СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Фразеологизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была разработана при изучении темы "Фразеологизмы" 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Фразеологизмы"»

Урок русского языка во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: «Фразеологизмы»

Цель: овладение основами знаний о фразеологизмах, обогащение фразеологического запаса учащихся.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить учащихся с фразеологизмами; учить понимать значение фразеологизмом и правильно употреблять их в речи.

2. Развивающие: развивать речь и умение работать с учебной информацией; расширять кругозор учащихся.

3. Воспитательные: прививать интерес к родному языку; формировать коммуникативные умения при работе в парах.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы: парная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, фразеологический словарь, учебники, тетради учащихся, карточки для работы в парах.



Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности


-Здравствуйте , ребята! Я рада Вас приветствовать.




Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них. Я желаю, вам ребята, удачи на уроке.


  1. Актуализация знаний

Слайд 2


Откройте тетради, запишите число, классная работа.



А теперь я попрошу вас послушать отрывок из книги Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти»



Слайд 3

Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как – то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету …


Как вы думаете почему Светлана не увидела лето, оглянувшись назад?

А вы слушали когда – нибудь такое выражение?

Что оно обозначает?

А можно ли это выражение заменить одним словом? Каким?


  1. Постановка учебной проблемы, формулирование проблемы, планирование деятельности


Ребята, в русском языке встречается много таких необычных сочетаний слов.


Слайд 4


Хотите узнать, как они называются в русском языке?


Слайд 5


Давайте поработаем в парах. У каждой пары на парте лежит карточка с записью необычного выражения. Ваша задача: заменить это выражение близким по значению словом. Слова – подсказки даны в карточке. Как только пара выполнит задание, она должна поднять руки. Тем самым показывая, что вы готовы отвечать.


Какое слово у нас получилось? Прочитаем хором.

Слышали ли вы когда – нибудь это слово?

А знаете ли вы, что оно обозначает?

Хотите узнать?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.


Слайд 6


Может у вас возникли вопросы по этой теме? Попробуйте сформулировать их.



Цели урока:

1. Узнать, что такое фразеологизмы.

2. Определять, какую роль они выполняют в нашей речи.

3. Научиться объяснять значения фразеологизмов.



Как вы думаете, где еще мы могли бы найти ответ на интересующий нас вопрос, что такое фразеологизмы?

( в рубрике «Тайны языка»)

Откроем 103 страницу и найдем нужную нам информацию.


Ребята, для сегодняшнего урока наш друг Знайка приготовил вот такой фразеологизм.



Слайд 7

Медведь на ухо наступил


Как вы понимаете значение этого фразеологизма?

Ребята, с помощью какого источника мы сможем проверить, правильно ли мы определили значение этого фразеологизма?


Посмотрите, какие фразеологические словари есть в нашей библиотеке. Давайте воспользуемся одним из них.

Знайка интересуется, что будет с фразеологизмом, если из него выбросить одно слово или заменить другим.

Давайте попробуем это сделать.


Медведь на ногу наступил


Что произошло?

(изменился смысл фразеологизма, когда ввели новое слово)


Поэтому и говорят, что фразеологизм это устойчивое или постоянное сочетание слов.

Давайте посмотрим, какой вывод сделал Знайка.


Слайд 8

(Смысл имеет лишь выражение в целом. Смысл фразеологизма разрушается, если ввести в него другие слова.)


Прочитаем, что по этому вопросу говорит наш учебник в рубрике «Тайны языка» на стр. 106.

Слайд 9

Вам нужно немного отдохнуть.(*Физминутка)



Закрепление изученного


Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее выразительной.

Как вы думаете, много ли можно использовать фразеологизмов в речи?

Давайте побываем в гостях у одного сказочного героя и проверим это на деле. Уж он-то точно часто использует их в своей речи.


Слайд 10

Я проснулся ни свет, ни заря, на душе кошки скребут. Пошёл в мастерскую к Винтику, долго бил баклуши. Вернулся ни жив, ни мёртв. Съел с горем пополам шесть котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин, метал молнии, велел зарубить на носу, что руки моют перед едой. А мне хоть кол на голове теши – я всё ни в зуб ногой.


Узнали ли вы автора текста?


Слайд 11


Давайте поэкспериментируем с незнайкиным текстом и заменим подчеркнутые фразеологизмы обычными словами.

Эти слова вы будете писать ниже в исправленный текст.

Воспользуйтесь словами – подсказками. Над этим заданием поработайте в парах.


Проверим, что у вас получилось.


Слайд 12

Я проснулся ни свет, ни заря (рано) , на душе кошки скребут( плохое настроение) . Пошёл в мастерскую к Винтику, долго бил баклуши (бездельничал) . Вернулся ни жив, ни мёртв ( уставший). Съел с горем пополам( еле – еле) шесть котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке (очень долго). Тут как снег на голову(неожиданно) свалился Пилюлькин, метал молнии ( злился), велел зарубить на носу ( запомнить), что руки моют перед едой. А мне хоть кол на голове теши (безразлично) – я всё ни в зуб ногой ( не понимаю).


Слова – подсказки: рано, не понимаю, неожиданно, безразлично, злился, плохое настроение, уставший, еле – еле, запомнить, бездельничал, очень долго.


Прочитаем ещё раз текст Незнайки.

А теперь текст, который у вас получился.

Чей текст вам кажется более интересным, необычным?

А чей текст оказался более понятливым?

Стоит ли употреблять в речи фразеологизмы?

Нужно ли перенасыщать нашу речь фразеологизмами? Почему?

Какой совет – пожелание вы хотели бы дать Незнайке?



  1. Домашнее задание


Слайд


Домашнее задание

Записать 3-4 фразеологизма, которыми часто пользуются в вашей семье и написать их значение.


VII. Итог урока. Рефлексия .