СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Текст, его признаки"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это был открытый урок в 6 класс. Прошёл полодотворно: ребята к концу урока составили неплохие собственные тексты о рябине.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Текст, его признаки"»

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Текст. Признаки текста.

Цели урока:

Предметные:

  • формировать умение работать с текстом.

  • формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте.

  • совершенствовать навыки смыслового анализа текста;

  • сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.

Метапредметные:

  • развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;

  • умение слушать и слышать, грамотно, аргументированно и связно формулировать ответы.

Личностные:

 воспитывать интерес к предмету.

Задачи:

  • обобщить сведения о тексте;

  • дать определение текста;

  • выявить основные признаки текста;

  • вспомнить типы, стили речи.

Оборудование: ноутбук, телевизор, карточки с признаками текста на доске, презентация.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Учитель : Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что знания и навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

Как вы думаете, почему русский язык считается одним из развитых языков мира?

А что такое русский литературный язык?

Какие нормы русского литературного языка вы знаете, приведите примеры.

- Послушайте слова Толстого:

Из всех знаний и умений самым необходимым

для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

Л.Н. Толстой.

- Действительно ли так важно умение ясно и понятно говорить на родном языке? Почему?

Ответ:   Для большинства из нас русский язык – родной, его мы учим с детства. И это государственный язык РФ, поэтому на нём надо говорить грамотно, в соответствии с нормами. А неграмотная речь, слова с ошибками или неверно расставленные знаки препинания искажают смысл речи.

Учитель. И по речи человека сразу видно, насколько он грамотен. Культура речи- это показатель культуры личности. Это важно.

2. Актуализация знаний.

Учитель:

- Ребята, хочу задать вам вопрос-загадку: у меня в руках кусочек ткани, а у вас на партах лист с напечатанным текстом.

-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое.) Действительно, кусочек  ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, и текст состоит из нескольких предложений и более, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл. 

- Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?

- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли. Мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. Какая красивая, необычная метафора у нас получилась! Итак, тема урока – текст. Запишите в тетради. Сформулируйте цель нашего урока.

2.Приём «Ключевое слово»

Вы уже в 6 классе довольно много знаете про текст. Как считаете, имеют ли слова на доске отношение к тексту?(карточки со словами в беспорядке прикреплены к доске магнитами)

—Давайте распределим эти слова на группы.

Стили речи

Типы речи

Признаки текста

Официально-деловой, публицистический,

художественный, научный

Рассуждение, повествование, описание

Композиция, завершённость, микротема, связность, тема, последовательность, средства связи, основная мысль, идея, ключевые слова

-Какой столбик вам было легче собрать, почему?

-Так значит, что вы сегодня должны узнать и усвоить про текст? Допишите тему: …и его признаки.


-Что такое текст? -Как определить тему и основную мысль текста? -По каким признакам мы отли­чаем текст от набора предложений? -Назовите основные признаки текста. Узнаем это из презентации .


3. Презентация (1-14 слайды)

Физминутка

4.Работа с текстом о Циолковском (распечатки)


Константин Эдуардович Циолковский — блистательный учёный, изобретатель ракеты. В Калуге над Окой возвышается деревянный дом-музей. Узкая лестница в нём поскрипывает и ведёт в кабинет учёного. Здесь он сидел в нешироком, но уютном кресле у раскрытого окна, зябко кутался в шерстяной плед.

Просторная комната служила изобретателю кабинетом и мастерской. Никто не удивляется разнообразным моделям и каким−то непонятным приспособлениям. Ведь ты в гостях у человека, который верил в межпланетные полёты. Ты словно слышишь негромкие слова учёного: «Первыми в далёкие миры полетят русские!»

Слова сбылись! Мы запустили искусственный спутник, полетели в космос. Задолго до этого автор научно-фантастических книг А. Беляев описал внеземную станцию «КЭЦ». Так зашифровано имя известного учёного.


- Прочитать с выражением

-Это текст? Докажите.

-Посмотрите в таблицу: какие ещё признаки текста можно добавить в ваше доказательство?(название, план, микротемы)

-Сколько лет исполнилось бы изобретателю Циолковскому в этом году?

-Что изобрёл Циолковский?(ракету, орбитальную станцию, батискаф, аэростат)

-А ещё учёный очень любил природу и часто гулял в Загородном калужском саду, совершал пешие и велосипедные прогулки, любовался деревьями, особенно его привлекали осенние рябины.


5. Составление собственного высказывания.


— Рябине многие поэты (и не только поэты) посвятили прекрасные строчки, воспринимали ее как символ родины, как и Циолковский.

В саду горит костер рябины красной,


Но никого не может он согреть. (С. Есенин)

Уж клич отзвенел журавлиный,


Уже осыпается сад,


А яркие гроздья рябины


Всё так же на солнце горят. (Вс. Рождественский)



Представьте, что вам необходимо описать осеннюю рябину. Ваша задача — донести до читателя мысль о том, что рябина осенью несказанно красива. Какие микротемы из предложенных вы бы выбрали? Почему?


1.Дерево под окном.


2.Пышные алые гроздья.


3.Способ размножения.


4.Причудливо изогнутые ветки.


5.Вид семян.


5.Букет, созданный природой.


6.Ценное и полезное растение.

7. Осенняя рябина - любимое дерево Циолковского.


Какому стилю должен соответствовать текст? К какому типу речи будет принадлежать ваш текст?

Какой из предложенных ниже зачинов более всего подходит для создания текста и почему?


До чего же хороша рябина осенью!


Кто не останавливался, зачарованный красотою осенней рябины!


Рябина — кустарник лиственной породы.


— Составьте свой текст из 4—5 предложений на заданную тему.

Далее ребята зачитывают свои тексты, идёт обсуждение.



VI. Подведение итого урока.

-Над какой темой мы сегодня работали?

— Что такое текст? Тема текста? Основная мысль текста?

— Назовите основные признаки текста.

— Что такое микротема текста?

— Назовите типы речи, виды и основные средства связи.

ДЗ: п.16, стр.43 – теорию прочитать, упр.89, 90 устно, упр.92 или 93 письменно на выбор.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!