СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 3 класс»














Технологическая карта

урока русского языка в 3классе

УМК «Школа России»






Подготовила и провела

учитель начальных классов

Жук Елена Александровна






Предметная область: русский язык

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок решения частных задач

Тема: Правописание суффиксов и приставок

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах.

Учебные задачи:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • коммуникативных УУД:

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

  • формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;

  • развитие навыков сотрудничества в статичных парах и группах сменного состава;

  • формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов).

  • регулятивных УУД:

  • формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,

  • формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  • познавательных УУД:

  • формирование навыков работы с учебной информацией;

  • формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений с получением информации из учебной и научной литературы;

  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации);

  • формирование способности решать проблемы поискового характера;

  • формирование умения работать с ИКТ;

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;

  • создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные или парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне, суффиксе или приставках на письме;

  • включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.

Оборудование урока: Проектор, экран, ноутбуки, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», карточки для групп, для игры «Разведчики», иллюстрация ели, елочных шаров для рефлексии.

Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, групповая, дифференцированная, фронтальная, индивидуальная.


Прогнозируемый результат: учащиеся научатся находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами; работать со словарями и памятками, с электронным приложением к УМК «Русский язык»; оценивать результаты выполненного задания.


Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Самоопределение к деятельности.



Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперёд, за новыми знаниями!

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2.

Проверка домашнего задания.


Выявляет степень усвоения уч-ся задан­ного учебного мате­риала.


- Какое задание выполняли дома?

Отвечают на вопросы учителя, находят нужные слова, формулируют правила.


Упражнение 247 вставить суффиксы – оньк, - еньк.

3.

Чистописание.


Предлагает записать число, дать характеристику согласному звуку.

На доске запись: (Слайд 1)

ЛлЛ лЛл
ал ел ол ил

-По образцу напишите букву Лл строчную и заглавную, а также её соединение с другими буквами.

Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма.



4.

Актуализация знаний. Целеполагание.

Лексико-орфографическая работа






Мотивация


Упражнение 253. Списать одну пословицу, вставить подходящие по смыслу приставки, поставить ударение.

- Назовите слова с приставками.


- Что вы скажите о гласном звуке в приставке?


- Как пишутся приставки?


Умение определять части слова, находить в словах орфограммы понадобятся вам сегодня на уроке.



Подводит детей к формулированию темы и задач урока.

На слайде слова: (Слайд 2)


Ёлочка, холод, ель, похолодало.


- Назовите орфограммы в данных словах.

- По какому признаку слова можно разделить на две группы?

- Запишите однокоренные слова через дефис. Выделите в них корень.

- Какая часть слова участвовала в образовании слов?


- Сформулируйте тему урока.

- Какие задачи будем решать?


Тема: Правописание суффиксов и приставок.


Задачи: находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки.



-Осудит, рассудит, заварил, расхлебывай, заговорил, договаривать.

- Он безударный.


-Всегда одинаково, независимо от произношения.






Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы, записывают однокоренные слова, выделяют корни, приставки и суффиксы.


Ель - ёлочка, холод - похолодало.











Учащиеся в сотворчестве с учителем формулируют тему и задачи урока.


5.

Физминутка



6.

Закрепление знаний и способов действий по теме: Правописание суффиксов и приставок


а) Работа над предложением.





б) Работа по учебнику упр. 254







в) Работа в парах.


Организует подводящий диалог, уточняет правило правописания приставок и суффиксов.

- Расшифруйте строчку из известной песни, заменив слова противоположными по смыслу:

Большой берёзе жарко летом. (Слайд 3)

- Как называются слова противоположные по смыслу? Что может помочь в выполнении этого задания?

- Какие слова вы можете сразу заменить антонимами? Составьте предложение.


-О каком празднике идет речь в этой песне?


Отрывок из этой песни находится в учебнике на с. 130, упр. 254.

- Прочитайте.

-В какой части слова пропущены буквы: в корне? В суффиксе? Объясните их написание.

- Пользуясь памяткой 6 на стр.146-147, подготовьтесь к письму по памяти.



-А сейчас я предлагаю вам поработать в паре. Я раздам вам карточки со словами. Ваша задача: найти ошибки, исправить их и доказать правильность своих суждений. Не забудьте написать рядом с проверяемым словом проверочное и выделить суффиксы. Работайте прямо на карточках.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.

Какие выводы по этой работе вы можете сделать?

Когда ваша пара выполнит задание, дружно поднимите руки.

-Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения.

Инструкция: найдите и исправьте ошибки. Докажите правильность своих суждений. Рядом с проверяемым словом напишите проверочное и выделите суффиксы.

Образец: ключек ключик (ключика)

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.


Вступают в диалог, подбирают антонимы, используя словарь.


-Словарь антонимов


-Маленькой елочке холодно зимой.





Находят и отмечают наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Записывают текст по памяти, осуществляют самопроверку.


















Кармашек (кармашка), слоник (слоники), хвостик (хвостика), лучик (лучики), кузнечик (кузнечика), мячик (мячика), вечерочик (вечерочка), орешек (орешки).


7.

Работа в группах. Игра «Разведчики»

УПР.255

Организует игру «Разведчики» с учетом ошибок, допущенных учащимися при выполнении предыдущих работ.

Детям раздаются карточки, на которых написано:

ник, в, ист, лес, при, свет, под, ик и т.д.


У капитанов карточки со схемами:



В результате получается 3 группы: «Приставка», «Корень», «Суффикс».

- Вспомним правила работы в группе:

Группой работайте,

Дружно, согласно,

Тогда все получится

Просто прекрасно.

Чтоб работу выполнять,

Нужно всем заданья дать.

Всю работу разделить,

Никого не позабыть.

Помогать друг другу нужно

И работать вместе дружно.

А когда закончим дело,

Поднимаем руки смело.


- Критерии оценивания работ:

1. Справились с работой.

2. Работа выполнена аккуратно.

3. Содержание соответствует заданию.

4. Выступали грамотно.


- Возьмите инструкционные карты и, следуя пунктам плана, начните работу.

Содержание групповой работы (см. Приложение)



Вступают в диалог с одноклассниками, распределяются по группам.







Повторяют правила работы в группе.



Знакомятся с критериями оценивания.


Работают по инструкционной карте.

Обсуждают алгоритм действий для решения орфографических задач, используют его в практической деятельности

Записывают слова с заданной орфограммой. Объясняют, доказывают правильность написания слов с изученными орфограммами.


Работают с орфографическим словарём.

При необходимости помощи учителя поднимают знак: ?.

Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выпол­ненной письменной работы и отчете о проделанной работе.

8.

Отчет групп.

Самооценка и оценка проделанной работе.

Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями.

-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?


-Смогли ли мы её достичь?


Отчитываются о проделанной работе, используя карточку-помощник.

9.

Домашнее задание.


Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

упр. 256. в учебнике списать, вставив пропущенные буквы.

Записывают задание на дом, задают вопросы.

10.

Рефлексия.


Учитель предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние.


- Ребята, скажите какое время года?

- А чего нам не хватает?


- Оцените свои впечатления от сегодняшнего урока. Если вам все удалось, все понравилось, то выбирайте белую снежинку, а если вам всё понравилось, но не всё получилось, ёщё допускаете ошибки, если у вас остались неразрешимые проблемы, вам нужна помощь – голубую.


Получают позитивный настрой от урока




















Приложение


Инструкционная карта для 1 группы


  1. Распределите обязанности в вашей группе:

  • Чтец (читает задания для группы);

  • Исследователь (находит нужные слова в упражнении);

  • Критик (ищет недостатки, докладывает о них группе, предлагает способы устранения недостатков);

  • Художник (оформляет материал);

  • Докладчик (выступает перед классом от имени своей группы, докладывает о результатах работы группы, т.е. преподносит «продукт» работы группы.)

  1. Прочитайте слова упр. 255

  2. Найдите и выпишите слова с приставками.

  3. Подготовьте отчет о работе группы.





Карточка - помощник

Наша группа работала над правописанием _________________. Написание ____________ не зависит от произношения. Чтобы правильно обозначить буквой ___________________ _______________ или ________________________________________, надо вспомнить как пишется эта ____________________ или проверить её написание по ______________.









Инструкционная карта для 2 группы

  1. Распределите обязанности в вашей группе:

  • Чтец (читает задания для группы);

  • Исследователь (находит нужные слова в упражнении);

  • Критик (ищет недостатки, докладывает о них группе, предлагает способы устранения недостатков);

  • Художник (оформляет материал);

  • Докладчик (выступает перед классом от имени своей группы, докладывает о результатах работы группы, т.е. преподносит «продукт» работы группы.)

  1. Прочитайте слова упр. 255

  2. Повторите правило стр. 123

  3. Найдите и выпишите слова с пропущенными буквами в корне.

  4. Подготовьте отчет о работе группы.




Карточка - помощник

Наша группа работала над правописанием _______________________ согласных. ________________________ согласные встречаются в словах _______________________

___________________________________________________________________________

Написание слов с _________________________________ надо ______________________










Инструкционная карта для 3 группы

  1. Распределите обязанности в вашей группе:

  • Чтец (читает задания для группы);

  • Исследователь (находит нужные слова в упражнении);

  • Критик (ищет недостатки, докладывает о них группе, предлагает способы устранения недостатков);

  • Художник (оформляет материал);

  • Докладчик (выступает перед классом от имени своей группы, докладывает о результатах работы группы, т.е. преподносит «продукт» работы группы.)

  1. Прочитайте слова упр. 255

  2. Найдите и выпишите слова с пропущенными буквами в суффиксе.

  3. Подготовьте отчет о работе группы.





Карточка - помощник

Наша группа работала над правописанием _________________. Правописание _______________________ надо ___________________ или проверить её написание по ____________________. В суффиксе _____ при изменении формы слова гласная _____________________. В суффиксе _____ при изменении формы слова гласная ______________________________.









ник ист ик ек ок

к ск

ушк


в при под на за по от пере


лес свет сад дым

школ

сон бег корм



Инструкция: найдите и исправьте ошибки. Докажите правильность своих суждений. Рядом с проверяемым словом напишите проверочное и выделите суффиксы.

Образец:ключек ключик (ключика)



Кармашик ……………………………….., слоник…………………………………….. ,

хвостек……………………………………,

лучик…………………………………………,

кузнечек……………………………………,

мячик………………………………………,

вечерочик……………………………….,

орешик…………………………………….


Инструкция: найдите и исправьте ошибки. Докажите правильность своих суждений. Рядом с проверяемым словом напишите проверочное и выделите суффиксы.

Образец:ключек ключик (ключика)



Кармашик ……………………………….., слоник…………………………………….. ,

хвостек……………………………………,

лучик…………………………………………,

кузнечек……………………………………,

мячик………………………………………,

вечерочик……………………………….,

орешик…………………………………….



Инструкция: найдите и исправьте ошибки. Докажите правильность своих суждений. Рядом с проверяемым словом напишите проверочное и выделите суффиксы.

Образец:ключек ключик (ключика)



Кармашик ……………………………….., слоник…………………………………….. ,

хвостек……………………………………,

лучик…………………………………………,

кузнечек……………………………………,

мячик………………………………………,

вечерочик……………………………….,

орешик…………………………………….




9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!