Технологическая карта
урока русского языка в 3классе
УМК «Школа России»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Жук Елена Александровна
Предметная область: русский язык
УМК: «Школа России»
Тип урока: урок решения частных задач
Тема: Правописание суффиксов и приставок
Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах.
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
развитие навыков сотрудничества в статичных парах и группах сменного состава;
формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов).
формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
формирование навыков работы с учебной информацией;
формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений с получением информации из учебной и научной литературы;
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации);
формирование способности решать проблемы поискового характера;
формирование умения работать с ИКТ;
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;
создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные или парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне, суффиксе или приставках на письме;
включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.
Оборудование урока: Проектор, экран, ноутбуки, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», карточки для групп, для игры «Разведчики», иллюстрация ели, елочных шаров для рефлексии.
Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, групповая, дифференцированная, фронтальная, индивидуальная.
Прогнозируемый результат: учащиеся научатся находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами; работать со словарями и памятками, с электронным приложением к УМК «Русский язык»; оценивать результаты выполненного задания.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Самоопределение к деятельности. | Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку. Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Все за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами И вперёд, за новыми знаниями! Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
2. | Проверка домашнего задания. | Выявляет степень усвоения уч-ся заданного учебного материала. - Какое задание выполняли дома? | Отвечают на вопросы учителя, находят нужные слова, формулируют правила. Упражнение 247 вставить суффиксы – оньк, - еньк. |
3. | Чистописание. | Предлагает записать число, дать характеристику согласному звуку. На доске запись: (Слайд 1) ЛлЛ лЛл ал ел ол ил -По образцу напишите букву Лл строчную и заглавную, а также её соединение с другими буквами. | Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма. |
4. | Актуализация знаний. Целеполагание. Лексико-орфографическая работа Мотивация | Упражнение 253. Списать одну пословицу, вставить подходящие по смыслу приставки, поставить ударение. - Назовите слова с приставками. - Что вы скажите о гласном звуке в приставке? - Как пишутся приставки? Умение определять части слова, находить в словах орфограммы понадобятся вам сегодня на уроке. Подводит детей к формулированию темы и задач урока. На слайде слова: (Слайд 2) Ёлочка, холод, ель, похолодало. - Назовите орфограммы в данных словах. - По какому признаку слова можно разделить на две группы? - Запишите однокоренные слова через дефис. Выделите в них корень. - Какая часть слова участвовала в образовании слов? - Сформулируйте тему урока. - Какие задачи будем решать? Тема: Правописание суффиксов и приставок. Задачи: находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки. | -Осудит, рассудит, заварил, расхлебывай, заговорил, договаривать. - Он безударный. -Всегда одинаково, независимо от произношения. Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы, записывают однокоренные слова, выделяют корни, приставки и суффиксы. Ель - ёлочка, холод - похолодало. Учащиеся в сотворчестве с учителем формулируют тему и задачи урока. |
5. | Физминутка | | |
6. | Закрепление знаний и способов действий по теме: Правописание суффиксов и приставок а) Работа над предложением. б) Работа по учебнику упр. 254 в) Работа в парах. | Организует подводящий диалог, уточняет правило правописания приставок и суффиксов. - Расшифруйте строчку из известной песни, заменив слова противоположными по смыслу: Большой берёзе жарко летом. (Слайд 3) - Как называются слова противоположные по смыслу? Что может помочь в выполнении этого задания? - Какие слова вы можете сразу заменить антонимами? Составьте предложение. -О каком празднике идет речь в этой песне? Отрывок из этой песни находится в учебнике на с. 130, упр. 254. - Прочитайте. -В какой части слова пропущены буквы: в корне? В суффиксе? Объясните их написание. - Пользуясь памяткой 6 на стр.146-147, подготовьтесь к письму по памяти. -А сейчас я предлагаю вам поработать в паре. Я раздам вам карточки со словами. Ваша задача: найти ошибки, исправить их и доказать правильность своих суждений. Не забудьте написать рядом с проверяемым словом проверочное и выделить суффиксы. Работайте прямо на карточках. Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик. Какие выводы по этой работе вы можете сделать? Когда ваша пара выполнит задание, дружно поднимите руки. -Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения. Инструкция: найдите и исправьте ошибки. Докажите правильность своих суждений. Рядом с проверяемым словом напишите проверочное и выделите суффиксы. Образец: ключек ключик (ключика) Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик. | Вступают в диалог, подбирают антонимы, используя словарь. -Словарь антонимов -Маленькой елочке холодно зимой. Находят и отмечают наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Записывают текст по памяти, осуществляют самопроверку. Кармашек (кармашка), слоник (слоники), хвостик (хвостика), лучик (лучики), кузнечик (кузнечика), мячик (мячика), вечерочик (вечерочка), орешек (орешки). |
7. | Работа в группах. Игра «Разведчики» УПР.255 | Организует игру «Разведчики» с учетом ошибок, допущенных учащимися при выполнении предыдущих работ. Детям раздаются карточки, на которых написано: ник, в, ист, лес, при, свет, под, ик и т.д. У капитанов карточки со схемами: В результате получается 3 группы: «Приставка», «Корень», «Суффикс». - Вспомним правила работы в группе: Группой работайте, Дружно, согласно, Тогда все получится Просто прекрасно. Чтоб работу выполнять, Нужно всем заданья дать. Всю работу разделить, Никого не позабыть. Помогать друг другу нужно И работать вместе дружно. А когда закончим дело, Поднимаем руки смело. - Критерии оценивания работ: 1. Справились с работой. 2. Работа выполнена аккуратно. 3. Содержание соответствует заданию. 4. Выступали грамотно. - Возьмите инструкционные карты и, следуя пунктам плана, начните работу. Содержание групповой работы (см. Приложение) | Вступают в диалог с одноклассниками, распределяются по группам. Повторяют правила работы в группе. Знакомятся с критериями оценивания. Работают по инструкционной карте. Обсуждают алгоритм действий для решения орфографических задач, используют его в практической деятельности Записывают слова с заданной орфограммой. Объясняют, доказывают правильность написания слов с изученными орфограммами. Работают с орфографическим словарём. При необходимости помощи учителя поднимают знак: ?. Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы и отчете о проделанной работе. |
8. | Отчет групп. Самооценка и оценка проделанной работе. | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями. -Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке? -Смогли ли мы её достичь? | Отчитываются о проделанной работе, используя карточку-помощник. |
9. | Домашнее задание. | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания упр. 256. в учебнике списать, вставив пропущенные буквы. | Записывают задание на дом, задают вопросы. |
10. | Рефлексия. | Учитель предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние. - Ребята, скажите какое время года? - А чего нам не хватает? - Оцените свои впечатления от сегодняшнего урока. Если вам все удалось, все понравилось, то выбирайте белую снежинку, а если вам всё понравилось, но не всё получилось, ёщё допускаете ошибки, если у вас остались неразрешимые проблемы, вам нужна помощь – голубую. | Получают позитивный настрой от урока |
Приложение
Инструкционная карта для 1 группы
Распределите обязанности в вашей группе:
Чтец (читает задания для группы);
Исследователь (находит нужные слова в упражнении);
Критик (ищет недостатки, докладывает о них группе, предлагает способы устранения недостатков);
Художник (оформляет материал);
Докладчик (выступает перед классом от имени своей группы, докладывает о результатах работы группы, т.е. преподносит «продукт» работы группы.)
Прочитайте слова упр. 255
Найдите и выпишите слова с приставками.
Подготовьте отчет о работе группы.
Карточка - помощник
Наша группа работала над правописанием _________________. Написание ____________ не зависит от произношения. Чтобы правильно обозначить буквой ___________________ _______________ или ________________________________________, надо вспомнить как пишется эта ____________________ или проверить её написание по ______________.
Инструкционная карта для 2 группы
Распределите обязанности в вашей группе:
Чтец (читает задания для группы);
Исследователь (находит нужные слова в упражнении);
Критик (ищет недостатки, докладывает о них группе, предлагает способы устранения недостатков);
Художник (оформляет материал);
Докладчик (выступает перед классом от имени своей группы, докладывает о результатах работы группы, т.е. преподносит «продукт» работы группы.)
Прочитайте слова упр. 255
Повторите правило стр. 123
Найдите и выпишите слова с пропущенными буквами в корне.
Подготовьте отчет о работе группы.
Карточка - помощник
Наша группа работала над правописанием _______________________ согласных. ________________________ согласные встречаются в словах _______________________
___________________________________________________________________________
Написание слов с _________________________________ надо ______________________
Инструкционная карта для 3 группы
Распределите обязанности в вашей группе:
Чтец (читает задания для группы);
Исследователь (находит нужные слова в упражнении);
Критик (ищет недостатки, докладывает о них группе, предлагает способы устранения недостатков);
Художник (оформляет материал);
Докладчик (выступает перед классом от имени своей группы, докладывает о результатах работы группы, т.е. преподносит «продукт» работы группы.)
Прочитайте слова упр. 255
Найдите и выпишите слова с пропущенными буквами в суффиксе.
Подготовьте отчет о работе группы.
Карточка - помощник
Наша группа работала над правописанием _________________. Правописание _______________________ надо ___________________ или проверить её написание по ____________________. В суффиксе _____ при изменении формы слова гласная _____________________. В суффиксе _____ при изменении формы слова гласная ______________________________.
ник ист ик ек ок к ск ушк | в при под на за по от пере | лес свет сад дым школ сон бег корм |
Инструкция: найдите и исправьте ошибки. Докажите правильность своих суждений. Рядом с проверяемым словом напишите проверочное и выделите суффиксы. Образец:ключек ключик (ключика) Кармашик ……………………………….., слоник…………………………………….. , хвостек……………………………………, лучик…………………………………………, кузнечек……………………………………, мячик………………………………………, вечерочик………………………………., орешик……………………………………. | Инструкция: найдите и исправьте ошибки. Докажите правильность своих суждений. Рядом с проверяемым словом напишите проверочное и выделите суффиксы. Образец:ключек ключик (ключика) Кармашик ……………………………….., слоник…………………………………….. , хвостек……………………………………, лучик…………………………………………, кузнечек……………………………………, мячик………………………………………, вечерочик………………………………., орешик……………………………………. | Инструкция: найдите и исправьте ошибки. Докажите правильность своих суждений. Рядом с проверяемым словом напишите проверочное и выделите суффиксы. Образец:ключек ключик (ключика) Кармашик ……………………………….., слоник…………………………………….. , хвостек……………………………………, лучик…………………………………………, кузнечек……………………………………, мячик………………………………………, вечерочик………………………………., орешик……………………………………. |
9