Урок русского языка в 6-м классе
Тема: «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе»
Цели урока:
- обобщение знаний учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного;
- повторение правила написания гласных в окончаниях имен прилагательных и имен существительных с основой на шипящую и Ц;
- закрепление правила написания кратких прилагательных с основой на шипящую и повторение правила употребления Ь знака на конце существительных после шипящих;
- нахождение прилагательных, являющихся постоянными эпитетами;
- формирование коммуникационной культуры учащихся.
Лингвистическая разминка
Синтаксический разбор предложения .
Мягкий янтарный блеск разливался во всей окрестности.
Орфоэпическая разминка. Спиши, расставь ударение.
- Дорога узка.
- Обед близок.
- Лицо бледно.
- День ясен.
Орфоэпическая разминка. ПРОВЕРКА.
- Дорога узк а.
- Обед бл и зок.
- Лицо бл е дно.
- День я сен.
В словах какой части речи ставили ударение?
Определите грамматическую форму данных слов.
ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА
КАКОЙ? ЧЕЙ?
Имя прилагательное
РОД,
ПАДЕЖ,
ЧИСЛО
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
И
СКАЗУЕМОЕ
ФОРМА
ПОЛНАЯ
И
КРАТКАЯ
Имя прилагательное -
- часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
- Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?
Работа с текстом упр. 320.
- О чём говорится в тексте? Какова его тема?
- Какова основная мысль текста?
Работа с текстом упр. 320.
- Как разделить его на 3 абзаца?
- Спишите 1 и 5 предложения.
Спишите 1 и 5 предложения. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните прилагательные.
- Красивый пейзаж вызывает радос(?)ное чу(?)ство отвл…кает от непр…ятностей усп…каивает даже лечит.
- Красота нашей земли хрупка и уязвима.
ПРОВЕРКА
- Красивый пейзаж вызывает радос т- ное чу в ство , отвл е кает от непр и ят-носте й, усп о каивае т, даже лечит.
- Красота нашей земли хрупка и уязвима.
- Проанализируем предложение с точки зрения синтаксиса.
- Определим род, число, падеж прилагательных.
Таблица в упр. 321.
Как определить окончание имени прилагательного?
Определение рода.
ЖЕНСКИЙ - она, моя.
МУЖСКОЙ - он, мой.
СРЕДНИЙ - оно, моё.
Форма имени прилагательного
Какой?
Каков?
Какая?
Какова?
Какое? Какие?
Каково? Каковы?
Задашь вопрос - найдешь ответ!
Определите, какие окончания пишутся у прилагательных в безударном положении. От существительного к прилагательному задайте вопрос, вставьте пропущенные буквы.
В морозн.. воздухе,
январск.. днем,
зимн.. вечером,
погож.. утром,
рыж.. белку
соснов.. бором
чист.. полем,
в темн.. лесу,
кудряв .. березой,
на мохнат.. ели,
душист.. черемухой
жгуч.. морозом.
Определи, где О, а где Е?
Больш…го озера;
в чуж…м краю;
накрыться плащ…м;
у колюч…го кустарника;
дремуч…й чащ…й;
о старш…й сестре;
идти со свеч…й;
обшить ситц…м;
о младш…м товарище.
Задание: Укажите порядковый номер слов или словосочетаний, в которых у существительных или прилагательных не пишется Ь знак.
1.Кустарник колюч(?).
2.Много дач(?).
3.Пустош(?).
4.Напиток шипуч(?).
5.Лес дремуч(?).
6.Возле рощ(?).
7.Брош(?).
8.Из-за туч(?).
9.Мальчик пригож(?).
10.Голос певуч(?).
Употребление имён прилагательных в речи.
Работа с текстом. Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
(…) утро.
(…) утром на (…) небе медленно плывут (…) облака. С высоты льется (…) песня жаворонка. В воздухе пахнет (…) зимой. Над озером поднимается (…) туман. Легко дышится на (…) воздухе. Из-за леса доносятся (…) звуки (…) гудка.
Он зовет вдаль, к (…) морю.
Спасибо за урок!