Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме
"Род имен существительных"
Тип урока: комбинированный.
Цель: формирование представлений о мужском, женском и среднем роде имен существительных.
Задачи:
Познакомить учащихся с именами существительными мужского, женского, среднего рода
Формировать практическое умение распознавать род имен существительных в форме единственного и множественного числа;
развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; умение обобщать, группировать слова по определённым признакам;
воспитать трудолюбие
Оборудование:
учебник «Русский язык-3» (2 ч.) автор М.Б.Антипова;
таблица «Род имён существительных»;
Ход урока
1. Организационный момент
Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Как ярко и тепло от весеннего солнышка. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы вместе солнечным зайчиком, который заглянул к нам на урок.
2. Проверка домашнего задания
***учитель вывешивает на доске ответы на вопросы
-Какая часть речи называется именем существительным?
-Что обозначает имя существительное?
-Какие имена существительные называют одушевлёнными, а какие – неодушевленными?
-Как изменяются имена существительные?
-Что обозначает имя существительное в единственном числе?
-Что обозначает имя существительное во множественном числе?
-Д/з - Прочитайте текст, который у вас получился при выполнении домашнего задания. (упр.121)
3. Актуализация знаний
Нн не ед де ел ля
неделя пятница
Семь пятниц на неделе.
Слово, с которым мы познакомимся сегодня, в русском языке появилось более тысячи лет назад и обозначало нерабочий день, день «неделания», праздник. Сейчас его значение изменилось, и обозначает это слово время с понедельника по воскресенье (неделя)
Давным-давно пятница была базарным днем и днем торговых обязательств. В пятницу торговцы давали обязательство привезти на следующей неделе заказанный товар. Получая товар, они обещали в следующую пятницу отдать деньги. О тех, кто нарушал эти обязательства, стали говорить, что у него семь пятниц на неделе.
- что нового вы узнали про слово неделя?
4. Работа над новой темой
-сегодня мы продолжим работать над темой «Имя существительное» и скажем, что у имени существительного есть еще и род.
-род бывает МУЖСКИМ, ЖЕНСКИМ, СРЕДНИМ.
*учитель показывает таблицу
предмет |
кто? | что? |
существительное |
М.р. | (он, мой) |
Ж.р. | (она, моя) |
С.р. | (оно, моё) |
*** учитель вывешивает на доске картинки и опорные слова для обозначения рода
- упр.122 (устно назвать имена существительные и определить их род, подставляя к ним слова он мой, она моя, оно моё)
- правило, с.69
-упр.123 – цепочкой у доски, с подбором слов-помощников
5. Физкультминутка.
Задание: женский род – похлопать, мужской – потопать, средний – присесть.
(парта, дневник, стул, окно, дверь, стол, цветок, книга, зеркало, пальто)
6.Закрепление изученного. (Опорная карточка)
1) - как определить род имени существительного в форме множественного числа?
Парты, моря, львы, девочки, мальчики, окна.
-предположения детей
***-давайте изменим эти имена существительные и поставим их в форму единственного числа.
-делаем вывод
-работа с правилом на с.70
2) – упр.125, прочитать. С чем сравнивается поле цветущего льна? Почему? Списать, вставляя пропущенные буквы. Над именами существительными указать их род (м., ж., ср.). Взаимопроверка.
3) - соотнести имена прилагательные с именами существительными и определить их род (работа в группах на партах)
лохматая
белый
румяное
дорожная
сильная
концертный
золотая
высокий
боль
яблоко
пыль
гусь
собака
рояль
медаль
тополь
7.Домашнее задание – упр.129 (записать слова в 3 столбика по образцу), повторить правила на стр.69,70
8.Итог урока.
-Какого рода могут быть имена существительные?
-Какие слова помогают определить род имени существительного?
-Какие слова можно добавить к существительным мужского рода? Женского рода? Среднего рода?
9. Рефлексия «Мое настроение»
-если настроение веселое и солнечное, то разместите солнечных зайчиков возле солнышка
-если что-то не поняли и вам надо потренироваться, освежить знания, то разместите солнечных зайчиков под тучкой.
- У большинства ребят в классе солнечное настроение. И это очень хорошо. Благодарю всех за работу.
***«Трудиться (учиться)– всегда пригодиться»
***«Сделал дело – гуляй смело»