Дата:__________
Урок№________
Тема: Правописание мягкого знака на конце в середине слова перед согласными.
Цель: , формировать умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова, переносить слова с мягким знаком; развивать умения думать, анализировать, обобщать, слушать , развивать внимание, память, фонематический слух, орфографическую зоркость, аккуратность.
ход урока
I Организационный момент. Слайд 1
- Сегодня к нам на урок снова пришли гости, давайте их поприветствуем.
Встаньте ровно и красиво
прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно
и скорей начнем урок.
II.Актуализация знаний.
- К какому уроку приготовились?(к уроку русского языка)
- Что мы делаем на уроке русского языка?(пишем)
- Откройте тетради и запишите число и классная работа.
1. Чистописание.
Долго в этом году мы ждали зимы. Но она пришла, как всегда, неожиданно. Засыпала город снегом и хозяйничает по-царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек-снежинок. Мороз рисует на стеклах узоры, а вот такой узор поможет вам овладеть скоростью письма. Напишите эти узоры в своих тетрадях.
- Какие буквы вы увидели в этом узоре?

2.Орфографическая минутка.
- Ребята, давайте вспомним:
- Что такое предложение?( это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль)
- Без чего не может быть предложение? (без основы предложения)
- Давайте вспомним, что такое основа предложения? (главные члены предложения)
- Что такое главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
-На какие вопросы отвечает подлежащее? (кто? что?)
- На какие вопросы отвечает сказуемое? (что делать?)
- Прочитайте слова которые записаны на доске.
- Можно ли их назвать предложением?
Пушистые снежинки закружились в воздухе.
Откройте тетради и спишите это предложение каллиграфически правильно.)
- Найдите и подчеркните основу предложения.
- Какая орфограмма встретились в этом предложении?(жи, ши, безударная гласная в корне слова)
ІІІ.Мотивация учебной деятельности. Слайд 2.
Ой ребята, я совсем забыла вам сказать.
- Сегодня утром в нашу гимназию пришло письмо с далёкой планеты Звездочка. Посмотрите вот она на экране.
Дорогие ребята! Мы очень хотим прилететь на планету Земля в гости. Для этого нам нужно научиться хорошо знать русский язык, уметь правильно писать слова с непонятным для нас знаком, который называется Ь знак. Мы очень надеемся на вашу помощь.
Жители планеты Звёздочка.
- Ребята, поможем жителям планеты Звездочка разобраться с непонятным для них знаком?
- Тогда продолжаем работу.
IV. Работа по теме урока. Слайд 3
Послушайте и отгадайте загадки
И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой.
Мы изящны и легки, мы - фигурные...(коньки)
Ты откуда, ты откуда.
Прилетел к нам красногрудый?
Облетел я всю Сибирь.
Как зовут тебя? (Снегирь)
- Посмотрите на эти слова, в них есть мягкий знак.
-Для чего служит мягкий знак ?(чтобы делать согласный мягким)
- Какая тема нашего урока?(правописание мягкого знака на конце в средине слова перед согласными) Слайд 4
- Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте.

- Какой сделаем вывод про мягкий знак?
Ь – мягкий знак (учитель)
- обозначает мягкость согласного звука;
- не обозначает звука;
- не имеет заглавной буквы
Откройте с.125 и прочитайте правило
Работа в парах. (одна пара возле доски)
- Посмотрите на доску к нам прилетел снегирь и у него для нас задание в парах.
- Скажите ребята, а почему к нам прилетел именно снегирь?(потому, что это зимняя птичка)
Выписать слова 1ученик –ь в середине слова , 2 ученик - ь в конце слова.
Пальто, коньки, снегирь, ель, уголь, щавель, декабрь, серенький, угольки, мальчик.
-Какую орфограмму мы с вами изучаем? (правописание мягкого знака в средине и в конце слова)
Самостоятельная работа (работа по учебнику).
- Ребята, вы знаете, что когда приходит зима, некоторые животные ложатся в спячку, а вот зайке зимой не спится и учительница сова из лесной школы задала ему задание, а зайка никак не может с ним справиться. Слайд 5
Откройте учебники на стр. 126 и самостоятельно выполните упражнение 206
-Как перенесли слова мебель - мебельный ?
-Расскажите правила переноса.( при переносе слова ь не отделяется от стоящей впереди согласной)
Физкультминутка Слайд 6
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
V.Закрепление
Задание в группах (на снежинках задание) Слайд 7
-Посмотрите ребята, какой начался снегопад, что даже снежинки попали к вам на парты.
А снежинки не простые, а волшебные.
- Объединитесь в группы и ручкой на снежинках вставьте, где надо мягкий знак.
Пач..ка, пал..то, бол..шой, заин..ка, пил..ка, школ..ник, боч..ка, точ..ка, гор..кий, ноч..ка, угол..ки, руч..ка, мал..чик.
- А теперь проверим правильно ли вы записали слова?
(мягкий знак служит для смягчения впереди стоящего согласного, а чк,чн пишутся без мягкого знака)
- А вы любите кататься на коньках Слайд 8
- Ребята, давайте поможем Маше и Мише выполнить задание на льду и занять первое место.
Индивидуальная работа ( у доски каждый ребенок)
- У вас на столах лежат карточки. Вам нужно списать слова , заменяя выделенные слова антонимами.
- Прежде чем выполним задание давайте вспомним ,что такое антонимы?
Задание: спишите, заменяя выделенные слова антонимами.
Сладкая ягодка, слабый голос, большой дом, ближний лес, здоровый ребенок
Проверка.
- Что вы заметили в написании антонимов?(они все с мягким знаком)
- Для чего он служит в этих словах?(смягчает впереди стоящий согласный)
- Посмотрите на экран какие оценки поставили судьи Маше и Мише? Слайд 9
- Дети, а когда выпадает первый снег, в какую игру вы любите играть?
- Предлагаю сейчас поиграть в игру «слови снежок».
Игра «Слови снежок» Слайд 10
Говорю слово с ь в конце слова, а дети прячут его в середину.(слова написаны на доске)
пень- пеньки конь - коньки зверь - зверьки
день – деньки огонь – огоньки пузырь - пузырьки
уголь -угольки окунь- окуньки
Тест на закрепление(дополнительное задание)
VI.Рефлексия
Подведение итогов.
- А теперь давайте подведём итог урока.
-Как вы думаете, можем ли мы теперь отправить письмо с ответом жителям далёкой планеты Звездочка. Слайд 11
- Вы можете теперь рассказать, что это за непонятный знак в русском алфавите и для чего он служит?( Дети говорят, что они знают, учитель на доске помещает карточки)
Содержание карточек.
Мягкий знак не может стоять в начале слова.
Не имеет заглавной буквы.
Может стоять в конце и середине слова.
Указывает на мягкость согласного, стоящего пред ним.
При переносе слова ь не отделяется от стоящей впереди согласной .
VII. Домашнее задание
стр.126 упр.207, стр. 125 правило.
Вербальное оценивание.
- Ребята, мы с вами работали над мягким знаком как показателем мягкости, а через несколько уроков, мы узнаем, что мягкий знак может быть ещё и разделительным, и какие гласные звуки он может разделять.
- На этом наш урок окончен. Слайд 12