СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с общим значением имён прилагательных;
  • углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.

Коррекционно–развивающие:

  • коррекция мышления на основе упражнений в распознавании имён прилагательных;
  • развивать орфографическую зоркость, память, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к урокам русского языка;
  • воспитывать положительную мотивацию к учению;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Имя прилагательное"»

Урок русского языка "Имя прилагательное"

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с общим значением имён прилагательных;

  • углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.

Коррекционно–развивающие:

  • коррекция мышления на основе упражнений в распознавании имён прилагательных;

  • развивать орфографическую зоркость, память, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к урокам русского языка;

  • воспитывать положительную мотивацию к учению;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Методическое оснащение и оборудование урока:

  • иллюстрации животных;

  • набор карточек с заданиями по теме “Имя прилагательное”;

  • ТСО (магнитофон, диск с релаксационной музыкой, звуки природы, компьютер, мультимедийная презентация);

  • карточки для индивидуальной работы;

  • памятки для учащихся “Имя прилагательное”;

План урока.

  1. Организационный момент урока.

  2. Сообщение темы урока.

  3. Массаж пальчиков рук.

  4. Орфографическая разминка, подготавливающая к восприятию новой темы.

  5. Объяснение нового материала.

  6. Физкультминутка для глаз. 

  7. Закрепление темы урока.

  8. Физкультминутка.

  9. Закрепление темы урока (продолжение).

  10. Контроль и закрепление новых знаний.

  11. Домашнее задание.

  12. Итог урока, рефлексия.

Ход урока.

1. Организационный момент урока (настрой на работу, подготовка класса к уроку, внешний вид в соответствии со школьными требованиями, рапорт дежурного).

2. Сообщение темы урока.

Учитель.

–  Сегодня на уроке мы поговорим о природе, которая нас окружает, о её охране и красоте, познакомимся со словами, которые помогают передавать красоту окружающего мира.

(Под тихую музыку учитель читает отрывок из стихотворения.)

Я иду по зеленому лугу, 
Высыхает на листьях роса, 
Ветер травы качает упруго, 
И я слышу цветов голоса. 
Они шепчут: не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни, 
Мы для сердца – живая отрада, 
Украшенье родимой земли.

–  Ребята, вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес, и журчащий ручеёк, и пение птиц. Много книг, стихов, песен посвящено красоте природы. Нет такого рассказа, где бы не описывалась природа. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – это грибы и вкусная земляника. Лес – это дом для зверей и птиц. Давайте и мы шагнём в лес, и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.

(Под тихую музыку учитель читает отрывок из стихотворения.)

Тихо и чудно в лесу вековом,
Сосны с прямым красноватым стволом
Высятся точно колонны, рядами,
И в вышине меж густыми ветвями
Синее небо лазурью сквозит,
Луч шаловливый украдкой скользит,
Веет прохладой в лесу тишина...

3. Массаж пальчиков рук.

Учитель.

Пальцы делают зарядку, 
Чтобы меньше уставать, (пальцы сжимаем в кулачок, разжимаем).
А потом они в тетради
Будут буковки писать, (руки вверх, потряхивание кистями рук)
Вот помощники мои, 
Их, как хочешь, поверни. 
Раз, два, три, четыре, пять 
Не сидится им опять. 
Постучали, повертели 
И работать захотели.

–  Откройте тетради, запишите число, слова “Классная работа”, тему урока: “Имена прилагательные”.

4. Орфографическая разминка.

Учитель.

А сейчас мы вспомним некоторые слова, написание которых надо запомнить. (Учитель задаёт учащимся загадки.)

1. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурную сосал.
А проснувшись стал реветь,
Этот зверь лесной - … (Медведь.)

2. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт
В деревне кур крадёт. (Лисица.)

3. По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом – 
Ушки торчком. (Заяц.)

4. Лежит верёвка,

Шипит плутовка.

Брать ее опасно –

Укусит. Ясно? (Змея)


5. Вот так звери!

Нор не роют,

Но зато плотины строят.

Все они одеты в шубы,

Инструмент не пилы – зубы. (Бобры)


6. В траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост оторвет –

Другой наживет. (Ящерица)


7. В лесу темно,

Все спят давно.

Одна птица не спит,

На суку сидит,

Мышей сторожит. (Сова)


5. Объяснение нового материала.

Учитель.

– Давайте послушаем ученика – консультанта. (Ученик заранее подготовил сообщение о сове.) Слайд - сова

Сова.

Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Она уничтожает за одну ночь 8 мышей. Сова находится под охраной государства.

Учитель.

– Рассмотрите сову.

– Сова какая птица? (Хищная, ночная)

– Какие лапы? (Короткие)

- Какие когти? (Длинные, острые)

- Какая голова? (Круглая)

– Какой клюв? (Загнутый)

– Какие у неё глаза? (Большие)

– Какое оперение? (Коричневое, мягкое)

– Организм сов приспособлен к какой охоте? (Ночной)

– Что обозначают подобранные слова? (Признаки совы)

– Задайте вопросы к этим словам.

Учитель.

– Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? называются прилагательными.

А как вы думаете, зачем нужны имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают текст полным.)

Учитель об имени прилагательном:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

6. Закрепление темы урока.

Учитель.

– Давайте прочитаем правило все вместе.

Карточка – памятка.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

7. Физкультминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где кино, а где окно.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

(Зажмуриться несколько раз)



Задание 1. Сова.

–  Прочитайте текст, выпишите из текста имена прилагательные. (Карточки с текстом) В тетради с большой буквы через запятую.

Сова –  это хищная ночная птица. Оперение у неё коричневое, мягкое. Голова совы круглая с большими глазами. Когти длинные и острые. А клюв загнутый и короткий.



Слова – вопросы подсказки:

– Сова птица какая? 
– Лапы какие? 
– Клюв какой? 
– Глаза какие? 
– Оперение какое? 


8. Физкультминутка.

У медведя дом большой (руки вверх, потянуться) 
А у зайца – маленький (руки вверх, присесть) 
Наш медведь пошёл домой (ходьба на месте)
А за ним и заинька (прыжки) 
Мы зверяток провожаем (марш) 
И урок наш продолжаем.

9. Закрепление темы урока (продолжение).

Учитель.

– Дети! В лесу живёт много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес – это дом. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими.

В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. Красный цвет – это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: “Растения и животные в беде! Помогите им!”

Надо беречь не только редких животных, но и всех остальных. Всё в природе взаимосвязано.

Мы познакомились сегодня с совой, которая занесена в Красную книгу.

А животное, о котором я вам сейчас загадаю загадку, тоже из Красной книги.

Учитель.

На спине иголки,
Длинные и колкие. 
А свернётся он в клубок –
Нет ни головы, ни ног. (Ёж.) Слайд

– Послушаем ученика – консультанта. (Ученик – консультант подготовил сообщение о животном “Ёжик”.)

Ёжик.

Ёжик несёт очень важную службу. Он уничтожает многих насекомых и мышевидных грызунов. Ёжики – одни из древних животных. Они появились много лет назад, когда хозяевами планеты были чудовищные ящеры.

Учитель.

– Ёжик приглашает вас в лес. Он предлагает поиграть в игру.

Задание 2.

Игра “Запомни словечко”. Слайд

Ёж (какой?)  колючий,
Медведь (какой?) косолапый,
Лиса (какая?)  хитрая,
Белка (какая?)  пушистая,
Волк (какой?)  серый,
Лось (какой?)  большой. 

(затем вторые слова стираются.)

– Ориентируясь на первое слово, запишите сочетания полностью.

- Как мы называем слова, которые вы дописывали сами? (Прилагательные)

- Что они обозначают? (Признак предмета)



10. Контроль и закрепление новых знаний.

Учитель.

– А сейчас я проверю, насколько внимательны вы были весь урок.

Тренировочное упражнение в учебнике 198 с.123

Списать, подчеркнуть прилагательные волнистой линией.







11. Домашнее задание.

Упр.199 с.123 – списать, подчеркнуть прилагательные волнистой линией.

12. Итог урока, рефлексация.

Учитель

– Давайте ещё раз вспомним, с какой частью речи вы сегодня познакомились на уроке?
– Что вы знаете о прилагательном? 
– Сделаем вывод.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает….. предмета (признак предмета) и отвечает на вопросы:…. (какой? какая? какое? какие?)

Приведите свои примеры имён прилагательных.

– Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали. Особенно меня порадовали следующие учащиеся …..(учитель называет фамилии учеников и комментирует результаты работы учащихся).

– Какое задание на уроке вам понравилось выполнять больше других?

– Какое задание вызвало затруднение? Почему?



– Ребята, любая травинка, любой лист, любое даже самое непримечательное существо по-своему красиво и интересно и заслуживает доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме.

Напомните мне правила друзей природы:

– Не срывать цветы. 
– Не ломать деревья.
– Не ловить бабочек.
– Не убивать животных.

Учитель.

– Наш урок я хочу закончить строчками из стихотворения В. Гнездилова

Я сорвал цветок – он завял,
Я поймал жука – и он умер.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.





























Литература:

  1. “Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школе” (А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская) Москва “Просвещение”, 1991г.

  2. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы. Под редакцией И. М. Бгажноковой, Москва “Просвещение” 2010 г. Русский язык (А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова, С. Ю. Ильина, Э. В. Якубовская).

  3. Русский язык: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская) М.: Просвещение, 2010 г.

  4. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку: "Имя прилагательное" для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская) Москва “Просвещение”, 2005 г.

  5. “Я познаю мир: Дет. Энциклопедия. Русский язык”. (В.В. Волина) М.: ООО “Издательство АСТ”, 1997 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей