СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 7 класс "Дефис между частями слова в наречиях"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка 7 класс "Дефис между частями слова в наречиях"

Просмотр содержимого документа
«КЛАСТЕР»

КЛАСТЕР «Дефис между частями слова в наречиях»

НАРЕЧИЕ











1. Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь.

2. По-новому, по-моему, по-прежнему.

3. По-волчьи, по-немецки, по-дружески.

4. Во-первых, во-вторых, в-третьих.

5. Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле



КЛАСТЕР «Дефис между частями слова в наречиях»

НАРЕЧИЕ











1. Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь.

2. По-новому, по-моему, по-прежнему.

3. По-волчьи, по-немецки, по-дружески.

4. Во-первых, во-вторых, в-третьих.

5. Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле



КЛАСТЕР «Дефис между частями слова в наречиях»

НАРЕЧИЕ











1. Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь.

2. По-новому, по-моему, по-прежнему.

3. По-волчьи, по-немецки, по-дружески.

4. Во-первых, во-вторых, в-третьих.

5. Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле


КЛАСТЕР «Дефис между частями слова в наречиях»

НАРЕЧИЕ










Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:

  1. Приставку по-  и  суффикс   -ому (-ему):  по-прежнемупо-моемупо-старому;

  2. приставку по-  и  суффикс     в составе конечных   -ьи, -ски,-цкипо-заячьипо-русскипо-немецки;

  3. приставку  во- (в)-  и  суффикс   -их  в словах, образованных от числительных: во-первыхв-третьих;

  4. суффиксы  -то, -нибудь, -либо и приставку кое-:  куда-то, где-либо, откуда-нибудькое-как.

  5. Через дефис пишутся также слова типа  еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.



КЛАСТЕР «Дефис между частями слова в наречиях»

НАРЕЧИЕ










Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:

  1. Приставку по-  и  суффикс   -ому (-ему):  по-прежнемупо-моемупо-старому;

  2. приставку по-  и  суффикс     в составе конечных   -ьи, -ски,-цкипо-заячьипо-русскипо-немецки;

  3. приставку  во- (в)-  и  суффикс   -их  в словах, образованных от числительных: во-первыхв-третьих;

  4. суффиксы  -то, -нибудь, -либо и приставку кое-:  куда-то, где-либо, откуда-нибудькое-как.

  5. Через дефис пишутся также слова типа  еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.




Просмотр содержимого документа
«Урок РЯ 7 класс Дефис в наречиях»





Урок русского языка в 7 классе

«Дефис между частями слова в наречиях»













Составитель:

Добрынина Елена Михайловна,

учитель русского языка и литературы



























Дефис между частями слова в наречиях

   Цель урока: знакомство учащихся с условиями написания дефиса между частями слова в наречиях

Задачи: повторение написания прилагательных, местоимений с дефисом; знакомство обучающихся с условиями написания дефиса между частями слова в наречиях; формирование навыка написания дефиса между частями слова в наречиях; формирование умения отличать наречия от омонимичных частей речи.

Планируемые результаты в ходе урока:

Личностные: развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Предметные: углубить знания учащихся о наречии, сформировать у учащихся понятие об условиях дефисного написания наречий; формировать навык нахождения наречий в тексте и правильно писать их; закрепить изученный материал по теме «Наречие», «Дефисное написание различных частей речи».

Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно).

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь работать в паре – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.

Тип урока – урок объяснения нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тесты

Методы: частично-поисковый, словесно-наглядный, проблемный при открытии нового материала.

Приёмы: работа с учебником, таблицей, карточками, самостоятельная работа, самоконтроль.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная.

Подготовительная работа: раздаточный материал – Листы самооценки, шаблон таблицы по теме «Дефис между частями слова в наречиях», текс Ф.Д. Кривина «Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело».

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель: Добрый день! У вас хорошее настроение? Я надеюсь, оно останется с вами до конца урока. Садитесь за парты, настраивайтесь на работу.

Наш язык и скромен и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Вспомните наречие «светло» –

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно,

Если скажешь «ароматно» ты.

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою – сразу вся Россия!

Иногда бывает вам желательно

Действие иль признак пояснить.

Это значит: нужно обязательно

Вам наречие на помощь пригласить.


СЛАЙД 1

ΙΙ Актуализация опорных знаний.

Мы с вами изучаем очень интересную часть речи. М.Горький говорил о ней: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной».

-Что такое наречие? Что вы знаете о наречиях? (ответы уч-ся).

Да вы уже настоящие знатоки. А знакомы ли вы с телеигрой «Что? Где? Когда?»? Я предлагаю сыграть в игру «Что? Где? Почему?». Правила игры похожи. Вы будете командой знатоков, только на обдумывание будет даваться всего 10 секунд. Зато тема узкая «Правописание наречий». А в роли телезрителей согласились быть мои бывшие ученики. Каждый ответивший фиксирует свой результат в листе самооценки. (5-0 баллов)


СЛАЙД 2

1) С вами играет Любава Кобылина, студентка медицинского колледжа.

Внимание, вопрос.

Найдите наречия в данных предложениях и объясните правописание.

День прошел (в) пустую.

Мы вошли (в) пустую комнату.

Правильный ответ:

День прошел (как?) впустую, то есть зря. Это наречие.

Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.


СЛАЙД 3


2) С вами играет Иван Кормачев, студент медицинской академии.

Вопрос: найдите и объясните написание наречия.

Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение.


Ответмужественно пишется нн, так как образовано от прилагательного мужественный.


СЛАЙД 4


3) С вами согласился сыграть Иван Колебакин, служит в рядах вооруженных сил Российско Федерации.

Звучит его вопрос: «Как пишется НЕ с наречиями?»

Я отвечал (не) уверенно, а сбивчиво.

Ответ: Не с наречием уверенно пишется раздельно, есть противопоставление с союзом а.


СЛАЙД 5


4) Играет Александр Кедровский, студент юридического университета.

Задание. Объясните правописание букв после шипящих.

В лесу стало свежо от утренней росы.

Ответ: свежо, в наречиях после шипящих пишется под ударением –О, без ударения –Е. Исключение ещё.


СЛАЙД 6


5) Играет Марина Минина, студентка юридического университета.

Найти наречие и рассказать о правописании.


Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи.

Ответ: слева, справа. ( в наречиях, образованных от прилагательных и существительных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, пишется суффикс А).


Молодцы. Вы стали почетными членами клуба «Что? Где? Почему?»

Мы вспомнили правила написания многих наречий. А как вы думаете, правописание всех наречий вы уже знаете?


СЛАЙД 7


Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний и умений»

Учитель: А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов? (изучением правописания слов занимается орфография).

Открываем тетради, записываем число, классная работа, оставьте строчку для написания темы урока.


Учитель: А теперь словарная работа. (У доски по очереди 4 ученика)

Нежно-голубой, юго-запад, пол-арбуза, / кое-кто, русско-английский, диван-кровать, / яркие-яркие гирлянды, горько-соленый огурец, ярко-бурые листья,/ кто-подарит, кто-нибудь увидит, ушёл куда-то.

Взаимопроверка. Оценивание: 5 – 0 ошибок, 1-2 ошибки – 4, 3-5 ошибок – 3, более 5 – 2.

- Догадались ли вы, как пишется последнее слово? Почему вы так решили?





ΙII. Изучение и объяснение нового материала.

СЛАЙД 8

1)Учитель: Написание данных слов подчиняется определенным правилам, а именно правописание через дефис имен существительных, имен прилагательных, местоимений. Как вы думаете, а какую тему мы будем изучать?

- Дефис между частями слова в наречиях. Запишем ее в тетрадь. СЛАЙД 9


- Что сегодня мы должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой?

- Узнать, когда наречия пишутся через дефис, то есть условия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно (слайд №5).


2) Посмотрите, понаблюдайте. Новая тема.

СЛАЙД 10


Когда-то


Во-первых

По-новому

По-волчьи

Еле-еле

Где-либо


Во-вторых

По-моему

По-немецки

Чуть-чуть

Где-нибудь


В-пятых

По-твоему

По-дружески

Мало-помалу

Кое-где


В-седьмых

По-прежнему

По-московски

Точь-в-точь

Вопросы:

- Как пишутся эти наречия?

-Давайте ещё раз обратимся к наречиям из таблицы.

-Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего они образованы? Каким способом они образованы?


3). Объяснение новой темы. ( На экране таблица) (СЛАЙДЫ 11-13)

Дефис в наречиях

где – то,

/\

когда – нибудь

/\ суффиксальный

где – либо способ

/\

откуда – то

¬

кое – где

¬ приставочный

кое – куда способ


где – то,

¬ /\
во – первых ( от первый )
¬ /\
в – третьих (от третий)

¬ /\

по - вашему (от ваш)

¬ /\
одет по- зимнему (от зимний)

¬ /\
по – новому (от новый)

¬ /\
поступил по – товарищески (от товарищеский )

приставочно – суффиксальный способ

близко – близко повтор слов

еле – еле

видимо – невидимо

мало – помалу - повтор того же корня, осложненного

приставками и суффиксами

нежданно – негаданно повтор синонимов


Отдельно записываем наречия точь-в-точь, бок о бок.

Итак, сделаем вывод. Когда в наречиях пишется дефис?

На основе полученных знаний и материала учебника стр. 112-114 заполните Кластер по теме «Дефис между частями слова в наречиях».


V. Работа со словарными словами.

Учитель: Обратите внимание, на с.119 помещены слова в рамочке. Что это за слова?

(Словарные)

СЛАЙД 15

Эти слова на слайде, обратите на них внимание, запишите их в тетрадь.

Давным-давно

Волей-неволей

Видимо-невидимо

Мало-помалу

Точь-в-точь

бок о бок

шиворот-навыворот

Все ли слова нам необходимо запомнить или правописание большинства из них объяснимо? (правописание большинства объяснимо.)

Учитель: Правописание каких наречий можно объяснить? ( Давным – давно, волей- неволей, видимо – невидимо, мало – помалу, шиворот-навыворот, а запомнить надо правописание наречий бок о бок и точь-в-точь)

Учитель рассказывает об этимологии слова шиворот-навыворот

В настоящее время эти слова означают – наоборот, наизнанку. А было время, когда они связывались с позорным наказанием. Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Шиворот-навыворот означало – одежда, вывороченная наизнанку в наказание. Впоследствии шиворот-навыворот стало означать: сделать или сказать наоборот, противоположное тому, что надо, перепутать.


VΙ . Физкультминутка.

Повороты головы вправо, влево, вперед, назад, круг в левую сторону, в правую сторону, руки вытянули вверх и потянулись.


VΙΙ. Закрепление нового материала


Задание 1. Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с разными частями речи. Запишем предложения: СЛАЙД 16

Сегодня на улице по-зимнему холодно.

По зимнему лесу разносилось щебетание птиц.


Учитель: Эти слова отличаются друг от друга в произношении? (нет!).

А чем отличаются данные слова в значении и написании? (наречие обозначает признак действия, а прилагательное обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно, пишутся по-разному).

В русском языке такие слова называются омофоны - так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению),

- Так зачем же мы все-таки ставим вопрос? (Для определения части речи.)

1.НАРЕЧИЕ

относится к глаголу или наречию

не изменяется

2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

относится к существительному

изменяется по родам, числам, падежам


Задание 2. Работа с текстом.

А теперь я вам предлагаю обратиться к тексту, который лежит у всех на столах. Текст создан по мотивам сказки Феликса Давыдовича Кривина. Чтение

Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело

Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.

– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.

– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.

Никак не могли прийти к единому решению.А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться. В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому.

– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.

– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.

Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.

– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?

– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.

Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.

Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.

Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое где ещё встречались люди, которые не хотели жить по новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по иному.

В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.

По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.

– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.

Так кончилась эпидемия. На улицах стало по весеннему празднично.

А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во вторых, где нибудь ещё может быть нужна его помощь.

По мотивам сказки Ф.Д.Кривина


Обсуждение

-Что стало причиной эпидемии в городе? (“Не твое дело” – равнодушие)

-Как проявлялась болезнь? Какие симптомы, признаки болезни появились? (Исчезли улыбки, радость)

-Как зовут докторов? (Это названия лекарств)

-Какие причины заболевания они находят? (Что-то желудочное, простудное)

СУ: существует около 300 определений понятия “здоровье”. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.

  • Физическое – это состояние роста и развития органов и систем организма;

  • Психическое – состояние душевного комфорта, побуждение к созидательной деятельности;

  • Социальное – состояние личности в обществе (в школе, семье и т.д.), оценка своего “я”;

  • Нравственное – наличие системы ценностей у человека (милосердия, добра, любви, красоты).

-Какое здоровье хотели лечить доктора? А какое надо было лечить?

-Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу – веселому, неравнодушному)

-Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть равнодушным, улыбаться, делать добрые дела)

Задание по тексту. В тексте встретилось много  наречий. Я предлагаю поработать над ними в парах. Графически объяснить их правописание, прямо в тексте карандашом.

После сам. работы перечислите эти наречия. Будьте готовы объяснить их правописание.


VIΙΙ. Подведение итогов.

Учитель: Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее:

  1. С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке (дефис в наречиях)

  2. Когда наречия мы пишем через дефис?

  3. Цели достигнуты?

  1. Повторили орфограмму дефис в словах разных частей речи?

  2. Познакомились с условиями написания наречия через дефис?

  3. Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях?

  4. Умеем отличать наречия от других частей речи?

ΙX . Домашнее задание (на выбор).

Выучить правило, повторить словарные слова, одно из заданий на выбор:

- Самодиктант (составить по 3 словосочетания (глагол + наречие, прилагательное + наречие, существительное + наречие), в которых будут употреблены наречия, которые пишутся через дефис, графически выделить орфограммы).

- упр. 279 (по заданию)

- упр. 280 (по заданию)

Оценивание учителем за работу на уроке + анализ Листов самооценки.





ПРИЛОЖЕНИЯ.

Оценочный лист ученика 7 В класса: __________________

1 – е задание («Что? Где? Почему?»).

2 – е задание (словарный диктант).

Кластер

3-е задание (работа с тектом).

Устные ответы (+ или -)

ИТОГ











КЛАСТЕР «Дефис между частями слова в наречиях»

НАРЕЧИЕ











1. Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь.

2. По-новому, по-моему, по-прежнему.

3. По-волчьи, по-немецки, по-дружески.

4. Во-первых, во-вторых, в-третьих.

5. Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле











Текст создан по мотивам сказки Феликса Давыдовича Кривина. Чтение

Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело

Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.

– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.

– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.

Никак не могли прийти к единому решению.А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться. В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому.

– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.

– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.

Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.

– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?

– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.

Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.

Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.

Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое где ещё встречались люди, которые не хотели жить по новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по иному.

В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.

По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.

– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.

Так кончилась эпидемия. На улицах стало по весеннему празднично.

А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во вторых, где нибудь ещё может быть нужна его помощь.

















Просмотр содержимого презентации
«презентация Дефис в наречиях»

Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной. М. Горький

Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной.

М. Горький

1) Найдите наречия в данных предложениях и объясните правописание. День прошел (в) пустую. Мы вошли (в) пустую комнату. Правильный ответ : День прошел (как?) впустую, то есть зря. Это наречие. Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное .

1) Найдите наречия в данных предложениях и объясните правописание.

День прошел (в) пустую.

Мы вошли (в) пустую комнату.

Правильный ответ :

День прошел (как?) впустую, то есть зря.

Это наречие.

Мы вошли в пустую комнату.

В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное .

2) Найдите и объясните написание наречия. Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение. Правильный ответ : Мужественно  пишется нн , так как образовано от прилагательного мужестве нн ый.

2) Найдите и объясните написание наречия.

Алексей завернулся в плащ, мужественно подавляя волнение.

Правильный ответ :

Мужественно  пишется нн , так как образовано от прилагательного мужестве нн ый.

3) Как пишется НЕ с   наречиями? Я отвечал (не) уверенно, а сбивчиво. Правильный ответ : Не  с наречием уверенно пишется раздельно, есть противопоставление с союзом  а.

3) Как пишется НЕ с   наречиями?

Я отвечал (не) уверенно, а сбивчиво.

Правильный ответ :

Не  с наречием уверенно пишется раздельно, есть противопоставление с союзом  а.

4) Объясните правописание буквы О после шипящей в наречии. В лесу стало свежо от утренней росы. Правильный ответ : Свежо,  в наречиях после шипящих пишется под ударением –О, без ударения –Е. Исключение  ещё.

4) Объясните правописание буквы О после шипящей в наречии.

В лесу стало свежо от утренней росы.

Правильный ответ :

Свежо,  в наречиях после шипящих пишется под ударением –О, без ударения –Е. Исключение  ещё.

5) Найти наречия и рассказать о правописании.   Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи. Правильный ответ : слева, справа. (  в наречиях, образованных от прилагательных и существительных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, пишется суффикс А).

5) Найти наречия и рассказать о правописании.

 

Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи.

Правильный ответ :

слева, справа. (  в наречиях, образованных от прилагательных и существительных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, пишется суффикс А).

Дефис в словах разных частей речи Имена существительные Имена юго-запад, горько-соленый  прилагательные Местои-мения северо-восток  (стороны горизонта)  ¬  (горький и соленый); кое-кто, выпукло-вогнутый пол-апельсина (выпуклый и  вогнутый) пол-Москвы пол-лимона русско-английский  /\  (с приставкой  пол-) (русский и английский); кто-то диван-кровать желто - синий;  /\ ковер-самолет кто-нибудь нежно-голубой  (оттенки цвета);  (сложение слов)   /\ далёкий-далёкий; что-либо  /\ близкий–близкий.  (повтор слов) кто - либо

Дефис в словах разных частей речи

Имена

существительные

Имена

юго-запад,

горько-соленый

прилагательные

Местои-мения

северо-восток

(стороны горизонта)

¬

(горький и соленый);

кое-кто,

выпукло-вогнутый

пол-апельсина

(выпуклый и вогнутый)

пол-Москвы

пол-лимона

русско-английский

/\

(с приставкой пол-)

(русский и английский);

кто-то

диван-кровать

желто - синий;

/\

ковер-самолет

кто-нибудь

нежно-голубой

(оттенки цвета);

(сложение слов)

/\

далёкий-далёкий;

что-либо

/\

близкий–близкий.

(повтор слов)

кто - либо

Дефис между частями слова в наречиях .

Дефис между частями слова в наречиях .

Дефис между частями слова в наречиях Когда-то   Во-первых Где-либо Где-нибудь По-новому   Во-вторых По-волчьи В-пятых   Кое-где По-моему По-немецки В-седьмых По-твоему Еле-еле   По-дружески По-прежнему Чуть-чуть Давным-давно По-московски Точь-в-точь

Дефис между частями слова в наречиях

Когда-то

 

Во-первых

Где-либо

Где-нибудь

По-новому

 

Во-вторых

По-волчьи

В-пятых

 

Кое-где

По-моему

По-немецки

В-седьмых

По-твоему

Еле-еле

 

По-дружески

По-прежнему

Чуть-чуть

Давным-давно

По-московски

Точь-в-точь

/\ где – то,  /\ когда – нибудь  /\ суффиксальный где – либо способ  /\ откуда – то     ¬ кое – где  ¬ приставочный  кое – куда способ

/\

где – то,

/\

когда – нибудь

/\ суффиксальный

где – либо способ

/\

откуда – то

¬

кое – где

¬ приставочный

кое – куда способ

¬ /\  во – первых ( от первый )  ¬ /\  в – третьих (от третий )  ¬ /\  по - вашему (от ваш )  ¬ /\  одет по- зимнему (от зимний)    ¬ /\  по – новому (от новый)    ¬ /\  поступил по – товарищески (от   товарищеский )    приставочно – суффиксальный способ

¬ /\ во – первых ( от первый )

¬ /\ в – третьих (от третий )

¬ /\

по - вашему (от ваш )

¬ /\ одет по- зимнему (от зимний)

¬ /\ по – новому (от новый)

¬ /\ поступил по – товарищески (от товарищеский )

приставочно – суффиксальный способ

близко– близко  повтор слов еле–еле   видимо–невидимо повтор того же корня ,  осложненного мало–помалу приставками и суффиксами нежданно–негаданно повтор синонимов

близко– близко

повтор слов

еле–еле

видимо–невидимо повтор того же корня ,

осложненного

мало–помалу приставками и суффиксами

нежданно–негаданно повтор синонимов

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА Давным-давно Волей-неволей Видимо-невидимо Мало-помалу Точь-в-точь Бок о бок Шиворот-навыворот

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

Давным-давно

Волей-неволей

Видимо-невидимо

Мало-помалу

Точь-в-точь

Бок о бок

Шиворот-навыворот

Сегодня на улице  по - зимнему   холодно .  По зимнему  лесу разносилось щебетание птиц.  1.НАРЕЧИЕ относится к глаголу или наречию не изменяется  2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ относится к существительному изменяется по родам, числам, падежам омофоны

Сегодня на улице  по - зимнему   холодно .

По зимнему лесу разносилось щебетание птиц.

1.НАРЕЧИЕ

  • относится к глаголу или наречию
  • не изменяется

2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

  • относится к существительному
  • изменяется по родам, числам, падежам

омофоны


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!