Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Текст. Признаки текста.
Цели урока:
Предметные:
формировать умение работать с текстом.
формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте.
совершенствовать навыки смыслового анализа текста;
сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.
Метапредметные:
развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;
умение слушать и слышать, грамотно, аргументированно и связно формулировать ответы.
Личностные:
воспитывать интерес к предмету.
Задачи:
обобщить сведения о тексте;
дать определение текста;
выявить основные признаки текста;
вспомнить типы, стили речи.
Оборудование: ноутбук, телевизор, карточки с признаками текста на доске, презентация.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Учитель : Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что знания и навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.
Как вы думаете, почему русский язык считается одним из развитых языков мира?
А что такое русский литературный язык?
Какие нормы русского литературного языка вы знаете, приведите примеры.
- Послушайте слова Толстого:
Из всех знаний и умений самым необходимым
для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить
на своем языке.
Л.Н. Толстой.
- Действительно ли так важно умение ясно и понятно говорить на родном языке? Почему?
Ответ: Для большинства из нас русский язык – родной, его мы учим с детства. И это государственный язык РФ, поэтому на нём надо говорить грамотно, в соответствии с нормами. А неграмотная речь, слова с ошибками или неверно расставленные знаки препинания искажают смысл речи.
Учитель. И по речи человека сразу видно, насколько он грамотен. Культура речи- это показатель культуры личности. Это важно.
2. Актуализация знаний.
Учитель:
- Ребята, хочу задать вам вопрос-загадку: у меня в руках кусочек ткани, а у вас на партах лист с напечатанным текстом.
-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое.) Действительно, кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, и текст состоит из нескольких предложений и более, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
- Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?
- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли. Мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. Какая красивая, необычная метафора у нас получилась! Итак, тема урока – текст. Запишите в тетради. Сформулируйте цель нашего урока.
2.Приём «Ключевое слово»
Вы уже в 6 классе довольно много знаете про текст. Как считаете, имеют ли слова на доске отношение к тексту?(карточки со словами в беспорядке прикреплены к доске магнитами)
—Давайте распределим эти слова на группы.
Стили речи | Типы речи | Признаки текста |
Официально-деловой, публицистический, художественный, научный | Рассуждение, повествование, описание | Композиция, завершённость, микротема, связность, тема, последовательность, средства связи, основная мысль, идея, ключевые слова |
-Какой столбик вам было легче собрать, почему?
-Так значит, что вы сегодня должны узнать и усвоить про текст? Допишите тему: …и его признаки.
-Что такое текст? -Как определить тему и основную мысль текста? -По каким признакам мы отличаем текст от набора предложений? -Назовите основные признаки текста. Узнаем это из презентации .
3. Презентация (1-14 слайды)
Физминутка
4.Работа с текстом о Циолковском (распечатки)
Константин Эдуардович Циолковский — блистательный учёный, изобретатель ракеты. В Калуге над Окой возвышается деревянный дом-музей. Узкая лестница в нём поскрипывает и ведёт в кабинет учёного. Здесь он сидел в нешироком, но уютном кресле у раскрытого окна, зябко кутался в шерстяной плед.
Просторная комната служила изобретателю кабинетом и мастерской. Никто не удивляется разнообразным моделям и каким−то непонятным приспособлениям. Ведь ты в гостях у человека, который верил в межпланетные полёты. Ты словно слышишь негромкие слова учёного: «Первыми в далёкие миры полетят русские!»
Слова сбылись! Мы запустили искусственный спутник, полетели в космос. Задолго до этого автор научно-фантастических книг А. Беляев описал внеземную станцию «КЭЦ». Так зашифровано имя известного учёного.
- Прочитать с выражением
-Это текст? Докажите.
-Посмотрите в таблицу: какие ещё признаки текста можно добавить в ваше доказательство?(название, план, микротемы)
-Сколько лет исполнилось бы изобретателю Циолковскому в этом году?
-Что изобрёл Циолковский?(ракету, орбитальную станцию, батискаф, аэростат)
-А ещё учёный очень любил природу и часто гулял в Загородном калужском саду, совершал пешие и велосипедные прогулки, любовался деревьями, особенно его привлекали осенние рябины.
5. Составление собственного высказывания.
— Рябине многие поэты (и не только поэты) посвятили прекрасные строчки, воспринимали ее как символ родины, как и Циолковский.
В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. (С. Есенин) | Уж клич отзвенел журавлиный, Уже осыпается сад, А яркие гроздья рябины Всё так же на солнце горят. (Вс. Рождественский) |
Представьте, что вам необходимо описать осеннюю рябину. Ваша задача — донести до читателя мысль о том, что рябина осенью несказанно красива. Какие микротемы из предложенных вы бы выбрали? Почему?
1.Дерево под окном.
2.Пышные алые гроздья.
3.Способ размножения.
4.Причудливо изогнутые ветки.
5.Вид семян.
5.Букет, созданный природой.
6.Ценное и полезное растение.
7. Осенняя рябина - любимое дерево Циолковского.
Какому стилю должен соответствовать текст? К какому типу речи будет принадлежать ваш текст?
Какой из предложенных ниже зачинов более всего подходит для создания текста и почему?
До чего же хороша рябина осенью!
Кто не останавливался, зачарованный красотою осенней рябины!
Рябина — кустарник лиственной породы.
— Составьте свой текст из 4—5 предложений на заданную тему.
Далее ребята зачитывают свои тексты, идёт обсуждение.
VI. Подведение итого урока.
-Над какой темой мы сегодня работали?
— Что такое текст? Тема текста? Основная мысль текста?
— Назовите основные признаки текста.
— Что такое микротема текста?
— Назовите типы речи, виды и основные средства связи.
ДЗ: п.16, стр.43 – теорию прочитать, упр.89, 90 устно, упр.92 или 93 письменно на выбор.