ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
У: Здравствуйте, садитесь. Любите вы путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие, в город Синтаксис… Напомните, какой раздел синтаксиса мы с вами изучаем? (ОЧП). Мы отправимся исследовать парк ОЧП! Готовы?.. Тогда в добрый путь. Откройте путевой дневник и запишите число, классная работа.
(1 мин)
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся У: Мы с вами уже кое-что знаем о местных жителях. Проверим себя. Исключите ошибочные утверждения.
ОЧП отвечают на один и тот же вопрос.
Произносятся с интонацией перечисления.
Однородные члены всегда выражаются одной частью речи
Относятся к одному и тому же слову.
Выполняют одинаковую синтаксическую функцию.
Неравноправны (соединены подчинительной связью).
Равноправны (соединены сочинительной связью).
У: Для чего нужно уметь видеть ОЧП в тексте? (Чтобы правильно ставить знаки)
(2_ мин)
3. Актуализация и постановка проблемы. У:
Обратите внимание на доску. Спишите, карандашом расставьте знаки препинания там, где считаете нужным. (Один у доски) В дорогу мы с собой берём компас и палатку и тёплые вещи. Ни с того ни с сего хлынул дождь. Взяли в дорогу как компас, так и карту. | Маленькая закрытая доска |
У: Вы уверены, что всё сделали правильно? (Кто-то согласен, Кто-то нет.) Хватает ли у нас знаний, чтобы быть уверенными?
(2_ мин)
4. Целеполагание. Построение проекта-выхода из затруднения.
У: Чтобы пройти в парк, нужно расшифровать надпись…(на слайде):
Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них.
У: Она и будет темой урока - запишите тему в путевой дневник
У: Сформулируем цель нашего урока? Углубить… (знания о постановке запятых между ОЧП) (Карточка магнитом на доску).
У: Исходя из темы, сформулируйте задачи:
вспомним группы (чего?) …
сформулируем правила постановки (чего?) …
создадим (что?)…
отработаем навык (какой?)… (Карточки магнитом на доску)
1. Вспомним группы сочинительных союзов.
2. Сформулируем правила постановки знаков препинания между ОЧП с союзами.
3. Отработаем навык постановки знаков препинания при однородных членах, соединённых сочинительными союзами.
(2 мин)
5. Реализация построенного проекта 5.1. Проверка домашнего задания
У: Для того чтобы решить задачи, я предлагаю совершить путешествие по парку и сделать остановки в самых интересных местах. Первая остановка «Беседка воспоминаний». Проверим домашнее задание. Назовите группы сочинительных союзов. Соединительные (Загораются на слайде) Перечислите их… Почему так называются? (Их задача - соединить).
У: Как называются союзы второй колонки? (Противительные) (Загораются на слайде) Перечислите их … Почему они так называются? (Их задача - противопоставить) Обратите внимание на союзы: ОДНАКО, ЗАТО. В каком они значении? (= НО)
У: Как называются союзы третьей колонки? (Разделительные) (Загораются на слайде) Перечислите их … Почему они так называются? (Их задача – выбрать что-то одно, т.е. разделить) Обратите внимание, как пишутся союзы НЕ ТО …НЕ ТО, ТО ЛИ… ТО ЛИ! (Раздельно)
У: Итак, по смыслу эти союзы … соединительные, противительные и разделительные. У: А какие они по составу? Мы сейчас выясним. Нужно заполнить пустые клетки первого столбца. Повторяются ли союзы в первой строке? (Нет). Значит они …(одиночные). (Щелчок на слайде) Заполняем памятку.
У: Какие в своём составе союзы второй строки? (Повторяющиеся)
У: А в третьей строке из скольких частей состоят союзы? (Из двух) Значит, они … (Двойные).
Смысл Состав | Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
Одиноч-ные | О и О О да (=и) О | О, а О О, но О О, да (= но) О О, однако (же) = но О О, зато(= но) О | О или (иль) О О либо О |
Повторяющиеся | и О, и О, и О… О, и О, и О ни О, ни О | | или О, или О либо О, либо О то О, то О, то О не то О, не то О то ли О, то ли О |
Двойные | не только О, но и О как О, так и О (перед второй частью союза) | | |
У: Вернёмся к первой задаче. Насколько она вами реализована, поставьте на карте в пустом квадрате знак +!?
(3 мин)
5.2. Изучение новых знаний и способов деятельности
Формулировка правила.
У: Вторая остановка «Водопад схем». Начертите карандашом схемы – знаки препинания расставлены!
Вышли мы на поляну да так и ахнули… [О да О]. ДА=И
Наши чувства не изменились, зато стали острее. [О, зато О]. ЗАТО = НО
Ещё подождать или пойти навстречу? [О или О].
Люди в палатке, и под деревьями, и даже у воды страдали от духоты. [О, и О, и О]
По вечерам то здесь, то там дрожат на горизонте зарева. [то О, то О].
Восхищение к вечеру не только не улеглось, но и возросло. [не только О, но и О]
И день и ночь я думал о предстоящем путешествии.
Шаблон ответа: «Между ОЧП, соединёнными … союзами запятая …»
Запятую нужно ставить! Перед противительными союзами между однородными членами. Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами. Перед второй частью двойного союза. |
По ходу ответов выставляется в таблицу сигнальная запятая в те клетки, где она нужна, как на слайде.
У: А вас не удивило седьмое предложение? Почему в нём не стоят знаки?... Как называются такие сочетания, как и день и ночь, ни встать ни сесть, ни то ни сё? (Фразеологизмы). Рассудите логически, нужна ли запятая во фразеологическом обороте? (Нет: это не делимое сочетание)
У: Запишите правило в памятку
NB! Во фразеологических оборотах запятая не нужна!
У: Ещё одна задача реализована. На карте отразите знаком, насколько успешно +!?
(8 мин)
6. Физкультминутка.
Фитнес-площадка.
У: Мы уже дошли до фитнес-площадки.
Это любимая разминка ОЧП! Поэтому нужно выполнить всё, что они попросят.
Мы сейчас все дружно станем
Разминаться на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вверх и помахать.
Наклонитесь вправо, влево…
И возьмёмся вновь за дело.
(1 мин)
7. Возврат к этапу актуализации.
У: И вот мы подошли к «Поляне познания»
У: Устраним затруднения, возникшие в начале урока. (Тот же у доски)
В дорогу мы с собой берём компас, и палатку, и тёплые вещи. [О, и О, и О]. Ни с того ни с сего хлынул дождь.(Фразеологизм) Взяли в дорогу как компас, так и карту. [как О, так и О]. | Маленькая закрытая доска |
(2 мин)
8. Первичная отработка с проверкой по образцу.
Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Начертите схемы.
(По одному у доски каждую схему)
Нам нужно вставать ни свет ни заря.
Ни звука ни шороха не раздавалось в лесу.
Вдалеке послышался то ли шум водопада то ли долгий раскат грома.
Несутся клубы не то тумана не то мелких брызг.
Я сильно устал зато получил массу впечатлений.
Теперь я не только слышал об этой красоте но и видел её своими глазами.
У: Проверьте себя: (на слайде схем нет – они только на доске, по мере проверки делаются исправления) Схемы загораются поочерёдно.
Нам нужно вставать ни свет ни заря. Фразеологический оборот запятая не нужна.
Ни звука, ни шороха не раздавалось в лесу. [ни О, ни О]
Вдалеке послышался то ли шум водопада, то ли долгий раскат грома. [то ли О, то ли О]
Несутся клубы не то тумана, не то мелких брызг. [не то О, не то О]
Я сильно устал, зато получил массу впечатлений. [О, зато О]
Теперь я не только слышал об этой красоте, но и видел её своими глазами. [не только О, но и О]
У: У кого в этом задании не было ошибок, поднимите руки…
Поставьте – «5»
1 ошибка – «4»
2-3 ошибки – «3»
У: На карте отразите знаком, насколько успешно вы справились с заданием (+!?) и поставьте отметку.
мин)
9. Применение изученного в работе по исправлению грамматических ошибок
У: Мы подошли к «Фонтану ошибок». Исправьте их в карточке. И прокомментируйте свои результаты. (4 мин)
10.Применение изученного в работе по развитию речи.
У: Мы с вами подошли к месту, откуда открывается очень красивый вид. Согласитесь? Придумайте предложение с ОЧ с сочинительными союзами, отражающие ваши впечатления. Опишите образы пейзажа, цвета, чувства, которые он вызывает…
Подсказки:
Пряталось за горизонтом, освещало лучами;
оранжевые, голубые, фиолетовые, лиловые краски;
наступала, укутывала тьмой.
Солнце уже пряталось за горизонтом, но ещё освещало своими лучами землю.
Заря смешала и оранжевые, и голубые, и фиолетовые, и лиловые краски.
Постепенно наступала ночь и укутывала тьмой землю.
У: На карте отразите знаком, насколько успешно вы справились с заданием (+!?)
(7 мин)
11. Включение в систему знаний и повторение (слайд). Рефлексия
У: Наше путешествие по парку подходит к концу. Фиксируем впечатления.
У: На какие группы делятся сочинительные союзы?
У: Когда ставится запятая в предложениях с ОЧ?
У: Посмотрите на карту – давайте подведём итоги нашего путешествия. У кого на карте стоят одни плюсы, поднимите руки? Молодцы, значит, вы уже усвоили тему и можете объяснить материал другим.
У: У кого есть восклицательные знаки, значит, вам необходимо вернуться к этим заданиям и повторить теорию.
У: У кого остались вопросы? Именно с ними мы и будем работать на следующем уроке.
У: Какую цель мы поставили в начале урока?
У: Вы достигли поставленной цели?
У: Справились ли мы с поставленными задачами?
У: Осталось закрепить. В этом нам поможет домашнее задание
(3 мин)
12. Домашнее задание.
Выучить правило и схемы на памятке. На выбор: выполнить упр. 252 или написать сочинение «Моё любимое место на земле».
У: Итак, цель путешествия достигнута. Памятка готова. Вклейте её в справочник. Спасибо за работу. Давайте себе похлопаем. Мы молодцы!
(2 мин)
7