СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему: "Правописание мягкого знака в середине и в конце слова перед согласными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока формировать умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова, переносить слова с мягким знаком;  развивать умения думать, анализировать, обобщать, слушать , развивать  внимание, память, фонематический слух, орфографическую зоркость, аккуратность.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему: "Правописание мягкого знака в середине и в конце слова перед согласными"»

Дата:__________

Урок№________

Тема: Правописание мягкого знака на конце в середине слова перед согласными.

Цель: , формировать умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова, переносить слова с мягким знаком; развивать умения думать, анализировать, обобщать, слушать , развивать внимание, память, фонематический слух, орфографическую зоркость, аккуратность.


ход урока

I Организационный момент. Слайд 1

- Сегодня к нам на урок снова пришли гости, давайте их поприветствуем.

Встаньте ровно и красиво

прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно

и скорей начнем урок.

II.Актуализация знаний.

- К какому уроку приготовились?(к уроку русского языка)

- Что мы делаем на уроке русского языка?(пишем)

- Откройте тетради и запишите число и классная работа.

1. Чистописание.

Долго в этом году мы ждали зимы. Но она пришла, как всегда, неожиданно. Засыпала город снегом и хозяйничает по-царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек-снежинок. Мороз рисует на стеклах узоры, а вот такой узор поможет вам овладеть скоростью письма. Напишите эти узоры в своих тетрадях.

- Какие буквы вы увидели в этом узоре?

2.Орфографическая минутка.

- Ребята, давайте вспомним:

- Что такое предложение?( это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль)

- Без чего не может быть предложение? (без основы предложения)

- Давайте вспомним, что такое основа предложения? (главные члены предложения)

- Что такое главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

-На какие вопросы отвечает подлежащее? (кто? что?)

- На какие вопросы отвечает сказуемое? (что делать?)

- Прочитайте слова которые записаны на доске.

- Можно ли их назвать предложением?

Пушистые снежинки закружились в воздухе.

Откройте тетради и спишите это предложение каллиграфически правильно.)

- Найдите и подчеркните основу предложения.

- Какая орфограмма встретились в этом предложении?(жи, ши, безударная гласная в корне слова)


ІІІ.Мотивация учебной деятельности. Слайд 2.

Ой ребята, я совсем забыла вам сказать.

- Сегодня утром в нашу гимназию пришло письмо с далёкой планеты Звездочка. Посмотрите вот она на экране.

Дорогие ребята! Мы очень хотим прилететь на планету Земля в гости. Для этого нам нужно научиться хорошо знать русский язык, уметь правильно писать слова с непонятным для нас знаком, который называется Ь знак. Мы очень надеемся на вашу помощь.

Жители планеты Звёздочка.

- Ребята, поможем жителям планеты Звездочка разобраться с непонятным для них знаком?

- Тогда продолжаем работу.

IV. Работа по теме урока. Слайд 3

Послушайте и отгадайте загадки

И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой,

Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой.

Мы изящны и легки, мы - фигурные...(коньки)


Ты откуда, ты откуда.

Прилетел к нам красногрудый?

Облетел я всю Сибирь.

Как зовут тебя? (Снегирь)


- Посмотрите на эти слова, в них есть мягкий знак.

-Для чего служит мягкий знак ?(чтобы делать согласный мягким)

- Какая тема нашего урока?(правописание мягкого знака на конце в средине слова перед согласными) Слайд 4

- Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте.



- Какой сделаем вывод про мягкий знак?

Ь – мягкий знак (учитель)

- обозначает мягкость согласного звука;

- не обозначает звука;

- не имеет заглавной буквы

Откройте с.125 и прочитайте правило

Работа в парах. (одна пара возле доски)

- Посмотрите на доску к нам прилетел снегирь и у него для нас задание в парах.

- Скажите ребята, а почему к нам прилетел именно снегирь?(потому, что это зимняя птичка)

Выписать слова 1ученик –ь в середине слова , 2 ученик - ь в конце слова.

Пальто, коньки, снегирь, ель, уголь, щавель, декабрь, серенький, угольки, мальчик.

-Какую орфограмму мы с вами изучаем? (правописание мягкого знака в средине и в конце слова)

Самостоятельная работа (работа по учебнику).

- Ребята, вы знаете, что когда приходит зима, некоторые животные ложатся в спячку, а вот зайке зимой не спится и учительница сова из лесной школы задала ему задание, а зайка никак не может с ним справиться. Слайд 5

Откройте учебники на стр. 126 и самостоятельно выполните упражнение 206

-Как перенесли слова мебель - мебельный ?

-Расскажите правила переноса.( при переносе слова ь не отделяется от стоящей впереди согласной)

Физкультминутка Слайд 6

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

V.Закрепление

Задание в группах (на снежинках задание) Слайд 7

-Посмотрите ребята, какой начался снегопад, что даже снежинки попали к вам на парты.

А снежинки не простые, а волшебные.

- Объединитесь в группы и ручкой на снежинках вставьте, где надо мягкий знак.

Пач..ка, пал..то, бол..шой, заин..ка, пил..ка, школ..ник, боч..ка, точ..ка, гор..кий, ноч..ка, угол..ки, руч..ка, мал..чик.

- А теперь проверим правильно ли вы записали слова?

(мягкий знак служит для смягчения впереди стоящего согласного, а чк,чн пишутся без мягкого знака)

- А вы любите кататься на коньках Слайд 8

- Ребята, давайте поможем Маше и Мише выполнить задание на льду и занять первое место.

Индивидуальная работа ( у доски каждый ребенок)

- У вас на столах лежат карточки. Вам нужно списать слова , заменяя выделенные слова антонимами.

- Прежде чем выполним задание давайте вспомним ,что такое антонимы?

Задание: спишите, заменяя выделенные слова антонимами.

Сладкая ягодка, слабый голос, большой дом, ближний лес, здоровый ребенок

Проверка.

- Что вы заметили в написании антонимов?(они все с мягким знаком)

- Для чего он служит в этих словах?(смягчает впереди стоящий согласный)

- Посмотрите на экран какие оценки поставили судьи Маше и Мише? Слайд 9

- Дети, а когда выпадает первый снег, в какую игру вы любите играть?

- Предлагаю сейчас поиграть в игру «слови снежок».

Игра «Слови снежок» Слайд 10

Говорю слово с ь в конце слова, а дети прячут его в середину.(слова написаны на доске)

пень- пеньки конь - коньки зверь - зверьки

день – деньки огонь – огоньки пузырь - пузырьки

уголь -угольки окунь- окуньки

Тест на закрепление(дополнительное задание)

VI.Рефлексия

Подведение итогов.

- А теперь давайте подведём итог урока.

-Как вы думаете, можем ли мы теперь отправить письмо с ответом жителям далёкой планеты Звездочка. Слайд 11

- Вы можете теперь рассказать, что это за непонятный знак в русском алфавите и для чего он служит?( Дети говорят, что они знают, учитель на доске помещает карточки)

Содержание карточек.

Мягкий знак не может стоять в начале слова.

Не имеет заглавной буквы.

Может стоять в конце и середине слова.

Указывает на мягкость согласного, стоящего пред ним.

При переносе слова ь не отделяется от стоящей впереди согласной .

VII. Домашнее задание

стр.126 упр.207, стр. 125 правило.

Вербальное оценивание.

- Ребята, мы с вами работали над мягким знаком как показателем мягкости, а через несколько уроков, мы узнаем, что мягкий знак может быть ещё и разделительным, и какие гласные звуки он может разделять.

- На этом наш урок окончен. Слайд 12