СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка «Как возникла письменность. Правописание приставок».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка "Правописание приставок" Дети учатся правописанию приставок и узнают, как передавали новости друг другу наши предки.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Как возникла письменность. Правописание приставок».»



Тема «Как возникла письменность. Правописание приставок».

Учебно-познавательные задачи: учиться правописанию приставок, узнать, как передавали новости друг другу наши предки.

Оборудование : книга Г Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий»; конверты с письмами-карточками 1 и 2; иллюстрации, изображающие клинышки, погремушку; толковые словари; компьютер; мультимедийный проектор; экран (или интерактивная доска); презентация.

Ход урока:

1 Каллиграфическая минутка.

Запись р раз- рас- при- пере- и анализ буквы р. – слайд №2

- Что вы записали?

- Что называют приставкой?

- Поставьте учебно-познавательную задачу.

2. Словарная работа.

- Запишите эти слова, вставьте пропущенные буквы: (Один работает у закрытой доски, все в тетради.)

Ра…каз, ра…тояние, р…сунок,слайд №3

Продолжите запись, записывая отгадки к следующим загадкам:

1) Тонкая палочка графита в деревянной оболочке, употребляемая для письма.- карандаш

2) Синоним словам друг, приятель. – товарищ

3) Оно само никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти,

Оно побежит, полетит, проплывёт

Тысячи вёрст пути. – письмо (толковые словари, словарная работа: верста)

Проверка с написания слов помощью сигналов «да», « нет».

- Составьте из слов небольшой устный рассказ. О чём он?

-Поставьте учебно-познавательную задачу?

3 Работа над решением учебно-познавательных задач.

- Сегодня мы начинаем игру, которая так и называется, как эта книга Г Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий». И на протяжении нескольких уроков мы попытаемся ответить на ваши вопросы: (вопросы печатаем на интерактивной доске) - слайд №4

Как появились первые письма?

Кто придумал конверт?

На чём люди писали до изобретения бумаги?

Как перевозили почту много лет назад?

Кто изготовил первую марку?

- Выпишите из вопросительных предложений глаголы. (Один работает у закрытой доски, все в тетради.)

А какие слова называют глаголами?

Выделите в выписанных словах корень.

Проверка с помощью сигналов «да», « нет».

Как называется часть слова, стоящая впереди корня?

Выделите приставку. (Один работает у закрытой доски, все в тетради.)

Докажите, что это приставки.

Физминутка.слайд №5

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы письмо идём искать.

Этот пальчик за письмом пошёл.

Этот пальчик письмо нашёл.

Этот пальчик забрал.

Этот пальчик прочитал.

Этот пальчик не слыхал,

Взял письмо перечитал.

- Какие слова с приставкой встретились в считалочке? Назовите приставку.

-Из следующего стихотворения выпишите слова с одинаковой приставкой, приставку выделите.

(Один работает у закрытой доски, все в тетради.)

Стихотворение напечатано на интерактивной доске. – слайд №6

Письмо само никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти,

Оно пробежит, пролетит, проплывёт

Тысячи вёрст пути.

Проверка с помощью сигналов «да», « нет».

Запомните приставку про-. Приставка пра- употребляется довольно редко. Она пишется в словах прабабушка, прадедушка и обозначает перед, старый.

Спишите с доски первый вопрос учебно-познавательных задач. – слайд №6

Подчеркните в этом предложении главные члены предложения.

Дети записывают: (Один работает у закрытой доски, все в тетради.)

Как появились первые письма?

Проверка с помощью сигналов «да», « нет».



Так как же передавали новости наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки?

Рассмотрите иллюстрацию на странице 7 в книге Г Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий».

- Что вы видите на рисунке?

- Что-то похожее на исчерченный кусок мыла.

Подготовленный ученик:

- Но это не мыло. Это письмо. Оно слеплено из глины. А клинышки использовали вместо привычных для нас букв. Они продавлены на влажной глине трёхгранной тонкой палочкой из тростника.

- Запишем это, чтобы не забыть.

Запись под диктовку: (Один работает у закрытой доски, все в тетради.)

Письмо слеплено из глины. Клинышки продавлены на сырой глине.

- Выделите приставки в глаголах.

Проверка с помощью сигналов «да», « нет».

Подготовленный ученик:

Люди, понимающие клинопись (так называют письменность, догадались почему?), прочтут, что написано палочкой на куске глины. Чтобы письмо не потеряло форму, чтобы клинышки не смазывались, его обожгут в печи, оно станет твёрдым, прочным. Такие письма называют таблетками.

-А конверт?

Подготовленный ученик:

Таблетки уложат в глиняную оболочку и тоже, написав адрес, обожгут.

- Для чего? Найдите ответ на доске.

На доске текст*:– слайд №8

Письма (от)правились в глиняных конвертах. Такой не (рас)печатаешь. Человек, получивший письмо, осторожно (раз)бивал конверт.

- Вот и у нас пришли письма. В них задания, которые вы должны выполнить.

Письмо-карточка 1.

Спишите предложение, раскрывая скобки. В словах со скобками выделите корень. Выделите приставки и запомните, как они пишутся.

В Индии (з)вуком (по)гремушек бегущий (го)нец (от)пугивал диких (з)верей и предупреждал (о)своём (при)ближении (с)менщика.

Письмо-карточка 2.

Составьте предложение. Запишите его.

Останавливать, гонцов, задерживать, не смел, никто, или.

К словам (останавливать, задерживать) подберите родственные слова, запишите их, выделите приставку.

(Двое работают по карточкам-письмам, все остальные выписывают из текста* (слайд №8) слова с приставками, раскрывая скобки, выделяя приставки.)

- Как пишутся приставки?

Подготовленный ученик:

Письма отдавали гонцу. Когда гонец уходил в чужую страну, он завещал своё имущество детям из страха, что не вернётся домой. На одиноко бегущего человека часто нападали львы. (рисунок 11) а по обычаям повелителей азиатских стран, гонцу, принесшему плохие вести, могли запросто отрубить голову.

Проверка учеников работавших по карточкам-письмам. Чтение карточек- писем 1, 2.

- Вот такой опасной была работа гонца.

4 Домашнее задание.слайд №9

Из книги выписать два предложения, в которых употреблении слова с приставками. Приставки выделить.

5 Итог урока.- слайд №10

- Вспомним учебно-познавательные вопросы к уроку.

На какое вопросы мы можем ответить? Как?