Тема «Как возникла письменность. Правописание приставок».
Учебно-познавательные задачи: учиться правописанию приставок, узнать, как передавали новости друг другу наши предки.
Оборудование : книга Г Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий»; конверты с письмами-карточками 1 и 2; иллюстрации, изображающие клинышки, погремушку; толковые словари; компьютер; мультимедийный проектор; экран (или интерактивная доска); презентация.
Ход урока:
1 Каллиграфическая минутка.
Запись р раз- рас- при- пере- и анализ буквы р. – слайд №2
- Что вы записали?
- Что называют приставкой?
- Поставьте учебно-познавательную задачу.
2. Словарная работа.
- Запишите эти слова, вставьте пропущенные буквы: (Один работает у закрытой доски, все в тетради.)
Ра…каз, ра…тояние, р…сунок, – слайд №3
Продолжите запись, записывая отгадки к следующим загадкам:
1) Тонкая палочка графита в деревянной оболочке, употребляемая для письма.- карандаш
2) Синоним словам друг, приятель. – товарищ
3) Оно само никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти,
Оно побежит, полетит, проплывёт
Тысячи вёрст пути. – письмо (толковые словари, словарная работа: верста)
Проверка с написания слов помощью сигналов «да», « нет».
- Составьте из слов небольшой устный рассказ. О чём он?
-Поставьте учебно-познавательную задачу?
3 Работа над решением учебно-познавательных задач.
- Сегодня мы начинаем игру, которая так и называется, как эта книга Г Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий». И на протяжении нескольких уроков мы попытаемся ответить на ваши вопросы: (вопросы печатаем на интерактивной доске) - слайд №4
Как появились первые письма?
Кто придумал конверт?
На чём люди писали до изобретения бумаги?
Как перевозили почту много лет назад?
Кто изготовил первую марку?
- Выпишите из вопросительных предложений глаголы. (Один работает у закрытой доски, все в тетради.)
А какие слова называют глаголами?
Выделите в выписанных словах корень.
Проверка с помощью сигналов «да», « нет».
Как называется часть слова, стоящая впереди корня?
Выделите приставку. (Один работает у закрытой доски, все в тетради.)
Докажите, что это приставки.
Физминутка. – слайд №5
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы письмо идём искать.
Этот пальчик за письмом пошёл.
Этот пальчик письмо нашёл.
Этот пальчик забрал.
Этот пальчик прочитал.
Этот пальчик не слыхал,
Взял письмо перечитал.
- Какие слова с приставкой встретились в считалочке? Назовите приставку.
-Из следующего стихотворения выпишите слова с одинаковой приставкой, приставку выделите.
(Один работает у закрытой доски, все в тетради.)
Стихотворение напечатано на интерактивной доске. – слайд №6
Письмо само никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти,
Оно пробежит, пролетит, проплывёт
Тысячи вёрст пути.
Проверка с помощью сигналов «да», « нет».
Запомните приставку про-. Приставка пра- употребляется довольно редко. Она пишется в словах прабабушка, прадедушка и обозначает перед, старый.
Спишите с доски первый вопрос учебно-познавательных задач. – слайд №6
Подчеркните в этом предложении главные члены предложения.
Дети записывают: (Один работает у закрытой доски, все в тетради.)
Как появились первые письма?
Проверка с помощью сигналов «да», « нет».
Так как же передавали новости наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки?
Рассмотрите иллюстрацию на странице 7 в книге Г Кублицкого «Письмо шло пять тысячелетий».
- Что вы видите на рисунке?
- Что-то похожее на исчерченный кусок мыла.
Подготовленный ученик:
- Но это не мыло. Это письмо. Оно слеплено из глины. А клинышки использовали вместо привычных для нас букв. Они продавлены на влажной глине трёхгранной тонкой палочкой из тростника.
- Запишем это, чтобы не забыть.
Запись под диктовку: (Один работает у закрытой доски, все в тетради.)
Письмо слеплено из глины. Клинышки продавлены на сырой глине.
- Выделите приставки в глаголах.
Проверка с помощью сигналов «да», « нет».
Подготовленный ученик:
Люди, понимающие клинопись (так называют письменность, догадались почему?), прочтут, что написано палочкой на куске глины. Чтобы письмо не потеряло форму, чтобы клинышки не смазывались, его обожгут в печи, оно станет твёрдым, прочным. Такие письма называют таблетками.
-А конверт?
Подготовленный ученик:
Таблетки уложат в глиняную оболочку и тоже, написав адрес, обожгут.
- Для чего? Найдите ответ на доске.
На доске текст*:– слайд №8
Письма (от)правились в глиняных конвертах. Такой не (рас)печатаешь. Человек, получивший письмо, осторожно (раз)бивал конверт.
- Вот и у нас пришли письма. В них задания, которые вы должны выполнить.
Письмо-карточка 1.
Спишите предложение, раскрывая скобки. В словах со скобками выделите корень. Выделите приставки и запомните, как они пишутся.
В Индии (з)вуком (по)гремушек бегущий (го)нец (от)пугивал диких (з)верей и предупреждал (о)своём (при)ближении (с)менщика.
Письмо-карточка 2.
Составьте предложение. Запишите его.
Останавливать, гонцов, задерживать, не смел, никто, или.
К словам (останавливать, задерживать) подберите родственные слова, запишите их, выделите приставку.
(Двое работают по карточкам-письмам, все остальные выписывают из текста* (слайд №8) слова с приставками, раскрывая скобки, выделяя приставки.)
- Как пишутся приставки?
Подготовленный ученик:
Письма отдавали гонцу. Когда гонец уходил в чужую страну, он завещал своё имущество детям из страха, что не вернётся домой. На одиноко бегущего человека часто нападали львы. (рисунок 11) а по обычаям повелителей азиатских стран, гонцу, принесшему плохие вести, могли запросто отрубить голову.
Проверка учеников работавших по карточкам-письмам. Чтение карточек- писем 1, 2.
- Вот такой опасной была работа гонца.
4 Домашнее задание. – слайд №9
Из книги выписать два предложения, в которых употреблении слова с приставками. Приставки выделить.
5 Итог урока.- – слайд №10
- Вспомним учебно-познавательные вопросы к уроку.
На какое вопросы мы можем ответить? Как?