СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в форме путешествия, специально для урока разработана ментальная карта (план путешествия), с помощью которой учащиеся могут оценивать свою работу (успехи и неудачи) на всех этапах. Разные типы заданий дают возможность учиться анализировать, обобщать, делать выводы, формулировать правило самостоятельно, практиковаться, выполняя разные типы упражнений, в том числе творческого характера.  Продумано разноуровневое  домашнее задание. Системно-деятельностный подход, на основе которого разработан урок, позволяет повысить мотивацию, создавая ситуацию успеха при проблемном обучении.

Просмотр содержимого документа
«1. Технологическая карта урока ОЧП»



      1. Подробный конспект урока по ФГОС


Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Коршунова Мария Винцентовна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Республика/край

Республика Коми

Город/поселение

Инта

Предмет

РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

8 класс, 26 человек

Продолжительность урока/мероприятия

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия


«Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них».

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Русский язык 8 класс Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская


Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Комбинированный урок систематизации знаний, 5 в разделе "Однородные члены предложения",

Психолого-педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

Класс со смешанным типом восприятия. 11 % - одарённых учащихся с высоким уровнем мотивации, 31% - с хорошим учебным потенциалом и хорошей мотивацией, 50% со средним учебным потенциалом и средней мотивацией, 8% - с низким уровнем учебной мотивации. Урок построен в форме путешествия, специально для урока разработана ментальная карта (план путешествия), с помощью которой учащиеся могут оценивать свою работу (успехи и неудачи) на всех этапах. Разные типы заданий дают возможность учиться анализировать, обобщать, делать выводы, формулировать правило самостоятельно, практиковаться, выполняя разные типы упражнений, в том числе творческого характера. Используется фронтальная и индивидуальная формы работы. Продумано разноуровневое домашнее задание. Системно-деятельностный подход, на основе которого разработан урок, позволяет повысить мотивацию, создавая ситуацию успеха при проблемном обучении.

Цели урока


Углубить знания учащихся о постановке знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами

Задачи урока


Предметные:

  • закрепить изученное об однородных членах предложения, вспомнить группы сочинительных союзов;

  • сформулировать правило о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами;

  • углубить знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Метапредметные:

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • формирование словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей;

  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;

  • оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

  • прогнозирование предстоящей работы (составлять план);

  • осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Личностные

  • развитие умения слушать и понимать других;

  • убедить учащихся в практической, жизненной значимости русского языка;

  • мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуальной образовательной территории;

  • готовность к самообразованию и саморазвитию;

  • содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.

Результаты


Предметные:

  • знание признаков ОЧП;

  • знание групп союзов (по смыслу: соединительные, противительные, разделительные; по составу: одиночные, повторяющиеся, двойные);

  • знания правила о постановке знаков при ОЧП с союзами;

  • применение правила о постановке знаков при ОЧП с союзами;

  • формирование умения чертить схемы;

  • формирование умения находить и исправлять грамматические ошибки при ОЧП;

  • составление предложений с ОЧП с союзами;

Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения;

  • формирование ценностного отношения к миру;

  • формирование ценностного отношения к природе.

Метапредметные.

Регулятивные:

  • формировать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • формировать понимание своих интересы, умения видеть проблему, задачи, выразить их словесно;

  • формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки.

Познавательные:

  • формировать умение применять смысловое чтение;

  • формировать умение классифицировать, обобщать, анализировать, видеть главное, формулировать правило;

  • формировать умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;

  • формировать умение применять схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • формировать умение наблюдать, излагать свои мысли, слушать;

Коммуникативные:

  • формировать умение осознанно использовать речевые средства;

  • формировать умение владеть приёмами монологической и диалогической речи;

  • формировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.


Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению


  • Знание признаков ОЧП

  • Знание групп сочинительных союзов

  • Знание схем ОЧП с союзами, умение их строить, применять

  • Знания правила о постановке знаков препинания при ОЧП с союзами

  • Умение составлять предложения по схемам с ОЧП

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

  • ПК

  • Проектор

  • Интерактивная доска

  • Раздаточный материал








Результаты

Этапы урока

Время

Содержание

Виды деятельности

Предметные

Личностные

Метапредметные (УУД)

учителя

учащихся

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1

Организационный момент

1

Здравствуйте, садитесь. Любите вы путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие, в город Синтаксис… Напомните, какой раздел синтаксиса мы с вами изучаем? (ОЧП). Мы отправимся исследовать парк ОЧП! Готовы?.. Тогда в добрый путь. Откройте путевой дневник и запишите число, классная работа.

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

 

Положительный настрой на предстоящую работу

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности



Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Готовятся к уроку

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Записывают число и "Классная работа"

2

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

2

Мы с вами уже кое-что знаем об ОЧП. Проверим себя. Исключите ошибочные утверждения. (Слайд)

Организует обсуждение способов решения

Отбирают верные утверждения (признаки ОЧП)

Знание признаков ОЧП

Ценность знания

Воспроизведение опорных знаний

Умение применять смысловое чтение

Умение осознанно использовать речевые средства

3

Актуализация и постановка проблемы

2

Спишите, карандашом расставьте знаки препинания там, где считаете нужным. (Слайд) Вы уверены, что всё сделали правильно? В ходе урока нам необходимо устранить неуверенность.

Создает проблемную ситуацию.

Выполняют упражнение в тетради, фиксируют затруднения

 Проблема незнания правила


Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно

Желание узнать


Умение работать индивидуально

Ценность знания

4

Целеполагание и построение проекта-выхода из затруднения

2

Чтобы пройти в парк, нужно расшифровать надпись…(слайд). Она и будет темой урока. Запишите тему в путевой дневник. … Сформулируйте цель, задачи.(слайд)

Направляет учащихся на формулирование темы, целей, задач; фиксирует их с помощью магнита на доску

Формулируют тему, цели, задачи

 Знание терминологии

Ценность знания

Умение самостоятельно определять тему, цели и задачи своего обучения

 Фиксирование плана достижения познавательной цели

Умение осознанно использовать речевые средства

5

Реализация построенного проекта, проверка домашнего задания

3

Для того чтобы решить задачи, я предлагаю совершить путешествие по парку и сделать остановки в самых интересных местах. Первая остановка «Беседка воспоминаний». Проверим домашнее задание. (Слайд) Вспоминают группы сочинительных союзов

Работает с таблицей «Сочи6нительные союзы» на слайде

Учащиеся вспоминают группы союзов, объясняют их значение и структуру

Знание групп союзов. По смыслу: соединительные, противительные, разделительные. По составу: одиночные, повторяющиеся, двойные

Целеустремлённость, желание достичь поставленной цели, путём реализации задач

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Умение классифицировать

Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи

6

Изучение новых знаний и способов деятельности

8

Вторая остановка «Водопад схем». Начертите карандашом схемы – знаки препинания расставлены! (По одному на каждую схему к доске). Шаблон ответа:"Между ОЧП, связанными … союзами запятая ..." Н-р: "Между ОЧП, связанными противительными союзами, запятая ставится". А вас не удивило восьмое предложение? Почему в нём не стоят знаки?... Как называются такие сочетания, как и день и ночь, ни встать ни сесть, ни то ни сё? (Фразеологизмы). Рассудите логически, нужна ли запятая во фразеологическом обороте? (Нет: это не делимое сочетание)
У: Запишите правило в памятку
NB! Во фразеологических оборотах запятая не нужна!
У: Ещё одна задача реализована. На карте отразите знаком, насколько успешно +!?

Направляет учащихся на формулирование правила

Помогает выявить причинно-следственные связи

Чертят схемы Классифицируют

Формулируют правило Формулируют выводы наблюдений (правило)

Понимание правила: запятую нужно ставить между ОЧП, с противительными и повторяющимися союзами, перед второй частью двойного союза. Во фразеологических оборотах запятая не нужна.

Целеустремлённость, желание достичь поставленной цели, путём реализации задач

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Умение осознанно использовать речевые средства

7

Физкультминутка

1

Мы уже дошли до фитнес-площадки. Это любимая разминка ОЧП! Поэтому нужно выполнить всё, что они попросят.


Мы сейчас все дружно станем
Разминаться на привале… 
Вправо, влево повернись! 
Наклонись и поклонись! 
Пальцы сжать, потом разжать, 
Руки вверх и помахать. 
Наклонитесь вправо, влево… 
И возьмёмся вновь за дело. 

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

 

Ценность здоровья

 

 

 

8

Возврат к этапу актуализации

2

"Поляна познания". Устранение первичных затруднений на основе правила.

Контролирует и направляет корректирование выводов, сделанных учащимися

Исправляют, если необходимо, ошибки, допущенные на этапе актуализации; объясняют постановку знаков.

Знание и применение правила о постановке знаков при ОЧП с союзами.

 Ценность знания

Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Умение применять схемы для решения учебных и познавательных задач.

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

9

Первичная проверка понимания изученного с последующей самопроверкой

8

Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Начертите схемы. Работа в карточке (практика). Проверьте себя: (на слайде схем нет – они только на доске, по мере проверки делаются исправления) Схемы загораются поочерёдно.

У: У кого в этом задании не было ошибок, поднимите руки…
Поставьте – «5»
1 ошибка – «4»
2-3 ошибки – «3»
У: На карте отразите знаком, насколько успешно вы справились с заданием (+!?) и поставьте отметку.

Организует самостоятельную работу (Приложение) с последующей самопроверкой по образцу

Выполняют упражнение в карточке (расставляют знаки, чертят схемы), проверяют и корректируют свои результаты, ставят себе отметки

Умение расставлять знаки при ОЧП и чертить схемы

 Ценность знания

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; осуществлять контроль своей деятельности

Умение создавать, применять схемы для решения учебных и познавательных задач.

 Умение аргументировать своё мнение, умение слушать одноклассников

10

Применение изученного в работе по исправлению грамматических ошибок

4

Мы подошли к «Фонтану ошибок». Исправьте их в карточке. И прокомментируйте свои результаты.

Побуждает к высказыванию своего мнения

Комментируют, обосновывая своё мнение

Умение находить и исправлять грамматические ошибки

Ценность целостного мировоззрения

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

11

Применение изученного в работе по развитию речи

7

Мы с вами подошли к месту, откуда открывается очень красивый вид. Согласитесь?
Придумайте предложение с ОЧ с сочинительными союзами, отражающие ваши впечатления. Опишите образы пейзажа, цвета, чувства, которые он вызывает…

Побуждает к высказыванию своего мнения. Контролирует ответы учащихся.

Выполняют задание по развитию речи, озвучивают результаты

Составление по фотографии предложений с сочинительными союзами

Ценность красоты природы

Умение определять способы действия в соответствии с изменившейся ситуацией

Умение наблюдать, излагать свои мысли, слушать

Умение осознанно использовать речевые средства

12

Подведение итогов урока, рефлексия

3

У: Наше путешествие по парку подходит к концу. Фиксируем впечатления.
У: На какие группы делятся сочинительные союзы?
У: Когда ставится запятая в предложениях с ОЧ?
У: Посмотрите на карту – давайте подведём итоги нашего путешествия. У кого на карте стоят одни плюсы, поднимите руки? Молодцы, значит, вы уже усвоили тему и можете объяснить материал другим.
У: У кого есть !, значит, вам необходимо вернуться к этим заданиям и повторить теорию.
У: У кого остались вопросы? Именно с ними мы и будем работать на следующем уроке.
У: Какую цель мы поставили в начале урока?
У: Вы достигли поставленной цели?
У: Справились ли мы с поставленными задачами?
У: Осталось закрепить. В этом нам поможет домашнее задание
У: Наше путешествие по парку подходит к концу. Фиксируем впечатления.
У: На какие группы делятся сочинительные союзы?
У: Когда ставится запятая в предложениях с ОЧ?
У: Посмотрите на карту – давайте подведём итоги нашего путешествия. У кого на карте стоят одни плюсы, поднимите руки? Молодцы, значит, вы уже усвоили тему и можете объяснить материал другим.
У: У кого есть !, значит, вам необходимо вернуться к этим заданиям и повторить теорию.
У: У кого остались вопросы? Именно с ними мы и будем работать на следующем уроке.
У: Какую цель мы поставили в начале урока?
У: Вы достигли поставленной цели?
У: Справились ли мы с поставленными задачами?
У: Осталось закрепить. В этом нам поможет домашнее задание

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Подводит итоги урока

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

 Знание теории урока

Ценность целостного мировоззрения

Владение основами самоконтроля, самооценки

 Умение подводить итоги деятельности, продумывать план коррекции результата

Умение осознанно использовать речевые средства

13

Домашнее задание

2

Выучить правило и схемы на памятке. На выбор: выполнить упр. 252 или написать сочинение «Моё любимое место на земле».
У: Итак, цель путешествия достигнута. Памятка готова. Вклейте её в справочник. Проект реализован. Спасибо за работу. Давайте себе похлопаем. Мы молодцы!

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников

Записывают домашнее задание.

 Знание теории, умение выполнять упражнения, связанные с темой ОЧП

Ценность целостного мировоззрения

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

 Умение отрабатывать полученные навыки

Умение осознанно использовать речевые средства


Общее время

45














5



Просмотр содержимого документа
«2. Ход урока. ОЧП с сочинительными союзамии»

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

У: Здравствуйте, садитесь. Любите вы путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие, в город Синтаксис… Напомните, какой раздел синтаксиса мы с вами изучаем? (ОЧП). Мы отправимся исследовать парк ОЧП! Готовы?.. Тогда в добрый путь. Откройте путевой дневник и запишите число, классная работа.

(1 мин)

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

У: Мы с вами уже кое-что знаем о местных жителях. Проверим себя. Исключите ошибочные утверждения.

  1. ОЧП отвечают на один и тот же вопрос.

  2. Произносятся с интонацией перечисления.

  3. Однородные члены всегда выражаются одной частью речи

  4. Относятся к одному и тому же слову.

  5. Выполняют одинаковую синтаксическую функцию.

  6. Неравноправны (соединены подчинительной связью).

  7. Равноправны (соединены сочинительной связью).

У: Для чего нужно уметь видеть ОЧП в тексте? (Чтобы правильно ставить знаки)

(2_ мин)

3. Актуализация и постановка проблемы. У: Обратите внимание на доску. Спишите, карандашом расставьте знаки препинания там, где считаете нужным. (Один у доски)

В дорогу мы с собой берём компас и палатку и тёплые вещи.

Ни с того ни с сего хлынул дождь.

Взяли в дорогу как компас, так и карту.

Маленькая закрытая доска


У: Вы уверены, что всё сделали правильно? (Кто-то согласен, Кто-то нет.) Хватает ли у нас знаний, чтобы быть уверенными?

(2_ мин)

4. Целеполагание. Построение проекта-выхода из затруднения.

У: Чтобы пройти в парк, нужно расшифровать надпись…(на слайде):

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них.

У: Она и будет темой урока - запишите тему в путевой дневник

У: Сформулируем цель нашего урока? Углубить… (знания о постановке запятых между ОЧП) (Карточка магнитом на доску).

У: Исходя из темы, сформулируйте задачи:

  • вспомним группы (чего?) …

  • сформулируем правила постановки (чего?) …

  • создадим (что?)…

  • отработаем навык (какой?)… (Карточки магнитом на доску)

1. Вспомним группы сочинительных союзов.

2. Сформулируем правила постановки знаков препинания между ОЧП с союзами.

3. Отработаем навык постановки знаков препинания при однородных членах, соединённых сочинительными союзами.

(2 мин)

5. Реализация построенного проекта 5.1. Проверка домашнего задания

У: Для того чтобы решить задачи, я предлагаю совершить путешествие по парку и сделать остановки в самых интересных местах. Первая остановка «Беседка воспоминаний». Проверим домашнее задание. Назовите группы сочинительных союзов. Соединительные (Загораются на слайде) Перечислите их… Почему так называются? (Их задача - соединить).

У: Как называются союзы второй колонки? (Противительные) (Загораются на слайде) Перечислите их … Почему они так называются? (Их задача - противопоставить) Обратите внимание на союзы: ОДНАКО, ЗАТО. В каком они значении? (= НО)

У: Как называются союзы третьей колонки? (Разделительные) (Загораются на слайде) Перечислите их … Почему они так называются? (Их задача – выбрать что-то одно, т.е. разделить) Обратите внимание, как пишутся союзы НЕ ТО …НЕ ТО, ТО ЛИ… ТО ЛИ! (Раздельно)

У: Итак, по смыслу эти союзы … соединительные, противительные и разделительные. У: А какие они по составу? Мы сейчас выясним. Нужно заполнить пустые клетки первого столбца. Повторяются ли союзы в первой строке? (Нет). Значит они …(одиночные). (Щелчок на слайде) Заполняем памятку.

У: Какие в своём составе союзы второй строки? (Повторяющиеся)

У: А в третьей строке из скольких частей состоят союзы? (Из двух) Значит, они … (Двойные).

Смысл


Состав

Соединительные

союзы

Противительные

союзы

Разделительные союзы

Одиноч-ные

О и О

О да (=и) О

О, а О

О, но О

О, да (= но) О

О, однако (же) = но О

О, зато(= но) О

О или (иль) О

О либо О



Повторяющиеся

и О, и О, и О…

О, и О, и О

ни О, ни О



или О, или О

либо О, либо О

то О, то О, то О

не то О, не то О

то ли О, то ли О

Двойные

не только О, но и О

как О, так и О

(перед второй частью союза)



У: Вернёмся к первой задаче. Насколько она вами реализована, поставьте на карте в пустом квадрате знак +!?

(3 мин)

5.2. Изучение новых знаний и способов деятельности

Формулировка правила.

У: Вторая остановка «Водопад схем». Начертите карандашом схемы – знаки препинания расставлены!

  1. Вышли мы на поляну да так и ахнули… [О да О]. ДА=И

  2. Наши чувства не изменились, зато стали острее. [О, зато О]. ЗАТО = НО

  3. Ещё подождать или пойти навстречу? [О или О].

  4. Люди в палатке, и под деревьями, и даже у воды страдали от духоты. [О, и О, и О]

  5. По вечерам то здесь, то там дрожат на горизонте зарева. [то О, то О].

  6. Восхищение к вечеру не только не улеглось, но и возросло. [не только О, но и О]

  7. И день и ночь я думал о предстоящем путешествии.

Шаблон ответа: «Между ОЧП, соединёнными … союзами запятая …»

Запятую нужно ставить!

  1. Перед противительными союзами между однородными членами.

  2. Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами.

  3. Перед второй частью двойного союза.


По ходу ответов выставляется в таблицу сигнальная запятая в те клетки, где она нужна, как на слайде.

У: А вас не удивило седьмое предложение? Почему в нём не стоят знаки?... Как называются такие сочетания, как и день и ночь, ни встать ни сесть, ни то ни сё? (Фразеологизмы). Рассудите логически, нужна ли запятая во фразеологическом обороте? (Нет: это не делимое сочетание)

У: Запишите правило в памятку

NB! Во фразеологических оборотах запятая не нужна!

У: Ещё одна задача реализована. На карте отразите знаком, насколько успешно +!?

(8 мин)

6. Физкультминутка. Фитнес-площадка.

У: Мы уже дошли до фитнес-площадки.

Это любимая разминка ОЧП! Поэтому нужно выполнить всё, что они попросят.

Мы сейчас все дружно станем
Разминаться на привале… 
Вправо, влево повернись! 
Наклонись и поклонись! 
Пальцы сжать, потом разжать, 
Руки вверх и помахать. 
Наклонитесь вправо, влево…
И возьмёмся вновь за дело. 

(1 мин)

7. Возврат к этапу актуализации.

У: И вот мы подошли к «Поляне познания»

У: Устраним затруднения, возникшие в начале урока. (Тот же у доски)

В дорогу мы с собой берём компас, и палатку, и тёплые вещи. [О, и О, и О].

Ни с того ни с сего хлынул дождь.(Фразеологизм)

Взяли в дорогу как компас, так и карту. [как О, так и О].

Маленькая закрытая доска


(2 мин)

8. Первичная отработка с проверкой по образцу.

Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Начертите схемы.

(По одному у доски каждую схему)

  1. Нам нужно вставать ни свет ни заря.

  2. Ни звука ни шороха не раздавалось в лесу.

  3. Вдалеке послышался то ли шум водопада то ли долгий раскат грома.

  4. Несутся клубы не то тумана не то мелких брызг.

  5. Я сильно устал зато получил массу впечатлений.

  6. Теперь я не только слышал об этой красоте но и видел её своими глазами.

У: Проверьте себя: (на слайде схем нет – они только на доске, по мере проверки делаются исправления) Схемы загораются поочерёдно.

  1. Нам нужно вставать ни свет ни заря. Фразеологический оборот запятая не нужна.

  2. Ни звука, ни шороха не раздавалось в лесу. [ни О, ни О]

  3. Вдалеке послышался то ли шум водопада, то ли долгий раскат грома. [то ли О, то ли О]

  4. Несутся клубы не то тумана, не то мелких брызг. [не то О, не то О]

  5. Я сильно устал, зато получил массу впечатлений. [О, зато О]

  6. Теперь я не только слышал об этой красоте, но и видел её своими глазами. [не только О, но и О]

У: У кого в этом задании не было ошибок, поднимите руки…

Поставьте – «5»

1 ошибка – «4»

2-3 ошибки – «3»

У: На карте отразите знаком, насколько успешно вы справились с заданием (+!?) и поставьте отметку.

  1. мин)

9. Применение изученного в работе по исправлению грамматических ошибок

У: Мы подошли к «Фонтану ошибок». Исправьте их в карточке. И прокомментируйте свои результаты. (4 мин)

10.Применение изученного в работе по развитию речи. У: Мы с вами подошли к месту, откуда открывается очень красивый вид. Согласитесь?

Придумайте предложение с ОЧ с сочинительными союзами, отражающие ваши впечатления. Опишите образы пейзажа, цвета, чувства, которые он вызывает…

Подсказки:

  • Пряталось за горизонтом, освещало лучами;

  • оранжевые, голубые, фиолетовые, лиловые краски;

  • наступала, укутывала тьмой.

  1. Солнце уже пряталось за горизонтом, но ещё освещало своими лучами землю.

  2. Заря смешала и оранжевые, и голубые, и фиолетовые, и лиловые краски.

  3. Постепенно наступала ночь и укутывала тьмой землю.

У: На карте отразите знаком, насколько успешно вы справились с заданием (+!?)

(7 мин)

11. Включение в систему знаний и повторение (слайд). Рефлексия

У: Наше путешествие по парку подходит к концу. Фиксируем впечатления.

У: На какие группы делятся сочинительные союзы?

У: Когда ставится запятая в предложениях с ОЧ?

У: Посмотрите на карту – давайте подведём итоги нашего путешествия. У кого на карте стоят одни плюсы, поднимите руки? Молодцы, значит, вы уже усвоили тему и можете объяснить материал другим.

У: У кого есть восклицательные знаки, значит, вам необходимо вернуться к этим заданиям и повторить теорию.

У: У кого остались вопросы? Именно с ними мы и будем работать на следующем уроке.

У: Какую цель мы поставили в начале урока?

У: Вы достигли поставленной цели?

У: Справились ли мы с поставленными задачами?

У: Осталось закрепить. В этом нам поможет домашнее задание

(3 мин)


12. Домашнее задание.

Выучить правило и схемы на памятке. На выбор: выполнить упр. 252 или написать сочинение «Моё любимое место на земле».

У: Итак, цель путешествия достигнута. Памятка готова. Вклейте её в справочник. Спасибо за работу. Давайте себе похлопаем. Мы молодцы!

(2 мин)


7


Просмотр содержимого документа
«4. Карта»

Ребята, работая с картой, продвигаясь по маршруту, в кружках не забывайте расставлять знаки самооценки

Знаки для самооценки

Я понял, могу объяснить…

Мне необходимо вернуться к этому заданию, повторить теорию.

У меня остались вопросы…



Просмотр содержимого документа
«5. ПАМЯТКА. Практика»

Памятка

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРУППЫ СОЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ

Смысл


Состав

Соединительные союзы

Противительные

союзы

Разделительные

союзы

________________

О и О

О да (=и) О

О, а О

О, но О

О, да (= но) О

О, однако (же ) (= но) О

О, зато (= но) О

О или (иль) О

О либо О



________________

и О, и О

О, и О, и О

ни О, ни О



или О, или О

либо О, либо О

то О, то О

не то О, не то О

то ли О, то ли О

________________

не только О, но и О

как О, так и О



NB! Во фразеологических оборотах запятая ________________________!


Клише для правила:

Между однородными членами, связанными …

союзами запятая …


ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ОЧП

Начертите схемы к предложениям:

  1. Вышли мы на поляну да так и ахнули…_______________________

  2. Наши чувства не изменились, зато стали острее. ________________________

  3. Ещё подождать или пойти навстречу? ________________________________

  4. Люди в палатке, и под деревьями, и даже у воды страдали от духоты. __________________________________________

  5. По вечерам то здесь, то там дрожат на горизонте зарева. ___________________

  6. Восхищение к вечеру не только не улеглось, но и возросло. _________________________

  7. И день и ночь я думал о предстоящем путешествии. ___________________________

Практикум



  1. Расставьте, где необходимо, знаки препинания.

Начертите схемы.

  1. Нам нужно вставать ни свет ни заря. _________________________

  2. Ни звука ни шороха не раздавалось в лесу. ________________________

  3. Вдалеке послышался то ли шум водопада то ли долгий раскат грома.
    ________________________________

  4. Несутся клубы не то тумана не то мелких брызг. ____________________________________

  5. Я сильно устал зато получил массу впечатлений. ___________________________________________

  6. Теперь я не только слышал об этой красоте но и видел её своими глазами. ______________________________________



  1. Исправьте ошибки

  1. Этот великолепный пейзаж не только не удивил меня, а взволновал душу.

  2. Озеро обступили старые липы, поэтому на нём безветренно, но и сумрачно.

  3. Я узнавал названия, и свойства трав, и заносил всё это в свои записи.



3. Подсказки для описания фотографии:

  • Пряталось за горизонтом, освещало лучами;

  • оранжевые, голубые, фиолетовые, лиловые краски;

  • наступала, укутывала тьмой;

  • безначально, бесконечно, невообразимо, потрясающе.



Просмотр содержимого презентации
«3. ОЧП»

Презентацию разработала учитель русского языка МБОУ «СОШ №10» г. Инты Республики Коми Коршунова Мария Винцентовна

Презентацию разработала

учитель русского языка МБОУ «СОШ №10» г. Инты Республики Коми

Коршунова Мария Винцентовна

Однородные члены предложения Исключите ошибочные утверждения: 1. Отвечают на один и тот же вопрос. 2. Произносятся с интонацией перечисления. 3. Однородные члены всегда выражаются одной частью речи. 4. Относятся к одному и тому же слову. 5. Выполняют одинаковую синтаксическую функцию. 6. Неравноправны (соединены подчинительной связью). 7. Равноправны (соединены сочинительной связью).

Однородные члены предложения

Исключите ошибочные утверждения:

1. Отвечают на один и тот же вопрос.

2. Произносятся с интонацией перечисления.

3. Однородные члены всегда выражаются одной частью речи.

4. Относятся к одному и тому же слову.

5. Выполняют одинаковую синтаксическую функцию.

6. Неравноправны (соединены подчинительной связью).

7. Равноправны (соединены сочинительной связью).

Спишите, расставьте знаки препинания

Спишите, расставьте знаки препинания

  • В дорогу мы с собой берём компас и палатку и тёплые вещи.
  • Ни с того ни с сего хлынул дождь.
  • Взяли в дорогу как компас так и карту.
Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них Цель: углубить …  Задачи:

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них

Цель: углубить …

Задачи:

  • вспомним группы (чего?)…
  • сформулируем (что?)…
  • отработаем навык (какой?)…
Фитнес площадка Поляна познания Водопад схем Фонтан ошибок Аллея впечатлений Беседка воспоминаний Чудесное место

Фитнес площадка

Поляна познания

Водопад схем

Фонтан ошибок

Аллея впечатлений

Беседка воспоминаний

Чудесное место

Группы сочинительных союзов Смысл  Состав О и О  О да (=и) О и О, и О  О , а О О , и О , и О О , но О О или (иль) О не только О , но и О О либо О как О , так и О ни О, ни О или, О или О О , да (= но) О  либо О , либо О  О , однако(же) (= но) О то О , то О О , зато (=но) О не то О , не то О то ли О , то ли О Соединительные Разделительные союзы союзы Противительные союзы Одиноч-ные Повторя-ющиеся Двойные

Группы сочинительных союзов

Смысл

Состав

О и О

О да (=и) О

и О, и О

О , а О

О , и О , и О

О , но О

О или (иль) О

не только О , но и О

О либо О

как О , так и О

ни О, ни О

или, О или О

О , да (= но) О

либо О , либо О

О , однако(же) (= но) О

то О , то О

О , зато (=но) О

не то О , не то О

то ли О , то ли О

Соединительные

Разделительные союзы

союзы

Противительные

союзы

Одиноч-ные

Повторя-ющиеся

Двойные

Фитнес площадка Поляна познания Водопад схем Фонтан ошибок Аллея впечатлений Беседка воспоминаний Чудесное место

Фитнес площадка

Поляна познания

Водопад схем

Фонтан ошибок

Аллея впечатлений

Беседка воспоминаний

Чудесное место

Группы сочинительных союзов Смысл  Состав О и О  и О, и О О да (=и) О О , а О  О , и О , и О не только О , но и О О или (иль) О О , но О как О , так и О ни О, ни О О или… О , или О О , да (= но) О  О либо О либо О , либо О  О , однако(же) (= но) О то О , то О О , зато (=но) О не то О , не то О то ли О , то ли О Соединительные Разделительные союзы союзы Противительные союзы Одиноч-ные Повторя-ющиеся Двойные 1. Вышли мы на поляну да так и ахнули.

Группы сочинительных союзов

Смысл

Состав

О и О

и О, и О

О да (=и) О

О , а О

О , и О , и О

не только О , но и О

О или (иль) О

О , но О

как О , так и О

ни О, ни О

О или… О , или О

О , да (= но) О

О либо О

либо О , либо О

О , однако(же) (= но) О

то О , то О

О , зато (=но) О

не то О , не то О

то ли О , то ли О

Соединительные

Разделительные союзы

союзы

Противительные

союзы

Одиноч-ные

Повторя-ющиеся

Двойные

1. Вышли мы на поляну да так и ахнули.

Группы сочинительных союзов Смысл  Состав О и О  и О, и О О да (=и) О О , а О  О , и О , и О не только О , но и О О или (иль) О О , но О как О , так и О ни О, ни О или, О или О О , да (= но) О  О либо О либо О , либо О  О , однако(же) (= но) О то О , то О О , зато (=но) О не то О , не то О то ли О , то ли О Соединительные Разделительные союзы союзы Противительные союзы Одиноч-ные Повторя-ющиеся Двойные 2. Наши чувства не изменились, зато стали острее.

Группы сочинительных союзов

Смысл

Состав

О и О

и О, и О

О да (=и) О

О , а О

О , и О , и О

не только О , но и О

О или (иль) О

О , но О

как О , так и О

ни О, ни О

или, О или О

О , да (= но) О

О либо О

либо О , либо О

О , однако(же) (= но) О

то О , то О

О , зато (=но) О

не то О , не то О

то ли О , то ли О

Соединительные

Разделительные союзы

союзы

Противительные

союзы

Одиноч-ные

Повторя-ющиеся

Двойные

2. Наши чувства не изменились, зато стали острее.

Группы сочинительных союзов Смысл  Состав О и О  О да (=и) О  О , а О и О, и О О или (иль) О О , и О , и О О , но О не только О , но и О О либо О или, О или О О , да (= но) О  как О , так и О ни О, ни О либо О , либо О  О , однако(же) (= но) О О , зато (=но) О то О , то О не то О , не то О то ли О , то ли О Разделительные союзы Соединительные союзы Противительные союзы Одиноч-ные Повторя-ющиеся Двойные 3. Еще подождать или пойти навстречу?

Группы сочинительных союзов

Смысл

Состав

О и О

О да (=и) О

О , а О

и О, и О

О или (иль) О

О , и О , и О

О , но О

не только О , но и О

О либо О

или, О или О

О , да (= но) О

как О , так и О

ни О, ни О

либо О , либо О

О , однако(же) (= но) О

О , зато (=но) О

то О , то О

не то О , не то О

то ли О , то ли О

Разделительные союзы

Соединительные

союзы

Противительные

союзы

Одиноч-ные

Повторя-ющиеся

Двойные

3. Еще подождать или пойти навстречу?

Группы сочинительных союзов Смысл  Состав О и О  О да (=и) О  О , а О и О, и О О или (иль) О О , и О , и О О , но О не только О , но и О О либо О или, О или О О , да (= но) О  как О , так и О ни О, ни О либо О , либо О  О , однако(же) (= но) О О , зато (=но) О то О , то О не то О , не то О то ли О , то ли О Разделительные союзы Соединительные союзы Противительные союзы Одиноч-ные Повторя-ющиеся Двойные 4. Люди в палатке, и под деревьями, и даже у воды страдали от духоты.

Группы сочинительных союзов

Смысл

Состав

О и О

О да (=и) О

О , а О

и О, и О

О или (иль) О

О , и О , и О

О , но О

не только О , но и О

О либо О

или, О или О

О , да (= но) О

как О , так и О

ни О, ни О

либо О , либо О

О , однако(же) (= но) О

О , зато (=но) О

то О , то О

не то О , не то О

то ли О , то ли О

Разделительные союзы

Соединительные

союзы

Противительные

союзы

Одиноч-ные

Повторя-ющиеся

Двойные

4. Люди в палатке, и под деревьями, и даже у воды страдали от духоты.

Группы сочинительных союзов Смысл  Состав О и О  О да (=и) О  О , а О и О, и О О или (иль) О О , и О , и О О , но О не только О , но и О О либо О или, О или О О , да (= но) О  как О , так и О ни О, ни О либо О , либо О  О , однако(же) (= но) О О , зато (=но) О то О , то О не то О , не то О то ли О , то ли О Разделительные союзы Соединительные союзы Противительные союзы Одиноч-ные Повторя-ющиеся Двойные 5. По вечерам то здесь, то там дрожат на горизонте зарева.

Группы сочинительных союзов

Смысл

Состав

О и О

О да (=и) О

О , а О

и О, и О

О или (иль) О

О , и О , и О

О , но О

не только О , но и О

О либо О

или, О или О

О , да (= но) О

как О , так и О

ни О, ни О

либо О , либо О

О , однако(же) (= но) О

О , зато (=но) О

то О , то О

не то О , не то О

то ли О , то ли О

Разделительные союзы

Соединительные

союзы

Противительные

союзы

Одиноч-ные

Повторя-ющиеся

Двойные

5. По вечерам то здесь, то там дрожат на горизонте зарева.

Группы сочинительных союзов Смысл  Состав О и О  О да (=и) О  О , а О и О, и О О или (иль) О О , и О , и О не только О , но и О О , но О О либо О О или… О , или О О , да (= но) О  как О , так и О ни О, ни О либо О , либо О  О , однако(же) (= но) О О , зато (=но) О то О , то О не то О , не то О то ли О , то ли О Разделительные союзы Соединительные союзы Противительные союзы Одиноч-ные Повторя-ющиеся Двойные 6. Восхищение к вечеру не только не улеглось, но и возросло.

Группы сочинительных союзов

Смысл

Состав

О и О

О да (=и) О

О , а О

и О, и О

О или (иль) О

О , и О , и О

не только О , но и О

О , но О

О либо О

О или… О , или О

О , да (= но) О

как О , так и О

ни О, ни О

либо О , либо О

О , однако(же) (= но) О

О , зато (=но) О

то О , то О

не то О , не то О

то ли О , то ли О

Разделительные союзы

Соединительные

союзы

Противительные

союзы

Одиноч-ные

Повторя-ющиеся

Двойные

6. Восхищение к вечеру не только не улеглось, но и возросло.

Группы сочинительных союзов Смысл  Состав О и О  О да (=и) О  О , а О и О, и О О или (иль) О О , и О , и О не только О , но и О О , но О О либо О или, О или О О , да (= но) О  как О , так и О ни О, ни О либо О , либо О  О , однако(же) (= но) О О , зато (=но) О то О , то О не то О , не то О то ли О , то ли О Разделительные союзы Соединительные союзы Противительные союзы Одиноч-ные Повторя-ющиеся Двойные 7. И день и ночь я думал о предстоящем путешествии.

Группы сочинительных союзов

Смысл

Состав

О и О

О да (=и) О

О , а О

и О, и О

О или (иль) О

О , и О , и О

не только О , но и О

О , но О

О либо О

или, О или О

О , да (= но) О

как О , так и О

ни О, ни О

либо О , либо О

О , однако(же) (= но) О

О , зато (=но) О

то О , то О

не то О , не то О

то ли О , то ли О

Разделительные союзы

Соединительные

союзы

Противительные

союзы

Одиноч-ные

Повторя-ющиеся

Двойные

7. И день и ночь я думал о предстоящем путешествии.

7. И день и ночь я думал о предстоящем путешествии. и день и ночь ни встать ни сесть ни то ни сё … NB! Во фразеологических оборотах запятая не ставится!

7. И день и ночь я думал о предстоящем путешествии.

  • и день и ночь
  • ни встать ни сесть
  • ни то ни сё

NB!

Во фразеологических оборотах запятая

не ставится!

Фитнес площадка Поляна познания Водопад схем Фонтан ошибок Аллея впечатлений Беседка воспоминаний Чудесное место

Фитнес площадка

Поляна познания

Водопад схем

Фонтан ошибок

Аллея впечатлений

Беседка воспоминаний

Чудесное место

Мы сейчас все дружно станем   Разминаться на привале…   Вправо, влево повернись!   Наклонись и поклонись!   Пальцы сжать, потом разжать,   Руки вверх и помахать.   Повернитесь вправо, влево   И возьмёмся вновь за дело. 

Мы сейчас все дружно станем  Разминаться на привале…  Вправо, влево повернись!  Наклонись и поклонись!  Пальцы сжать, потом разжать,  Руки вверх и помахать.  Повернитесь вправо, влево  И возьмёмся вновь за дело. 

Фитнес площадка Поляна познания Водопад схем Фонтан ошибок Аллея впечатлений Беседка воспоминаний Чудесное место

Фитнес площадка

Поляна познания

Водопад схем

Фонтан ошибок

Аллея впечатлений

Беседка воспоминаний

Чудесное место

Проверьте правильность расставленных вами знаков, прокомментируйте свой ответ

Проверьте правильность расставленных вами знаков, прокомментируйте свой ответ

  • В дорогу мы с собой берём компас и палатку и тёплые вещи.
  • Ни с того ни с сего хлынул дождь.
  • Взяли в дорогу как компас так и карту.
Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Начертите схемы. Нам нужно вставать ни свет ни заря. Ни звука ни шороха не раздавалось в лесу. Вдалеке послышался то ли шум водопада то ли долгий раскат грома. Несутся клубы не то тумана не то мелких брызг. Я сильно устал зато получил массу впечатлений. Теперь я не только слышал об этой красоте но и видел её своими глазами. Фр. оборот , [ни О, ни О] , [то ли О, то ли О] , [не то О, не то О] , [О, зато О] , [не только О, но и О]

Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Начертите схемы.

  • Нам нужно вставать ни свет ни заря.
  • Ни звука ни шороха не раздавалось в лесу.
  • Вдалеке послышался то ли шум водопада то ли долгий раскат грома.
  • Несутся клубы не то тумана не то мелких брызг.
  • Я сильно устал зато получил массу впечатлений.
  • Теперь я не только слышал об этой красоте но и видел её своими глазами.

Фр. оборот

,

[ни О, ни О]

,

[то ли О, то ли О]

,

[не то О, не то О]

,

[О, зато О]

,

[не только О, но и О]

Фитнес площадка Поляна познания Водопад схем Фонтан ошибок Аллея впечатлений Беседка воспоминаний Чудесное место

Фитнес площадка

Поляна познания

Водопад схем

Фонтан ошибок

Аллея впечатлений

Беседка воспоминаний

Чудесное место

Фонтан ошибок Этот великолепный пейзаж не только не удивил меня, а взволновал душу. Озеро обступили старые липы, поэтому на нём безветренно, но и сумрачно. Я узнавал названия, и свойства трав, и заносил всё это в свои записи.   но и

Фонтан ошибок

  • Этот великолепный пейзаж не только не удивил меня, а взволновал душу.
  • Озеро обступили старые липы, поэтому на нём безветренно, но и сумрачно.
  • Я узнавал названия, и свойства трав, и заносил всё это в свои записи.

 

но и

Фитнес площадка Поляна познания Водопад схем Фонтан ошибок Аллея впечатлений Беседка воспоминаний Чудесное место

Фитнес площадка

Поляна познания

Водопад схем

Фонтан ошибок

Аллея впечатлений

Беседка воспоминаний

Чудесное место

Фитнес площадка Поляна познания Водопад схем Фонтан ошибок Аллея впечатлений Беседка воспоминаний Чудесное место

Фитнес площадка

Поляна познания

Водопад схем

Фонтан ошибок

Аллея впечатлений

Беседка воспоминаний

Чудесное место

Домашнее задание Выучить теорию на памятке. На выбор: Упр. 259. Миниатюра «Место моей мечты» с ОЧП. Упр. 259. Миниатюра «Место моей мечты» с ОЧП.

Домашнее задание

  • Выучить теорию на памятке.
  • На выбор:
  • Упр. 259. Миниатюра «Место моей мечты» с ОЧП.
  • Упр. 259.
  • Миниатюра «Место моей мечты» с ОЧП.

Фитнес площадка Поляна познания Водопад схем Фонтан ошибок Аллея впечатлений Беседка воспоминаний Чудесное место

Фитнес площадка

Поляна познания

Водопад схем

Фонтан ошибок

Аллея впечатлений

Беседка воспоминаний

Чудесное место


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!