Урок 102. Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала
Цели: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять место орфограммы «Разделительный мягкий знак в слове»; писать слова с разделительным мягким знаком; переносить слова с мягким знаком; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Словарная работа
(Учитель показывает слово с пропущенной орфограммой на карточке, дети показывают букву, которую надо запомнить.) Г..род, д..ревня, з..вод, М..сква, Р..ссия, ру..кий, ул..ца, ..зык.
(Ответы детей.)
Орфографическая минутка
(Письмо по памяти.)
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
И. Михайлова
Прочитайте отрывок из стихотворения выразительно. Какую осеннюю картину вы представили?
Как называют такую осень? (Золотая осень.)
Прочитайте слова с мягким знаком.
Какую роль он играет в этих словах?
Назовите слова, в которых мягкий знак обозначает мягкость согласного звука.
В каких словах пишется разделительный мягкий знак?
Почему в слове длинный пишется двойная Н? (Одна буква И относится к корню. другая — к суффиксу. )
Прочитайте стихотворение по слогам орфографически еще раз и напишите по памяти.
III. Самоопределение к деятельности
Что за буква, кто узнает,
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать. (Это буква мягкий так.)
О какой «работе» мягкого знака идет речь в этом стихотворении? ( Мягкий знак - показатель мягкости.)
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жилье —
Перед Я. И, Е, Ю, Ё.
--- Какую «работу» выполняет мягкий знак здесь? (Это разделительный мягкий знак.)
Физкультминутка
А сейчас все дружно встали,
Отдохнем, как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
Работа по теме урока
Предупредительный диктант
Упр. 67 (с. 38).
Упражнение в переносе слов с мягким знаком Карточка 1
Раздели вертикальной чертой слова для переноса
С разделительным Ь С Ь, обозначающим мягкость
вью/га соловьи Оль/га льдина
гостья птичьи больница пальто
друзья перья крыльцо сильный
здоровье шалунья жильцы большой
хлопья обезьяна тетрадь письмо
Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком Карточка 2
Укажи вертикальной чертой место, куда следует вставить разделительный мягкий знак.
ноч/ю ули шет лет птичя
к ручу вороби вю лют медвежя
деревя семя вет пет олени
листя друзя вют пют волчи
солови шю лю перя заячи
(Фронтальная проверка.)
Рефлексия
Выпишите только те слова, в которых надо поставить разделительный мягкий знак. Разделите их для переноса.
Плат..е, земл..я, гост..я, кол..есо, ш..ет, Кат..я, Дар..я.
(Взаимопроверка. Взаимооценка. Ученик, работавший у доски, открывает, запись, остальные меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)
VII. Подведение итогов урока
Какое задание вам было интересно выполнять?
Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Выполнить упр. 65 (с. 37).