)
— Чем простое предложение отличается от сложного?
— Проверьте себя. Прочитайте материалы рубрики «Вспомните!» на с. 36 учебника. (СЛАЙД)
2. Работа по учебнику Упр. 49 (с. 36).(Устно)
—Прочитайте выразительно поэтические строки.
— Прочитайте выражения, которые употреблены в переносном значении. (Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет.)
— Сколько предложений в этом отрывке? (Два.)
— Какие это предложения - сложные или простые? Докажите своё мнение. (Первое предложение простое, в нём одна грамматическая основа — подлежащее ветер, сказуемое гонит. Второе предложение сложное, в нём две основы: ель стонет, лес шепчет.)
— С помощью чего простые предложения объединяются в сложное предложение? (С помощью интонации, между ними ставится запятая.)
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 50 (с. 36-37).
— Прочитайте предложения.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Первый ряд списывает первое и второе предложение. Второй ряд списывает третье и четвёртое предложение. Пятое предложение идёт списывать к доске Максим.
- Выделите грамматическую основы (или основы) в каждом предложении.
КОЛЛЕКТИВНАЯ ПРОВЕРКА
— Как связаны между собой части сложного предложения? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.)
— Сравните свои наблюдения с выводами в учебнике. Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». (СЛАЙД)
Словарная работа — Запишите в словарик слово прекрасный, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Составьте словосочетания с этим словом. (Прекрасная дама, прекрасный друг.)
YIII. Исследовательская деятельность.
- А сейчас мы с вами проведем исследование.
- Кто занимается исследованием?
- Руководителем назначается Аделя. Право руководителя разделить класс на 2 команды. Каждой команде вручается коробка с заданием.
- Заполните таблицу
Сколько всего карточек? | |
Сколько карточек с простыми предложениями? | |
Сколько карточек со сложными предложениями? | |
Сколько всего грамматических основ в этих предложениях? | |
-Проверяет руководитель
IX. Закрепление. Тест-пятиминутка.
Проверка (СЛАЙД)
X. Подведение итогов урока
— Какие предложения называются сложными?
— Какие предложения называются простыми?
Домашнее задание
Программный уровень: упр. 52 (с. 37). Уровень повышенной сложности: упр. 51 (с. 37).
Оценивание.
Рефлексия
Опишите глаголами, что вы делали сегодня? (Писали, думали, учились, исследовали, отвечали, находили, подчёркивали,…))
-Опишите прилагательными, какие вы были сегодня на уроке? ( активные, умные, послушные, прилежные,, смышлёные….)
Опишите существительными, кем вы были на уроке? (учениками, исследователями, умниками, умницами,….)