СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Одна и две буквы Н в наречиях на –о и -е"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся познакомятся с новой орфограммой, отработают алгоритм определения одной или двух Н в наречиях на -о, -е, выполнят небольшую творческую работу.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Одна и две буквы Н в наречиях на –о и -е"»

Урок русского языка в 7 классе

Тема «Одна и две буквы Н в наречиях на –о и -е»


  1. Оргмомент – знакомство.

Начать урок мне бы хотелось строками любимого стихотворения Ф.И.Тютчева:

«Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать

В Россию можно только верить»

Да, всем мы любим нашу страну. Но чтобы быть достойными гражданами, необходимо хорошо знать и свой родной язык. На уроке мы продолжим знакомство с русским языком и откроем ещё одно правило.


2. Переход к теме урока.

А) - Какие прилагательные встретились в отрывке? (Общим, особенная)

- Давайте вспомним правило «Одна Н и две в прилагательных» (таблица в помощь). А в причастиях? (таблица)

Образуйте от прилагательных и причастий наречия


О собенный Особенно

И нтересный интересно

У влечённый увлечённо


- Сравните правописание слов в правом и левом столбике.

- Какую гипотезу можно выдвинуть? (подумайте в парах)

3. Выход на тему, цели, задачи урока.

- Как сформулировать тему урока? («Одна и две буквы Н в наречиях на –о и -е» - запись в листок

- Что должны узнать на уроке?

- Чему научиться?

- На основании записи кто-то может уже сформулировать правило правописания н и нн в наречиях?

В) Обратимся к учебнику, прочитаем правило, запомним обозначение орфограммы (запись в листок)

нар. прилаг.

Откровенно (откровенный)

4. Закрепление. Предлагаю поиграть.

А)- Подберите антоним к слову с н и нн. Присутствует иногда

(Учитель первую запись делает на доске, а затем по цепочке выходят ребята))

Постоянно (постоянный)

- смотрел равнодушно (увлечённо);

- найдите «четвёртое лишнее»: Беззаботно, бесполезно, безвредно, естественно;

- Подберите синоним к слову тщательно (аккуратно).

- Из предложения выпишите слово, в котором правописание Н и НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в причастии, от которого оно образовано»:

Моя охотничья собака, зачуяв зверя, не отходила от ног, испуганно дрожала.

(И.С.Соколов-Микитов)

- составьте слово из букв: е,р,с,п,н,р,а,к,о (прекрасно).

5. Диагностика.

А) Предлагаю поработать самостоятельно. Под цифрами записать только Н или НН. (самопроверка)

1 вариант.

1. (Выглядел) превосход..о н

2. (Поступил) мужестве..о нн

3. (Читал) вниматель..о н

4. (Совершил) умышле..о нн

5. (Произнёс) взволнова..о нн


2 вариант.

1. (Наступил) нечая..о нн

2. (Делал) увере..о нн

3. (Глядит) груст.о н

4.(Посмотрел) удивлё..о нн

5. (Провёл) интерес..о н


- Кто не допустил ошибки? Молодцы!

В начале урока мы обратились к теме Родины, гражданина. А кто таой гражданин? Предлагаю

Б) Закончите предложение, вставляя, где возможно, наречия с изученной орфограммой. Используйте предложенные фразы или запишите свои.


Гражданин – это человек, который …

  • Любит свою Родину;

  • Радуется её успехам;

  • Стремиться сохранить мир;

  • Дорожит именем «россиянин»;

  • Знает права, выполняет законы;

  • Отстаивает свои взгляды;

  • Нуждается в поддержке и защите государства;

  • Использует свои силы для процветания страны;

  • Находит пути собственного становления как личности.

6. Поработай дома. (На выбор)

А) Составить словарь наречий (15 слов).

Б) Написать лингвистическую сказку «Н и НН в наречиях на –о и –е»;

В) Упр. 234 (по образцу)

7. Рефлексия. Вопросы учащимся:

- Что хорошо получалось на уроке?

- Над чем ещё надо поработать?


Приложение 1


Справочник по теме ___________________________________________________________________

ученика 7 класса ___________________________________________________________________



  1. Вспомни орфограмму «Н и НН в именах прилагательных»

НН

Н

1) – енн- (уверенный)

Исключение: ветреный

- онн- (экскурсионный)


2) н+н (осенний)

-

3) Исключения:

Стеклянный

Оловянный

деревянный


-ан-, -ян- (песчаный, серебряный)

4) -

- ин- (утиный)

5) -

- ен-, -н- ( в отглагольных прилагательных: солёный)


2. Вспомни орфограмму «Н и НН в причастиях»

НН

Н

1) Есть приставка, кроме НЕ- (обдуманный)

1)Краткое причастие (прочитана)

2) Есть зависимое слово (печённый на костре)


3) Оканчивается на - ованный, - ёванный (асфальтированный)


4) Образовано от глагола совершенного вида (решённый)








3. Образуйте от прилагательных и причастий наречия.

Особенный - _____________________________________;

Интересный - _____________________________________;

Увлечённый - _____________________________________.


4. Запомни графическое обозначение орфограммы.

Откровенно (откровенный)


5. Тренировочный зал.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Проверь себя! (Рядом с цифрой поставьте Н или НН). Вариант 2.

1. (Наступил) нечая..о __________

2. (Делал) увере..о __________

3. (Глядит) груст.о __________

4.(Посмотрел) удивлё..о __________

5. (Провёл) интерес..о __________



7. Закончите предложение, вставляя, где возможно, наречия с изученной орфограммой. Используйте предложенные фразы или запишите свои.


Гражданин – это человек, который___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Любит свою Родину;

  • радуется её успехам;

  • стремиться сохранить мир;

  • дорожит именем «россиянин»;

  • знает права, выполняет законы;

  • отстаивает свои взгляды;

  • нуждается в поддержке и защите государства;

  • использует свои силы для процветания страны;

  • находит пути собственного становления как личности.

6. Выполни дома. (На выбор)

А) Составь словарь наречий (15 слов).

Б) Напиши лингвистическую сказку «Н и НН в наречиях на –о и –е»;

В) Выполни упр. 234 (по образцу)



Если вам нужна квалифицированная языковая помощь в Интернете,

запоминайте адрес:www.gramota.ru


Грамотно говорить и писать по-русски престижно!