СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Фразеологизмы" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит детей с понятием "фразеологизм", учит "узнавать" фразеологизмы, объяснять их значение, употреблять в речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Фразеологизмы" 5 класс»

Русский язык 5 класс Дата 10.12.21

Тема «Фразеологизмы и их употребление в речи».

Цель: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить фразеологизмы в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся; воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову;

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятие фразеологизма, находить устойчивые сочетания в тексте, умело использовать в речи.

Метапредметные: овладевать новым материалом на основе имеющихся знаний, задавать вопросы, отыскивать причинно-следственные связи, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, работа в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Разминка «Сорви ромашку».

(на доске прикреплена ромашка, учащиеся по желанию срывают лепестки цветка и отвечают на вопросы темы прошлого урока).

- Что такое лексика?

- В каком разделе науки о языке изучается словарный состав языка?

- Что такое лексическое значение слова?

- Что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

- Что такое прямое и переносное значения слова?

- Что такое однозначные и многозначные слова?

- Что такое омонимы? Паронимы?

- В чём заключается один из секретов удивительной образности и выразительности русского языка? (В нём очень много слов, которые употребляются не только в прямом, но и переносном значении).

III. Постановка проблемного вопроса и формулирование темы урока.

1. Писатель К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти» рассказал об интересных случаях:

С-3 Отец как-то сказал, что шоколадную плитку нужно отложить на чёрный день, когда не будет другого сладкого. Трехлетняя дочка решила, что день будет черного цвета, и очень долго и нетерпеливо ждала, когда же придёт этот день.

Однажды ребёнок услышал, что пришедшая в гости  собаку съела на каких-то делах, он очень сильно испугался и спрятал от неё свою любимую собачку.

А у трёхлетней Тани как-то порвался чулок.

- Эх, - сказали ей, - пальчик-то каши просит!

Проходит неделя, а пожалуй, и больше. Вдруг все с удивлением видят, что Таня украдкой насыпала в блюдечко каши, а теперь тычет туда палец ноги.

- Почему дети не поняли взрослых? (не знали значения фразы, восприняли их в буквальном смысле).

- Что обозначают выделенные фразы?

С-1 «на чёрный день» - трудное время в жизни кого-либо, время нужды, безденежья; «собаку съела» - имеет большой опыт, знания в чём-либо; «каши просит» - износился, продырявился, требует починки, ремонта).

- В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только всё выражение в целом, вся фраза, поэтому и называются они фразеологизмы.

- Где мы используем эти выражения? (в нашей речи).

- Сформулируйте тему урока. С-2.

IV. Целеполагание.

- Определите для себя задачи:

1. Узнать…

2. Научиться …

- Поэтому, гонять лодыря мы на уроке не будем, а начнём работать.

V. Исследование материала.

Посмотрите на слайд-3. Что изображено? Что использовал в своем рисунке художник?

- Давайте попробуем дать толкование слову «фразеологизм»:

С-4.  Фразеологизмы – устойчивые (неделимые) сочетания слов, обычно понимаемые не буквально, а употреблённые в переносном смысле. Такие сочетания можно заменить одним словом или близким по смыслу выражением.

VI. Первичное закрепление.

Работа с учебником. Стр. 116, упр. 257.

Выпишите выделенные выражения, дайте толкование (используйте слова для справок)

С-6. Фразеологическая сказка.

Подчеркните фразеологизмы. 2 выпишите и объясните.

Физкультминутка. 

Покажите часть тела 1) Его задирают, зазнаваясь. 2) Не цветы, а вянут. 3) Ими машут, как мельница. 4) Он длинный и без костей. 5) Ими щелкают от голода. 6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. 7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди. 8) С них сбиваются, когда что-то ищут

- Как вы думаете, где мы можем найти значение неизвестного нам фразеологизма? (во фразеологическом словаре). Стр. 118.

С-7,8, 9. Работа в группах.

1 гр. С-7.

2 гр. С-8.

3 гр. С-9.

С-10. Работа по теме урока.

- Как вы думаете откуда берутся фразеологизмы? Как они появляются?

Вывод учащиеся делают вместе с учителем:

   - писатели активно используют фразеологическое богатство русского языка;

   - часто выразительность достигается благодаря тому, что большинство фразеологизмов заключают в себе метафору, гиперболу, сравнение.

С -11. Творческая работа.

Напишите небольшое сочинение, используя фразеологизмы.

VII. Итог.

Говорят: «Конец – делу венец». Это значит что-то делал, делал, старался, трудился – дело закончилось, и получился результат. Это и есть венец. Венец нашей работы на уроке – это знания о фразеологизме. Давайте вспомним, что мы узнали о фразеологизме.

Контроль.

Решите тест.

1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?

1) сварить кашу; 2) заварить кашу; 3) посолить кашу.

2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:

1) попасть впросак; 2) хоть пруд пруди; 3) слово в слово.

3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма тьмущая»:

1) сесть в калошу; 2) кот наплакал; 3) вешать нос.

4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?

1) зазнаваться; 2) задаваться; 3) бездельничать.

5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?

1) во весь дух; 2) изо дня в день; 3) ни свет ни заря.

Оценивание. Руководители групп оценивают работу группы.

С – 12. Рефлексия.

Выберите из предложенных слов те, которые вы отнесете на свой счет.

Подберите фразеологизм, который бы характеризовал вашу работу на уроке.

Работал спустя рукава Через пень-колоду

Не покладая рук Грызть гранит науки Засучив рукава

Из рук вон Бить баклуши

VIII. Домашнее задание на выбор: С-10

1) стр. 116-119, упр. 260.

2) подготовить сообщение «История одного фразеологизма»;







































Решите тест.

1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?

1) сварить кашу; 2) заварить кашу; 3) посолить кашу.

2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:

1) попасть впросак; 2) хоть пруд пруди; 3) слово в слово.

3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма тьмущая»:

1) сесть в калошу; 2) кот наплакал; 3) вешать нос.

4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?

1) зазнаваться; 2) задаваться; 3) бездельничать.

5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?

1) во весь дух; 2) изо дня в день; 3) ни свет ни заря.



Решите тест.

1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?

1) сварить кашу; 2) заварить кашу; 3) посолить кашу.

2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:

1) попасть впросак; 2) хоть пруд пруди; 3) слово в слово.

3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма тьмущая»:

1) сесть в калошу; 2) кот наплакал; 3) вешать нос.

4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?

1) зазнаваться; 2) задаваться; 3) бездельничать.

5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?

1) во весь дух; 2) изо дня в день; 3) ни свет ни заря.





Решите тест.

1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?

1) сварить кашу; 2) заварить кашу; 3) посолить кашу.

2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:

1) попасть впросак; 2) хоть пруд пруди; 3) слово в слово.

3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма тьмущая»:

1) сесть в калошу; 2) кот наплакал; 3) вешать нос.

4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?

1) зазнаваться; 2) задаваться; 3) бездельничать.

5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?

1) во весь дух; 2) изо дня в день; 3) ни свет ни заря.













Фразеологическая сказка

Жили-были в некотором царстве, в некотором государстве две сестры. И жили они душа в душу. Как две капли воды походили они друг на друга. У одной из них были золотые руки, а у второй была светлая голова. А если кому-нибудь помощь нужна была, подставляли свое плечо, помогали добрым советом. Жили они с чистой совестью, так как никому палки в колеса не совали, никого не сбивали с истинного пути, не совали свой нос в чужие дела.

Фразеологическая сказка

Жили-были в некотором царстве, в некотором государстве две сестры. И жили они душа в душу. Как две капли воды походили они друг на друга. У одной из них были золотые руки, а у второй была светлая голова. А если кому-нибудь помощь нужна была, подставляли свое плечо, помогали добрым советом. Жили они с чистой совестью, так как никому палки в колеса не совали, никого не сбивали с истинного пути, не совали свой нос в чужие дела.



Фразеологическая сказка

Жили-были в некотором царстве, в некотором государстве две сестры. И жили они душа в душу. Как две капли воды походили они друг на друга. У одной из них были золотые руки, а у второй была светлая голова. А если кому-нибудь помощь нужна была, подставляли свое плечо, помогали добрым советом. Жили они с чистой совестью, так как никому палки в колеса не совали, никого не сбивали с истинного пути, не совали свой нос в чужие дела.

Фразеологическая сказка

Жили-были в некотором царстве, в некотором государстве две сестры. И жили они душа в душу. Как две капли воды походили они друг на друга. У одной из них были золотые руки, а у второй была светлая голова. А если кому-нибудь помощь нужна была, подставляли свое плечо, помогали добрым советом. Жили они с чистой совестью, так как никому палки в колеса не совали, никого не сбивали с истинного пути, не совали свой нос в чужие дела.

«Толкователь»

Семь пятниц на неделе Мухи не обидит Валять дурака

В мгновение ока Ломать голову

Слова для справок: Думать, решать что-то трудное; Бездельничать; Быстро, моментально; Легко менять свои решения; О скромном, тихом человеке.



«Найди пару»

Бить баклуши. Водить за нос. Зарубить на носу. С гулькин нос.

Намотать на ус. Кот наплакал. Лодыря гонять. Обвести вокруг пальца.



«Восстанови фразеологизм»

Вставьте пропущенное слово ( название животного).

Делить шкуру неубитого… Купить … в мешке. Пустить … в огород. Брать … быка за рога. Смотреть как … на новые ворота. Писать как … лапой.



















Напишите небольшое сочинение 5-6 предложений на тему

«На уроке», используя фразеологизмы:


Набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. 





Напишите небольшое сочинение 5-6 предложений на тему

«На уроке», используя фразеологизмы:


Набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. 





Напишите небольшое сочинение 5-6 предложений на тему

«На уроке», используя фразеологизмы:


Набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. 























X. Взаимопроверка. С-11

1. 2 0 – «5»

2. 3 1 – «4»

3. 2 2 – «3»

4. 4 3 и более – «2»

XI. Рефлексия.

С-12 Подберите фразеологизм, который бы характеризовал вашу работу на уроке.

Работал спустя рукава Через пень-колоду

Не покладая рук Грызть гранит науки

Из рук вон Бить баклуши

Засучив рукава

XII. Спасибо за урок.

1 мама. У нас вчера лампочки в коридоре перегорели. Сын пришёл домой, ни зги не видно. Он, как слон в посудной лавке, всё снёс, камня на камне не оставил. Потом не разгибая спины убирался.

2 мама. А мой сын бил баклуши, целыми днями работал спустя рукава, одноклассникам на переменах палки в колёса вставлял. Да и нас с мужем за нос водил со своими оценками, лапшу на уши вешал.

Как-то пришёл повесив нос с двойкой. Я, как узнала, метала громы и молнии. Так он у меня летал по квартире, оглянуться не успела, вмиг все уроки назубок выучил. А на следующий день пятёрку принёс и почивал на лаврах.

Истории происхождения фразеологизма «медвежья услуга».

Фразеологизм восходит к басне И.А.Крылова «Пустынник и медведь», рассказывающий о дружбе пустынника и медведя. Однажды пустынник лёг спать, а медведь отгонял мух. Согнал муху со щеки, она села на нос, затем на лоб. Медведь взял увесистый булыжник и убил им муху на лбу у друга. Вот и получается: вместо помощи вред.

В доме роскошь и уют,

Денег – куры не клюют.

Чай в постель приносят мне.

Жаль, что это всё во сне.

1 гр. Найдите в тексте фразеологизм. Объясните его значение. Когда можно употребить этот фразеологизм?

Нередко обсуждают люди 
Богатство и достатки. 
Мол, денег куры не клюют, 
И значит, всё в порядке. 

Поехал к бабушке на днях. 
Вот захожу в курятник. 
Быть может, также я богат, 
А сам – и без понятий? 

Рассыпал мелочи вокруг 
И созерцаю чинно… 
Но куры деньги не клюют, 
А пробегают мимо! 

И тут обрадовался я: 
Пускай штаны в заплатах, 
Но всё в порядке у меня, 
И я живу богато! 

2 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Изобразите фразеологизм «денег куры не клюют» с помощью картинки.

____________________________________________________________

3 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Подберите синонимы к этому фразеологизму:

Выражения для справки: хоть пруд пруди, кот наплакал, по пальцам можно пересчитать, тьма тьмущая, с гулькин нос, яблоку негде упасть.

___________________________________________________________

4 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Подберите антонимы к фразеологизму «денег куры не клюют»:

Выражения для справки: хоть пруд пруди, кот наплакал, по пальцам можно пересчитать, тьма тьмущая, с гулькин нос, яблоку негде упасть.

______________________________________________________________

5 гр. Что обозначает фразеологизм «денег куры не клюют»? Составьте и запишите 2 предложения с фразеологизмом «денег куры не клюют».

Решите тест.

1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?

1) сварить кашу; 2) заварить кашу; 3) посолить кашу.

2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:

1) попасть впросак; 2) хоть пруд пруди; 3) слово в слово.

3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма тьмущая»:

1) сесть в калошу; 2) кот наплакал; 3) вешать нос.

4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?

1) зазнаваться; 2) задаваться; 3) бездельничать.

5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?

1) во весь дух; 2) изо дня в день; 3) ни свет ни заря.

_______________________________________________________________________

Решите тест

1. Какое из приведённых сочетаний слов является фразеологизмом?

1) сварить кашу;

2) заварить кашу;

3) посолить кашу.

2. Укажите синоним к фразеологизму «тютелька в тютельку»:

1) попасть впросак;

2) хоть пруд пруди;

3) слово в слово.

3. Укажите антоним к фразеологизму «тьма тьмущая»:

1) сесть в калошу;

2) кот наплакал;

3) вешать нос.

4. Какое толкование фразеологизма «задирать нос» является неверным?

1) зазнаваться;

2) задаваться;

3) бездельничать.

5. Каким фразеологизмом можно заменить словосочетание «встал рано»?

1) во весь дух;

2) изо дня в день;

3) ни свет ни заря.

О происхождении поговорки « Денег куры не клюют » рассказывает в своем трактате «Кому на Руси жить хорошо» схимник Лазарь Боголюбский (1503-? гг.) . В селе «Большие Златы» жила семья потомственных и богатейших купцов Даположских-Вынь (фамилия предположительно имеет китайские корни) . Однажды любопытствующие соседи наблюдали, повисши на плетне, такую картину: дворня как раз сгружала с телеги вернувшегося хозяина мешки золота, когда на одном из мешков вдруг лопнула тесемка и золотые монеты раскатились по всему двору… Шум, гам, переполох – все, кто находился во дворе, бросились собирать деньги, напуганная девка-курятница оступилась и растянулась поперек двора, рассыпав целое ведро пшена… Пшено смешалось с монетами, куры набросились на пшено… В этот момент на крыльцо выскочила старая, уважаемая, хозяйственная, но, к сожалению, весьма недалекая хозяйка дома, взмахнула руками и заголосила: «Склюют! Деньги склюют! » Переполох набирал обороты… Когда через полчаса все улеглось, причитающая женщина потребовала зарезать всех кур и произвести экспертизу желудков на предмет поиска монет. Как ее ни убеждали, как ни упрашивали – хозяйка осталась непреклонна, хозяин плюнул и дал добро… Еще через час купец потрясал перед носом жены кучей куриных потрохов и кричал: «Ну что, убедилась? Денег куры не клюют !». В тот же день счастливое село отмечало праздник – каждой семье выдали по тушке курицы, а то и по две! С той поры выражение « Денег куры не клюют » прижилось в народе.

Опубликовано 21.01.16 в 09:30


Отдохни!

Покажите часть тела 1) Его задирают, зазнаваясь. 2) Не цветы, а вянут. 3) Ими машут, как мельница. 4) Он длинный и без костей. 5) Ими щелкают от голода. 6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. 7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди. 8) С них сбиваются, когда что-то ищут


Подскажите словечко:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой...

Мы исходили городок

Буквально вдоль и...

И так устали мы в дороге,

Что еле...

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, ...

Пожалуй, слушать их не станут:

От этой песни уши...

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь...

Доскажи словечко

  • Прикусить …

  • Морочить …

  • Клевать …

  • Хлопать …

  • Умывать 

  • Терять …

Из общего списка найди фразеологизмы со значением:


"бездельничать", "обманывать"


Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, гонять лодыря, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, вводить в заблуждение, со всех ног.


Лингвистическая сказка о фразеологизмах для учащихся 5-7 классов.

В некотором царстве, Лексическом государстве, жили-были слова, жили, не тужили. Синонимы работали, трудились, пахали до седьмого пота. Антонимы спорили: счастье - горе, злой – добрый. Многозначные слова, которые имеют несколько значений, включая и переносное, никак не могли договориться с омонимами, обозначающими разное, но представленное одинаковыми словами. Плеоназм был недоволен тем, что у него теперь новое имя – тавтология, старое ему больше нравилось. Литота все преуменьшала. А гипербола в отместку преувеличивала. Неологизмы создавали новые слова, архаизмы уходили на покой. Какая-то недосказанность и недоговоренность витала в воздухе.
И только фразеологизмам было хорошо и радостно на душе. А как же иначе? Соберутся они на центральной площади и начинают друг друга потешать: один баклуши бьет, другой водит за нос, третий такие истории выдумывает, что у всех волосы дыбом стоят.
А другие голую правду всыплют по первое число и веселятся! А то еще решили главного среди них искать – дым коромыслом, мечут бисер перед свиньями, ищут козла отпущения, и все без толку. Не найти достойного на это высокое звание, так как одни норовят свинью подложить, к другим на кривой козе не подъедешь, а воз и ныне там.
Выискался один профессор кислых щей, калиф на час, и давай антимонии разводить, белугой реветь и гадать на кофейной гуще, когда же прекратится этот балаган. Тянул канитель, разводил на бобах, а ничего не вышло у него. Подвел всех под монастырь, решили фразеологизмы не ждать у моря погоды до морковкиного заговения, потому как игра не стоит свеч. А то попадешь как кур во щи, а Авгиевы конюшни так и не разгребешь.
На том и порешили: очки не втирать больше, а зарубить себе на носу, отложить в долгий ящик дележку эту, чтобы не попасть в переплет в будущем и сиротой казанской не прикидываться, а им-то тертым калачам известно, как все может быть. И чтобы опять же кондрашка никого не хватила от волнения, бред сивой кобылы не нести, в калошу не сесть, а разрубить этот Гордиев узел одним махом. Да и дело в шляпе!
Нет главного среди устойчивых сочетаний. Все равны!
А в царстве – государстве жизнь дальше течет: метафоры значения переносят, эпитеты речь украшают, и только антонимы никак не договорятся: умный или глупый эту сказку сочинил?!


Сказка из фразеологизмов

Люсиль Солнечная

Жили-были в некотором царстве, в некотором государстве две сестры. И жили они душа в душу. И были они не разлей вода. Как две капли воды походили они друг на друга. У одной из них были золотые руки, а у второй была светлая голова. А если кому-нибудь помощь нужна была, подставляли свое плечо, помогали добрым советом. Жили они с чистой совестью, так как никому палки в колеса не совали, никого не сбивали с истинного пути, не совали свой нос в чужие дела. И поэтому даже фортуна им улыбалась. И смотреть на них, и слушать любо-дорого. И глядя на них, сердце радовалось.

Сказка про ежика - храброе сердце.

Давным-давно в маленьком лесочке на болотной кочке жил-был ну очень добрый порядочный ежик. Жил они с чистой совестью, так как никому палки в колеса не совал, никого не сбивали с истинного пути, не совал свой нос в чужие дела. И поэтому даже фортуна ему улыбалась.
И была у ежика земляничная полянка. С утра до ночи трудился он не покладая рук. И вырастала там ароматная земляника, вкуснее ее на всем белом свете не было.
Был ежик мастер на все руки, варил такое потрясающее земляничное варенье, что просто пальчики оближешь. А когда угощал им маленьких ежат и зайчат душа радовалась.
Однажды пришел ежик на земляничную полянку, и увидел огромную злую улитку, съевшую всю землянику. У него душа в пятки ушла, и бросился он бежать со всех ног в лес, упал на траву и залился горючими слезами от страха и обиды. Уж очень боялся ежик улиток. Стал ежик просить каждую ночь ежиного бога подарить ему храброе сердце.
Не прошло и три года, как проснулся ежик очень храбрым. Побежал он на земляничную поляну, да так быстро, что только пятки сверкали, подбежал к огромной злой улитке и съел ее.
И стал ежик жить поживать и добра наживать, на земляничной полянке вдвое больше земляники уродилось, лучше прежнего она стала, и глядя на нее ежиная душа радовалась.

Как ёжик - храброе сердце нашёл свою половинку.

В некотором царстве в ежином государстве жила была принцесса Ежанна дочь ежиного царя.
И была она очень-очень толстой. Все дразнили ее Ежанна-толстуха. Обидно было ей и
ревела она в три ручья, все ежиное царство затопила горючими слезами.
Тогда издал ежиный царь указ, кто рассмешит Ежанну и избавит ее от лишнего веса, тот получит ее в жены и половину царства в придачу.
В том царстве-государстве жил-поживал, ни в чем горя не знал ежик храброе сердце.
Однажды поехал он на ярмарку продавать землянику, там-то и увидел ежик принцессу
Ежанну. Так сильно она ему понравилась, что влюбился в нее по уши.
Идет ежик с ярмарки домой голову повесил,свет не мил стал без принцессы. А навстречу ему рогатая улитка, запряженная в телегу с квадратными колесами, а на ней как на лошади верхом Глухня и Скуловня скачут. Глухня ничего не слышит и кричит: «А? Что?» А Скуловня все ноет, да капризничает и улитку ореховым прутом погоняет. Вороны над ними летают и со смеху помирают. Взял Ежик храброе сердце большую палку и отогнал всех ворон. Глухня и Скуловня поблагодарили его и спрашивают, что ты такой грустный. Рассказал им ежик о своей беде. Решили Глухня и Скуловня ему помочь. Развернули они улитку и поехали во дворец ежиного царя. Едут, песню поют: «Трень-брень, скачет ни лошадка, ни олень, рогатая улитка дарит грустным улыбку.»
Ежанна увидела их в окно, рассмеялась, вытерла слезы. Ежик прописал ей земляничную диету, и уже через месяц Ежанна стала стройной как кипарис.
В благодарность за помощь подарил он Глухне слуховой аппарат, а Скуловне мятных капель. Глухня стала все слышать, а Скуловня перестала плакать и капризничать.
Ежиный царь с радости такой устроил пир на весь ежиный мир, подарил ежику половину царства и отдал в жены Ежанну, стали они жить поживать и добра наживать.




Класс: 5

Тема: «Фразеологизмы»

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.

Планируемые результаты

Личностные: проявление познавательного интереса к новым знаниям; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Задачи:

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить заимствованные слова в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Вид деятельности учащихся: работа с текстами, словарями; толкование значений выражений.



Ход урока

… фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство.
В.Г. Белинский



1. Организационный моментмотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово уителя.

2.Проверка домашнего задания. Анализ проверенных работ. Коррекция знаний

3 Актуализация знаний

1)     Какой раздел русского языка изучает правила написания слов? (Орфография).

2)    Какой раздел русского языка изучает произношение слов? (Фонетика).

3) Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? (Лексика).

4) Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения и сочетания? ( Фразеология).

- Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”. Ребёнок не понимал смысла слов «собаку съела».

Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в языке.

(Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками. Учащиеся называют тему урока)

- Да, ребёнок не знал, что в языке есть такие слова. А вы, ребята, из начальной школы уже имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же это за слова.

- В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”.

Выражение "собаку съел" используется, чтобы подчеркнуть мастерство человека в том деле, о котором идёт речь. Поэтому мальчик напрасно испугался за своего щенка. Ведь нельзя в буквальном смысле съесть собаку, можно быть профессионалом в каком-то деле.

4. Целеполагание и мотивирование

Учитель предлагает задание, а потом предлагает учащимся поставить цель урока, направляя их при этом.

Фронтальная работа (Найти ошибочное толкование)

тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост

наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму

заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить

кот наплакал – довести кота до слёз

подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку

показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку

кот наплакал – много

спустя рукава – прилежно

мартышкин труд – бесполезная работа

знать назубок – наизусть

во весь дух – очень медленно

от доски до доски – от начала до конца

с гулькин нос – мало

горе луковое – талантливый человек

при царе Горохе – очень давно.

5.Изучение нового материала

Учитель предлагает самостоятельно дать определение, что такое фразеологизмы, затем сопоставить с определением из учебника. Затем предлагает определить, откуда они появились и сверить с информацией из учебника.

(Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.)

(Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника, находят в словарных статьях из учебника информацию о происхождении) Сообщение учащегося о происхождении фразеологизмов.

   Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. 
Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

   Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.



6. Первичное закрепление

1)Работа в группахУчитель направляет, консультирует. Ученики соединяют стрелками фразеологизмы и их значение. В случае затруднения обращаются к подсказке

Определить значение фразеологизмов.

Глаза на мокром месте                          Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз                                        Часто плачет

Глаза разгорелись                                  Узнал истинное положение

Глаза открылись                                     Наедине

Вкладывать душу                                    Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом                      Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык                            Отдавать себя целиком

Ломать голову                                         Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу                      Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит                          Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши                         Жить дружно, в согласии

Душа в душу                                              Не к чему придраться

2)Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.

3)Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют синонимы. Найдите в задании 2 фразеологизмы-синонимы.

Бить баклуши –
Водить за нос –
Зарубить на носу –
С гулькин нос –

Слова для справок: лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.

4)Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют антонимы. Найдите в задании 3 фразеологизмы-антонимы.

Заварить кашу –
Во весь дух –
Душа в душу –

Слова для справок: расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.

7. Физкультминутка

8.Применение нового знания в стандартной ситуации.

Учитель консультирует в случае необходимости, ученики выполняют самостоятельно

Выборочный диктант (выписать только фразеологизмы)

Золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходит в голову, горькое лекарство. Где  данная тема может пригодиться?

    Существуют фразеологизмы, которые своим происхождением обязаны античной мифологии и библейским преданиям. Это, например, такие как: авгиевы конюшни, нить Ариадны, ахиллесова пята, вавилонское столпотворение, всемирный потоп, ганнибалова клятва, геркулесов труд, слава Герострата, гордиев узел, гомерический хохот, дамоклов меч, бочка Диогена золотое руно, золотой дождь, лавровый венок, панический страх, пиррова победа, прометеев огонь, рог изобилия, сизифов труд, танталовы муки, эзопов язык, яблоко раздора, ящик Пандоры и другие

Где ещё вы могли встречаться с фразеологизмами?

. - В художественной литературе.

  -Верно, в художественной и публицистической литературе. Русскую литературу обогатили поэты и писатели 19 века. Цитаты (слова и выражения) из произведений  И.А.Крылова, А.П.Чехова, А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, Н.А.Некрасова  известны как фразеологические обороты. Например: «А  Васька слушает, да ест», « Счастливые часов не наблюдают»,…

   Групповая работа с текстами разных жанров.

   1-я группа выписывает фразеологизмы из басен И. А. Крылова.

   2-я группа находит фразеологизмы в отрывке из рассказа И. С. Тургенева «Муму».

   3-я группа работает с карточками, используя фразеологический словарь  (подбирают фразеологизмы, характеризующие человека с положительной стороны).

   Вывод учащиеся делают вместе с учителем):

   - писатели активно используют фразеологическое богатство русского языка;

   - часто выразительность достигается благодаря тому, что большинство фразеологизмов заключают в себе:

Метафору - гореть на работе

Сравнение - как гром среди ясного неба

Гиперболу - сыт по горло

Числительные - в двух шагах

Слова-антонимы – и стар и млад

9. Перенос в новые условия

1)Учитель предлагает определить, толкование приведенных фразеологизмов.

На птичьих правах – временно (незаконно), в один голос – вместе, испокон веку – издавна, тютелька в тютельку – точно, тяп-ляп – кое-как, с гулькин нос – мало, как сонная муха – медленно, засучив рукава – усердно.

2)Напишите сочинение-миниатюру “На уроке”, используя фразеологизмы: набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. (5-7 предложений).

(Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя работы одноклассников)

10.Домашнее задание:

1)        Подготовить сообщение «История одного фразеологизма»

2)        Выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами.

11. Подведение итогов. Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.     - Какова роль фразеологизмов в речи?

Учитель призывает вас использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки  , чтобы речь была более яркой, выразительной.

 «Человек только тогда по- настоящему владеет языком, когда умеет свободно пользоваться его фразеологическим богатством».

12. Оценивание. Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся

13. Рефлексия.

 - Что запомнилось на уроке, показалось особенно интересным?

 - Что узнали нового?

 - Где  данная тема может пригодиться?