Урок разработала: Курстак Анастасия Викторовна,
Учитель русского языка и литературы,
Имена существительные в тексте
Цель урока: обучение определению роли имени существительного в тексте
Задачи:
- обучающие:
Научить определять роль и место существительных в тексте;
Научить понимать словесную картину, изображаемую поэтом;
Научить понимать художественное описание.
- развивающие:
Развивать речь,
Творческое мышление,
Воображение,
Навык выразительного чтения,
Эстетический вкус.
- воспитательные:
Воспитать любовь к русскому языку,
Воспитать любовь к произведениям литературы,
Воспитать нравственность
Ход урока
1. Орг. момент
2. Введение в урок
(Слайд 1-6)
Выразительное чтение стихотворения Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…»
(Слайд 7)
- Посмотрите, пожалуйста, на портрет этого замечательного русского поэта, что вы можете о нем сказать?
(Варианты ответов учащихся)
- Запишите в тетрадь дату.
3. Формулирование темы и цели урока (Слайд 8)
- Прочитайте загадки и запишите слова-отгадки в тетради:
Загадка 1:
Земля, вода, пшеница, класс –
Все сущее, что окружает нас,
Мы называем. Имя им даем: береза, солнце, речка, дом…
(Имя существительное)
Загадка 2: (Слайд 9)
Поставил по порядку предложенья
По смыслу, теме без сомненья
И на абзацы разделил.
Скажите, что я получил?
(Текст)
- Какие слова вы записали? (имя существительное, текст)
- Определите по ним тему урока
- Сформулируйте цели урока
- Запишите тему урока в тетради
«Имя существительное в тексте» (Слайд 10)
4. Изучение материала
1) Работа над стихотворением Ф.Тютчева «Весенние воды» (Слайд 11)
- Прочитайте текст стихотворения Ф.Тютчева «Весенние воды».
- Какую картину нарисовал поэт?
- Какое настроение он передал?
- Есть ли что-то необычное в выборе слов для художественного описания?
- Какие средства художественной выразительности вы увидели (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).
- Какой вывод вы можете сделать?
(Слайд 12 стихотворение)
Работа по вопросам (Слайд 13)
Вывод: (Слайд 14)
- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с. 69
Работа по вопросам:
- Как называется текст-описание места? (Пейзаж, пейзажная зарисовка, пейзажное описание)
- Слова каких частей речи преобладают в текстах описаниях? (Имена существительные и прилагательные)
- Что помогают увидеть существительные и прилагательные в тексте?
(Картину, в которой каждый предмет занимает свое место).
2) Задание на дом
Стихотворение С.Есенина «Весенний вечер» (Слайд 16, 17, 18)
Задание:
- Прочитайте выразительное стихотворение. Запишите, какие образы у вас возникают при чтении стихотворения? Расставьте в тексте необходимые знаки препинания, определите и подчеркните имена существительные как члены предложения, выучите стихотворение и подготовьтесь к диктанту по памяти.
5. «Развиваем воображение» (Слайд 19)
1. Игра в ассоциации
- Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите фразу: «Имена существительные в тексте»?
2. Имя писателя – ассоциации (Слайд 20)
- Начиная знакомство с новой книгой или текстом, вы всегда читаете сначала фамилию, имя автора. Это собственные имена существительные, которые могут рассказать о многом внимательному читателю. Вы встречаете знакомое имя, и возникают определенные предположения и ожидания.
Например: Виктор Драгунский – это юмор, доброта, любовь, забота, семья, мама, папа, Дениска, друг, Мишка, события в школе и дома, приключения.
- Назовите с помощью имен существительных, что вы ожидаете встретить в произведениях известных вам писателей: А.С.Пушкин, А.Беляев, А.Дюма
5. Итоги урока (Слайд 21)
- Что повторили на уроке?
- Что нового узнали об именах существительных?
- В чем особенность их употребления в художественном тексте?
- Найдите среди ключевых слов урока лишнее: имена существительное и прилагательное, текст, пейзажное описание, синтаксическая роль, общий род.
6. Домашнее задание (Слайд 22)
1. Упражнение 464, задание на с. 70 письменно,
2. Задание на раздаточных листах по стихотворению С.Есенина