Урок русского языка во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: «Фразеологизмы»
Цель: овладение основами знаний о фразеологизмах, обогащение фразеологического запаса учащихся.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить учащихся с фразеологизмами; учить понимать значение фразеологизмом и правильно употреблять их в речи.
2. Развивающие: развивать речь и умение работать с учебной информацией; расширять кругозор учащихся.
3. Воспитательные: прививать интерес к родному языку; формировать коммуникативные умения при работе в парах.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы: парная, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, фразеологический словарь, учебники, тетради учащихся, карточки для работы в парах.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
-Здравствуйте , ребята! Я рада Вас приветствовать.
Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них. Я желаю, вам ребята, удачи на уроке.
Актуализация знаний
Слайд 2
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
А теперь я попрошу вас послушать отрывок из книги Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти»
Слайд 3
Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как – то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету …
Как вы думаете почему Светлана не увидела лето, оглянувшись назад?
А вы слушали когда – нибудь такое выражение?
Что оно обозначает?
А можно ли это выражение заменить одним словом? Каким?
Постановка учебной проблемы, формулирование проблемы, планирование деятельности
Ребята, в русском языке встречается много таких необычных сочетаний слов.
Слайд 4
Хотите узнать, как они называются в русском языке?
Слайд 5
Давайте поработаем в парах. У каждой пары на парте лежит карточка с записью необычного выражения. Ваша задача: заменить это выражение близким по значению словом. Слова – подсказки даны в карточке. Как только пара выполнит задание, она должна поднять руки. Тем самым показывая, что вы готовы отвечать.
Какое слово у нас получилось? Прочитаем хором.
Слышали ли вы когда – нибудь это слово?
А знаете ли вы, что оно обозначает?
Хотите узнать?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Слайд 6
Может у вас возникли вопросы по этой теме? Попробуйте сформулировать их.
Цели урока:
1. Узнать, что такое фразеологизмы.
2. Определять, какую роль они выполняют в нашей речи.
3. Научиться объяснять значения фразеологизмов.
Как вы думаете, где еще мы могли бы найти ответ на интересующий нас вопрос, что такое фразеологизмы?
( в рубрике «Тайны языка»)
Откроем 103 страницу и найдем нужную нам информацию.
Ребята, для сегодняшнего урока наш друг Знайка приготовил вот такой фразеологизм.
Слайд 7
Медведь на ухо наступил
Как вы понимаете значение этого фразеологизма?
Ребята, с помощью какого источника мы сможем проверить, правильно ли мы определили значение этого фразеологизма?
Посмотрите, какие фразеологические словари есть в нашей библиотеке. Давайте воспользуемся одним из них.
Знайка интересуется, что будет с фразеологизмом, если из него выбросить одно слово или заменить другим.
Давайте попробуем это сделать.
Медведь на ногу наступил
Что произошло?
(изменился смысл фразеологизма, когда ввели новое слово)
Поэтому и говорят, что фразеологизм это устойчивое или постоянное сочетание слов.
Давайте посмотрим, какой вывод сделал Знайка.
Слайд 8
(Смысл имеет лишь выражение в целом. Смысл фразеологизма разрушается, если ввести в него другие слова.)
Прочитаем, что по этому вопросу говорит наш учебник в рубрике «Тайны языка» на стр. 106.
Слайд 9
Вам нужно немного отдохнуть.(*Физминутка)
Закрепление изученного
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее выразительной.
Как вы думаете, много ли можно использовать фразеологизмов в речи?
Давайте побываем в гостях у одного сказочного героя и проверим это на деле. Уж он-то точно часто использует их в своей речи.
Слайд 10
Я проснулся ни свет, ни заря, на душе кошки скребут. Пошёл в мастерскую к Винтику, долго бил баклуши. Вернулся ни жив, ни мёртв. Съел с горем пополам шесть котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин, метал молнии, велел зарубить на носу, что руки моют перед едой. А мне хоть кол на голове теши – я всё ни в зуб ногой.
Узнали ли вы автора текста?
Слайд 11
Давайте поэкспериментируем с незнайкиным текстом и заменим подчеркнутые фразеологизмы обычными словами.
Эти слова вы будете писать ниже в исправленный текст.
Воспользуйтесь словами – подсказками. Над этим заданием поработайте в парах.
Проверим, что у вас получилось.
Слайд 12
Я проснулся ни свет, ни заря (рано) , на душе кошки скребут( плохое настроение) . Пошёл в мастерскую к Винтику, долго бил баклуши (бездельничал) . Вернулся ни жив, ни мёртв ( уставший). Съел с горем пополам( еле – еле) шесть котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке (очень долго). Тут как снег на голову(неожиданно) свалился Пилюлькин, метал молнии ( злился), велел зарубить на носу ( запомнить), что руки моют перед едой. А мне хоть кол на голове теши (безразлично) – я всё ни в зуб ногой ( не понимаю).
Слова – подсказки: рано, не понимаю, неожиданно, безразлично, злился, плохое настроение, уставший, еле – еле, запомнить, бездельничал, очень долго.
Прочитаем ещё раз текст Незнайки.
А теперь текст, который у вас получился.
Чей текст вам кажется более интересным, необычным?
А чей текст оказался более понятливым?
Стоит ли употреблять в речи фразеологизмы?
Нужно ли перенасыщать нашу речь фразеологизмами? Почему?
Какой совет – пожелание вы хотели бы дать Незнайке?
Домашнее задание
Слайд
Домашнее задание
Записать 3-4 фразеологизма, которыми часто пользуются в вашей семье и написать их значение.
VII. Итог урока. Рефлексия .