СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка «Наречие: значение, вопросы, употребление в речи.» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок помогает открыть вместе с детьми новую часть речи, выявив основные признаки, и сформулировать определение, развивает умение находить в тексте и устной речи наречия и записывать их, формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.На уроке используются проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный методы.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Наречие: значение, вопросы, употребление в речи.» 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3 имени А.Н.Першиной»

г.Енисейска Красноярского края

663180, г. Енисейск, Красноярский край, ул. Ленина 102 т.8 (39195)2-23-06

e-mail:mousosh_102@mail.ru












Конспект урока по русскому языку
4 класс

«Наречие: значение, вопросы, употребление в речи.»



подготовила

учитель начальных классов

Кашкина Анна Николаевна





г. Енисейск 2023г.

«Русский язык», УМК «школа России».

Класс: 4 «Б»

Учитель: Кашкина А.Н., учитель начальных классов первой категории.

Тема урока: Наречие: значение, вопросы, употребление в речи.

Тип (вид) урока: урок «открытия» нового знания

Цель: создать условия для открытия новой части речи учащимися.

Задачи урока:

- открыть вместе с детьми новую часть речи, выявив основные признаки, и сформулировать определение;

- развивать умение находить в тексте и устной речи наречия и записывать их;
- формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.

- формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы.

- обогащать словарный запас.

Предполагаемый результат:

Предметные:
- знать, что такое наречие;
- уметь ставить вопросы к наречиям;
- находить наречия в тексте;
- отличать наречия от других частей речи;
- уметь разбирать предложения с наречиями по членам предложения;
- уметь работать с текстом;
Метапредметные:
Личностные:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные:
- строить сообщения в устной и письменной речи;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков и синтез как составление целого из частей;
-обобщать;
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;


Используемые методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Мотивация

- Я приглашаю вас на урок русского языка.

- Прочитайте эпиграф нашего урока:

«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении» Марсель Ашар

- Вы согласны с Марселем Ашаром? Надеюсь, наш урок будет успешным и принесет вам хорошее настроение.


Организовывают рабочее место.




Согласны, потому что, только имея хорошее настроение можно достигнуть цели.

II Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.



Прочитайте пословицу.

Выучишь правило – выполнишь верно задание.

– Как понимаете её смысл?

– Спишите пословицу, укажите над каждым словом, какой частью речи является.

- Какое слово вызвало затруднение в определении части речи?

- Какой возник вопрос?


- Может, это слово является именем существительным, прилагательным, глаголом?





– Какой вывод можно сделать?


Разбирают предложение по членам предложения и частям речи.


верно

Что это за часть речи?

Доказывают, что это слово не является ни существительным, ни прилагательным,
ни глаголом.

Это какая-то новая, нам неизвестная часть речи.
Выделение, формулирование цели.



III Этап построения алгоритма действий

(организация учащихся по исследованию проблемной ситуации)



– Так какая же перед нами возникла проблема?


– Давайте вспомним, что такое часть речи.



- Значит, чтобы понять, какая это часть речи, нужно выделить грамматические признаки этого слова.
- Давайте попробуем изменить это слово по числам, лицам, падежам.

- Какой вывод можно сделать?


– А что указывает на неизменяемость?
- На какой вопрос отвечает это слово?

– Каким членом предложения является?

– Давайте обобщим. (На компьютере постепенно появляется запись)
1. Часть речи
2. Отвечает на вопросы: как?

3. Не изменяется, т.е не склоняется и не спрягается (не имеет окончания)
4. Второстепенный член предложения.


Узнать, что это за часть речи.


Это группа слов с одинаковыми грамматическими признаками.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Это слово не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается; оно не имеет окончания.

выполнишь (как?) верно.
– На вопрос (как?)

Второстепенным членом предложения.



IV Этап построения проекта выхода из затруднения


- Чтобы узнать, как называется эта часть речи, я предлагаю кроссворд.

1. Открыть форточку полностью (настежь)

2. Письмо сгорело до золы (дотла)

3. Перейти реку без моста (вброд)

4. Разбить тарелку на мелкие осколки (вдребезги)

5. Создать что-то без применения механизма, только руками. (вручную)

6. Сыграть матч с ровным счетом (вничью)

7. Прийти на урок не опоздав, в точное время (вовремя)

НАСТЕЖЬ

ДОТЛА

ВБРОД

ВДРЕБЕЗГИ

ВРУЧНУЮ

ВНИЧЬЮ

ВОВРЕМЯ


- Итак, прочитаем, как же называется эта новая часть речи?

– Какая тема нашего урока?

- Цель нашего урока?

- План наших действий на уроке:

1. Какую часть речи называют «наречием»?

2. На какие вопросы отвечает эта часть речи и что обозначает?

3. Какую работу, роль, выполняет в предложении?


- Кто сможет сформулировать правило, глядя на алгоритм?

– Как вы думаете, ребята, у нас получилась точная формулировка правила?

Разгадывают кроссворд

















Наречие

Наречие – часть речи

Познакомиться с новой частью речи .

Узнавать новое, открывать новые знания.


IV Этап проверки осознанности восприятия детьми материала. Первичное обобщение

– Запишите словосочетания, поставьте вопросы к наречиям:
играет громко, свернула налево, шёл вчера, увидел вдалеке, приехал издалека
– Какие вопросы можно ещё поставить к словам, которые являются обстоятельством?


стр.74 правило

-Точно ли мы его сформулировали?
-Что же такое наречие?

-Как найти наречие?


Записывают

Играет (как?) громко и т.д.


Как? Куда? Когда? Где? Откуда?


Стр.74 читают правило, делают вывод: Наречие – это неизменяемая часть речи, обозначает признак действия и отвечает на вопросы «как?», «где?», «откуда?», в предложении является второстепенным членом.

Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос


ФИЗМИНУТКА

Если называю существительное – поворачиваетесь влево, глагол – вправо, прилагательное – прыгаете, наречие – присаживаетесь.

Выполняют задание

V Первичное закрепление по применению новых знаний.


- стр.74 упр.126 прочитайте предложения.

-К какой части речи относятся выделенные слова? Докажите.

- Прочитайте предложения без наречий.

-Сделайте вывод: какую роль выполняют наречия в предложениях?

- На какой вопрос отвечает каждое наречие?

- Какую часть речи поясняют наречия? Поставьте этот вопрос от глагола, с которым наречие связано по смыслу.

- Выпишите наречия с глаголом, ставя вопрос. Работаете в паре, помогая друг другу.

-Проверяем.


Наречие (формулируют правило)


украшают её, делают её более точной и выразительной



поднималась (как?) медленно

поднималась (где?) впереди и т.д.

VI Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.


- А теперь каждый поработает самостоятельно. В качестве закрепления полученных знаний выполним задание на карточках.


– Используя слова в скобках, запишите ответы на 3 любых вопроса. Подчеркните наречия, стрелкой укажите связь наречия со словом, к которому оно относится.

Как ребята разделили яблоки? (Поровну.)

Как спортсмен переправился через речку?(Вплавь.)

Куда повернула машина? (Направо.)

Откуда лучше всего рассматривать этот рисунок?(Сверху.)

Когда ты расскажешь ему об этом? (Послезавтра.)


- Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+», кто немного сомневается в своих знаниях – «?», кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться, поставьте «-».

Выполняют самостоятельно работу, находят наречия.









Самопроверка по эталону (на слайде)

VII Этап включения в систему знаний и повторения



- А теперь давайте проверим, как вы усвоили урок и проведём небольшой тест. (4-5 мин.)

ТЕСТ «НАРЕЧИЕ»

1. Какой частью речи является наречие?

Б) служебная

М) самостоятельная

2. На какие вопросы отвечает?

А) Кто? Что?

И) Что делает?

Е) Какой? Какая? Какое? Какие?

О) Где? Куда? Откуда?

3. Что обозначает наречие чаще всего?

Р) предмет

Б) признак предмета

Л) признак действия

Г) действие предмета

4. Как изменяется наречие?

О) никак не изменяется

Б) по падежам

Д) по числам и падежам

А) по временам

5. Найди словосочетание с наречием

А) медленная музыка

Д) звучала медленно

В) вышел на улицу

Г) ветка яблони

6. Чаще всего наречия связаны с …

Е) глаголами

А) именами существительными

О) именами прилагательными

И) местоимениями

7. Найди словосочетание с наречием

Б) читал книгу

Ц) читал медленно

С) книга с картинками

- Какое слово у вас получилось?

-Вы большие молодцы! Усвоили тему сегодняшнего урока.


Выполняют тест, проверяют знания по уроку


































МОЛОДЕЦ

VIII Рефлексия деятельности.


- Возвращаемся в начало нашего урока. Вспомним, какие цели мы ставили, и какие достигли.



-Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок?

- Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю, что такое наречие!

- Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею находить наречие в предложении.

- Я непременно расскажу маме об уроке, о наречии и о том, как у меня все получалось и о том, что у меня остались вопросы.


Познакомиться с новой частью речи - наречием.

Узнавать новое, открывать новые знания.


Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


IX Домашнее задание

Задание по выбору:

  1. Найти и выписать 3 предложения с наречиями из литературных произведений. Найдите наречия, подчеркните их.

  2. Стр.75 упр.128





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя