СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне однокоренных слов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 урок русского языка на закрепление знаний о корне слова, однокоренных словах

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне однокоренных слов"»

Урок: русский язык

Дата проведения: 29.10.2012г.

Тема: Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне однокоренных слов.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок - практикум

Методы и приёмы: словесный, наглядный.

Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная.

ТДЦ: 1. Закреплять понятия корень слова и однокоренные слова. Формировать представление о чередовании согласных в корне слова;

вводить в активный словарь и познавательную деятельность учащихся формулировку « чередование согласных в корне слова»;

2. Развивать навыки правописания слов с чередующимися согласными в корне слова, упражнять детей в нахождении корня слова и подборе однокоренных слов, развивать устную и письменную речь.

3. Воспитывать бережное отношение к животным: собакам

Иметь: знания о правописании чередующихся согласных в корне слова.

Уметь: подбирать однокоренные слова, выделять корень.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс, индивидуальные карточки- задания, картинки: собаки, презентация Power Point, цветные круги для самооценки, таблица этапов работы.



Ход урока.

  1. Организационный этап.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!



И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.


- Пусть ваше доброе настроение поможет вам справиться со всеми трудностями на уроке. А ваши добрые улыбки и приветствие, подарят нашим гостям хорошее настроение на весь день.

- Сегодня у нас не обычный урок, а урок- практикум (пояснение слова). Все свои знания мы будем применять на практике, а результаты нашей работы отмечать в таблице. В конце практикума мы должны получить какой- то результат (продукт деятельности), а какой вы узнаете позже.


  1. Этап проверки домашнего задания.

(Знание правил об окончании слова, основе слова)

- Сегодня мы продолжим совершенствовать свои знания по русскому языку, познакомимся с новым понятием, но для этого вы должны вспомнить изученные нами правила.

Тест. Дети самостоятельно выполняют тест.

Взаимопроверка. (На доске образец с ответами).

  1. Этап всесторонней проверки знаний.


Минутка чистописания.

- Какие звуки чаще звучат в скороговорке? Произнесите скороговорку.

Семь суток сорока старалась спешила, себе сапоги сыромятные сшила.

Прописывание буквы С и соединений Сс


- Отгадайте загадку и вы узнаете, кто у нас сегодня будет в гостях. Обозначьте орфограммы.

Я дома у дверей л_жу

И всех пришедших в нос л_жу. (собака)

- Где живёт собака? (в конуре).

- Как можно охарактеризовать собак? Какие они?

- Какое качество люди ценят в собаках? (преданность)

Словарная работа: конура, преданность.

Показ картинки.

- Ребята, это Мухтар. Он не случайно оказался у нас сегодня на уроке. Он просит о помощи от всех собак мира. Но какая же беда с ними случилась, расскажет нам Елисеева Влада.

Сообщение ребёнка.

«Мы в ответе за тех, кого приручили» эта фраза давно всем известна. Но поступают ли люди так, как они утверждают? Собаки- это милые, доверчивые существа. Люди приручают их, чтобы они были им помощниками и защитниками. Но иногда люди забывают о своей ответственности. Они бросают животных, оставляя их в беде. Собаки становятся беспризорными. Точное количество бездомных собак подсчитать невозможно. А ведь они, становясь бездомными, ведут себя агрессивно по отношению к людям.

Учитель:

- Ребята, чем же мы можем помочь Мухтару? Как можно спасти животных от такой участи? Давайте мы напишем обращение ко всем людям мира, чтобы помочь бедным животным. Но чтобы все могли его прочитать, мы должны правильно писать, знать все правила русского языка.


4. Этап подготовки учащихся к активному усвое6нию новых знаний.


-Кем является собака для человека? Ответы детей.

На доске появляются пословицы:

Старый…лучше новых двух

познаются в беде.

Крепкую…и топором не разрубишь.

- Дополните пословицы. Какие слова вставили?

- Какие это слова? Что у них общего? Что такое корень слова? Какие слова называют однокоренными?

- Посмотрите внимательно на слова. Всё ли вам понятно в них? Куда исчезла буква «г»?

Сообщение темы и цели урока.


  1. Этап усвоения новых знаний.

Работа с учебником.

- Можно менять каждый день платья?

- Когда вы играете в какие-то игры, вы весь день играете в одну игру или меняете их?

В русском языке при изменении слов некоторые звуки заменятся другими. Такая замена называется чередованием.

Стр. 47 упр. 104. Правило.

- Составьте со словами: друг, друзья, дружба предложения. В однокоренных словах выделите корень.

Подчеркните главные члены предложения, обозначьте, чем они выражены.


- А теперь попробуйте самостоятельно


Самостоятельная работа с самопроверкой.

Составление слов, с использованием суффикса «ок». Разбор слов по составу.

1 вариант : 2 вариант:

Петух снег

Флаг сапог

Друг пирог

Круг утюг


Физминутка.


Включение нового знания в систему знаний.

(Задание даётся по парам).

- Сады, рассада, сажа, саженцы.

- Рука, ручка, ручей, ручонка.

- Река, речка, речушка, речь.

Задание: найти в каждой группе слов «лишнее» слово, вычеркнуть его.

В оставшихся словах выделить корень, найти согласные, которые

чередуются.

- Проверка задания.

6. Этап закрепления новых знаний.

- Как вы думаете, ребята, готовы ли мы написать послание?

Написание послания.

Дети заполняют текст, изменяя форму слов (снег, собака)

Скоро придёт … зима и всё кругом заметёт белым, пушистым…. Бездомным … живётся в это время особенно трудно. Ведь … жизнь нелегка. Люди, будьте человечными, окажите… помощь! Не бросайте их на произвол судьбы! Помните всегда, что …- это друг человека!

  1. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

- Вот мы и помогли Мухтару. А остальная работа за человечеством. Мухтар благодарит вас, за вашу отзывчивость. И дарит вам памятные «косточки».

Подведение итога урока.

- Что нового и интересного узнали? Чему научились?

- Как вы оцените свою активность на уроке? Выберите соответствующий цвет.

-я сегодня работал очень хорошо


- иногда я допускал ошибки

- мне нужно ещё постараться

Оценивание.

Д/з. стр. 44 упр. 96 (разбор)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!