Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка на тему "Вводные слова" (с презентацией).»
Урок русского языка в 8 классе
Борисенко Анастасия Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Йошкар-Олы»
Если в мире есть вещи, достойные названия "чуда", то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них. Л. Успенский
Тема урока: «Эти, бесспорно, загадочные вводные слова».
- Цель урока: формирование представления о вводных словах и сочетаниях слов как о средстве выражения субъективной оценки высказывания.
- Задачи:
- уметь видеть вводные слова и сочетания слов в тексте;
- уметь различать группы вводных слов по значению;
- знать и уметь применять на практике правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами и сочетаниями слов.
Уже наступила весна.
- Запишите предложение.
- Проснувшись утром, вы удивились, что уже наступила весна. Введите в предложение слова, которые передадут ваше удивление.
- Вы счастливы, что весна наступила. Покажите это, использовав вводное слово и поставив его в середину предложения.
- Подумайте, откуда вы могли узнать о том, что весна уже наступила? Укажите источник информации.
Проверь себя!
- К моему удивлению, уже наступила весна.
- Уже , к счастью, наступила весна.
- Уже наступила весна , по сообщению синоптиков .
- С какой целью вводятся в предложение вводные слова и сочетания слов?
- Изменяется ли смысл предложения?
- Если эти слова не влияют на содержание, будут ли они членами предложения?
- От какого условия зависит постановка знаков препинания?
- Прочитайте эти предложения. Выделяются ли вводные слова интонационно?
Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому.
Задание Перед вами вводные слова. В какие группы можно объединить данные слова? По какому принципу? (работа проводится в парах)
Степень уверенности
Различные чувства
Источник сообщения
Способ оформления мысли
Порядок мыслей и их связь
По словам…, конечно, к сожалению, таким образом, к счастью, иначе говоря, вероятно, по-моему, лучше сказать, во-первых…
Проверь себя!
Степень уверенности
Различные чувства
Конечно, вероятно
Источник сообщения
К счастью,
Способ оформления мысли
к сожалению
По словам…, по-моему
Лучше сказать,
Порядок мыслей и их связь
иначе говоря
Таким образом,
во-первых
Задание: найдите вводные слова, определите, к какой смысловой группе они относятся, поставьте недостающие знаки препинания.
- Книги как известно издавна почитались на Руси.
- Дальние озера по слухам богаты рыбой.
- К нашей радости на горизонте мы увидели большой корабль.
- Пожалуй погода сегодня будет хорошая.
- Я этого поверьте не знал.
Проверь себя!
- Книги , как известно, издавна почитались на Руси.
- Дальние озера , по слухам, богаты рыбой.
- К нашей радости, на горизонте мы увидели большой корабль.
- Пожалуй, погода сегодня будет хорошая.
- Я этого , поверьте, не знал.
Творческое задание: вставьте в текст вводные слова, расскажите о постановке знаков препинания.
Однажды Аполлон, бог света и искусств, дал задание философу Зоилу написать отзыв на произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». Зоил ... поручение выполнил. Аполлон прочитал придирчивую критику философа. Тот не увидел красоты. А ведь он ... стоял перед морем красоты. Аполлон в награду дал ему мешок непросеянной пшеницы и приказал выбрать за свой труд всю мякину, то есть мусор. Зоил стал ... символом пустой и злобной критики.
(По В. Келеру)
Слова для справок: разумеется, можно сказать, конечно.
Проверь себя!
Однажды Аполлон, бог света и искусств, дал задание философу Зоилу написать отзыв на произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». Зоил , конечно, поручение выполнил. Аполлон прочитал придирчивую критику философа. Тот не увидел красоты. А ведь он , разумеется, стоял перед морем красоты. Аполлон в награду дал ему мешок непросеянной пшеницы и приказал выбрать за свой труд всю мякину, то есть мусор. Зоил стал , можно сказать, символом пустой и злобной критики.
(По В. Келеру)
Домашнее задание
- Базовый уровень: выучите теорию, составьте или выпишите из художественной литературы 7 предложений с вводными словами.
- Повышенный уровень: используя вводные слова, напишите рассуждение на тему: «Правильно ли писать 2 буквы н в слове прочитанная?»
«Телеграмма»
- Кратко опишите в тетради самое важное, что вы узнали сегодня на уроке. Напишите небольшое пожелание соседу по парте. Обменяйтесь тетрадями.