СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Гласные в приставках пре- и при-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе "Гласные в приставках пре- и при-"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Гласные в приставках пре- и при-"»

Тема урока: «Гласные в приставках пре- и при-»


Учитель: Ринчинова Светлана Фёдоровна

Место работы: МБОУ «Хоронхойская СОШ»

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 6 класс

Номер урока в теме: 1

Базовый учебник: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский.

Цели:

обучающие:

- изучить правило правописания гласных в приставках пре- и при-;

- формировать умения и навыки по правописанию приставок пре- и при-;

развивающие:

- формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, давать монологический ответ;

- способствовать развитию положительной мотивации и навыков целеполагания и контроля в учебно-познавательной деятельности;

- уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками при выполнении учебной задачи, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации;

воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви к родному языку для развития духовно-нравственной личности.


Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в приставках пре- и при-; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.

Тип урока: изучение нового материала.

Ведущий метод: частично-поисковый, проблемный.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой учащихся

Учитель: Пожелайте себе успехов и скажите: «Я внимателен. Я стараюсь. Я понимаю. Я решаю. У меня получается».


II. Актуализация знаний

1. Словарный диктант

Предмет, реформа, интерьер, солдат, терраса, атмосфера, вежливость, коммуникабельность, атмосфера.


- Подчеркните первую букву в словах. Какое слово получилось? О чем мы будем сегодня говорить? Что такое приставка?


Демонстрация гипертекстового определения «Приставка» –

file:///C:/Users/FA52~1/AppData/Local/Temp/Rar$EXa8084.3749/[RUS5_046]_[TD_375].htm

Учащиеся сверяют правильность своего ответа с гипертекстовым определением.


2. Лингвистическая разминка

Подытожить, розыск, предыстория, сверхинициативный, сверхинтересный, подыграть.

https://bingoschool.ru/manual/blog/115/


3. Для проверки степени усвоенности темы предлагаю выполнить тест

https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/5-klass/bukvyi-yi-i-posle-pristavok-na-soglasnyij.html?yrwinfo=1668864886001701-6997447026221808078-vla1-1849-vla-l7-balancer-8080-BAL-5635


4. Анализ выполнения теста. Результат занесите в Информационную карту.


III. Изучение нового материала

1. Самоопределение к деятельности (Постановка учебной проблемы)

Задание: вставьте пропущенные буквы, запишите, объясните орфограммы и распределите слова на группы по характеру приставки.

Слайд 1: о…деру, …бить, по…мигнуть, в…пахать, бе…цельный, пр…рвать, пр…клеить, пр…огромный, ра…сеянный.

- Какой вывод вы можете сделать? Сколько групп? Назовите эти группы по характеру приставки.

Слайд 2. Три группы приставок

I – неизменяемые приставки

II – приставки, оканчивающиеся на з- и с-

III – приставки при- и пре-, написание которых мы не смогли прокомментировать.


- Итак, какие задачи мы поставим сегодня на уроке?

(Научиться распознавать слова с приставками пре- и при-, узнать, от чего зависит выбор гласных в этих приставках).


Динамическая пауза. Гимнастика для глаз.

2. Изучение нового материала

Слово учителя:

Почему приставки ПРИ- и ПРЕ- самые трудные? По двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть. Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания ПРИ- и ПРЕ- придётся сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам.


Групповая работа. Поиск решения учебной проблемы

- Проанализировать значение слов.

- Определить, какое общее значение объединяет слова.

- Сделать вывод о правописании гласной в приставке в вашем случае.


Слайд 3. Материал для анализа:

1-ая группа: пр..ехать, пр…лететь, пр…бежать.

2-ая группа: пр…шить, пр…бить, пр…колоть.

3-я группа: пр…школьный, пр…дорожный, пр…морский.

4-ая группа: приоткрыть, присесть, пр…поднять.

5-ая группа: пр…добрый, премилый, пр…увеличить.

6-ая группа: пр…градить, пр…ступить (закон), пр…рвать.


- Презентация работы групп.

Слайд 4. Составление опорной записи «Значения приставок пре- и при-»


3. Работа с учебником.

- Сверим наши выводы с учебником (§32, стр.68-69).

- Есть расхождения? Нет?

- Проблема решена? (Да)


4. Работа в онлайн-школе Skysmart

А теперь давайте углубим наши знания

https://skysmart.ru/articles/russian/pravopisanie-pristavok-pre-i-pri

- Подведем итог нашей исследовательской работы, составим алгоритм-рассуждение.

Как различать на письме гласные в приставках пре- и при-? Как действовать по правилу?


Алгоритм написания приставок «при» и «пре»:

ПРЕ -

1) Близко по значению к слову очень: преинтересный (очень интересный).

2) Близко по значению с приставкой пере-: преграда (что-то перегородить), преступник (переступил закон).

ПРИ -

1) Близость, примыкание к чему-то (около, рядом): прибрежный (около берега).

2) Добавление, присоединение: приделать, прикупить.

3) Неполное действие или на ограниченный срок: прилечь (ненадолго), приболел (чуть-чуть);

4) Завершенное действие: приготовил, примирил.

5) Совершение действия в чьих-либо интересах: припрятать, прислушаться;

6) Сопутствующее чему-то действие: пританцовывать, припевать.


5. Развитие учебно-языковых умений. Применение алгоритма рассуждения.

Устно обоснуйте выбор приставок пре- и при- в данном тексте.

Пр…красно в осеннем лесу. Музыка в траве пр…тихла. Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался. Пр…таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пр…спокойно сидеть.


Динамическая пауза «Приставочки»

(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.

А теперь присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получился!»

И снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.


III. Закрепление изученного материала

Слайд 5.

1. Словарная работа

– Рассмотрим слова «приветствовать», «пресмыкаться», поработаем с этимологией данного слова.

Приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti «говорить».

Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей.

– Кого называют пресмыкающимися?

– Составьте предложения с данными словами. Запишите.


2. Тренировочное упражнение

- Предлагаю минутку игры. Прослушайте аудиозапись стихотворения из «Радионяни», запомните как можно больше слов с приставками пре- и при-, запишите их.

3. Контроль. Для проверки степени усвоенности темы предлагаю выполнить тест.

https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/6-klass/glasnyie-v-pristavkax-pre-i-pri-2.html?yrwinfo=1668864743555742-8713395729894650932-vla1-4655-vla-l7-balancer-8080-BAL-8384


4. Анализ выполнения теста. Результат занесите в Информационную карту


IV. Домашнее задание

Слайд 6.

1.Параграф 32 (выучить правило).

2. На выбор:

- Упражнение 155;

- Упражнение 156, 157;

- Выписать из сочинения М.Ю. Лермонтова «Панорама Москвы» (стр. 120-125 учебника литературы 6кл.) 5 предложений со словами с приставками пре- и при-. Выполнить графическое обозначение орфограммы.

3. Выполнить тест (опережающее задание)

https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/6-klass/pristavki-pre-pri.html?yrwinfo=1668953072399022-18161015479310984129-sas2-0481-644-sas-l7-balancer-8080-BAL-2810

V. Подведение итогов урока

Слово учителя:

- Какую цель урока ставили?

- Удалось ли ее решить?

- Каким способом (или способами) мы ее решили?

- Приобрели ли новые знания?

- Как вы думаете, есть ли еще «тайны» у приставок пре- и при-?


VI. Рефлексия.

Слово учителя:

-А теперь оцените свой вклад в достижение поставленной цели урока, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Слайд 7.

Закончите предложение, появившееся на экране

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Я выполнял задания…

5.Я понял, что…

6.Теперь я могу…

7.Я почувствовал, что…

8.Я приобрел…

9.Я научился…

10.У меня получилось…

11.Я смог…

12.Я попробую…

13.Меня удивило…

14.Мне захотелось…

15.Урок дал мне для жизни…