УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС
«ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я» (5 КЛАСС)
Предметные цели урока:
Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.
Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
Метапредметные цели урока:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Оборудование: учебник, обобщающие таблицы, проектор
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.
Ход урока:
Оргмомент. Самоопределение к деятельности. Учитель:
– Здравствуйте! Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня урок наш пройдёт в игровой форме. Мы побываем в гостях у звуков речи и обязательно совершим открытие, разгадаем тайну, которую скрывают от нас гласные буквы.
В гости ходят с подарками? Что же нам подарить? Конечно, наши знания. Готовы к испытаниям? И вот первое задание.
Актуализация знаний. Блиц-опрос. Какой раздел сейчас изучаем? Что такое фонетика?
Из чего состоят слова, которые мы слышим?
Звуки делятся на …
Гласные бывают …
На какие звуки делятся согласные?
Из чего состоят слова, которые мы пишем?
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных звуков в русском языке?
Лингвистическая разминка
Отгадайте загадки:
-Что говорит мама, когда тебя кормит? (ЕШЬ)
-Словно ёлка
Весь в иголках! (ЁЖ)
-Куда птицы улетают осенью? (НА ЮГ)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего (ЯЗЫК)
А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6? (а э о у ы я е ё ю и), [а], [э], [о], [у], [ы], [и], С какой буквы начинаются слова, которые вы записали?
Формулирование проблемы.
Учитель: - На какой вопрос вы не смогли ответить? Почему?
(Ученики фиксируют возникшее затруднение (буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука). Причина - не знают позиции, в которых эти буквы обозначают два звука)
Формулирование темы урока, постановка задач урока. Учитель: - Какой вопрос возникает?
Какова будет тема нашего урока?
Чему мы сегодня должны научиться?
Ученики: - Формулируют вопросы:
-В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука?
Делают вывод: тема урока…(коллективное формулирование темы урока). Двойная роль букв е, ё, ю, я. (Окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях).
Задача: узнать, в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука.
Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: работа по группам. Каждая группа анализирует слова по столбикам, выполняет транскрипцию, делает вывод, сверяется со слайдом.
Сделаем вывод.
Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласной, то они обозначают один звук [э, о, у, а] и смягчают предыдущий согласный.
Итак, первая роль букв е, ё, ю, я – это смягчение согласной.
Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях.
Из полученных наблюдений сделайте вывод.
(Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после букв ъ и ь и перед гласными обозначают два звука)
– Какую же двойную роль выполняют буквы е ё ю я?
Если буквы е, ё, ю, я стоят между согласными, они обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного.
Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, после ъ и ь, после гласной, они обозначают два звука.
Физкультминутка
Ученики формулируют правило, сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике.
Учитель: - Совпадают ли ваши выводы с выводами учебника?
Ученики: - Да.
Учитель: - Хорошо. Давайте вместе составим алгоритм двойной роли букв е, ё, ю, я. (коллективное формулирование правила - алгоритма.
Таблица-схема №1
Таблица-схема №2
Первичное закрепление во внешней речи.
Игра «1 или 2» (устно отрабатывают) Формулируют все «за» и «против», проговаривают правило вслух.
Решение задачи по алгоритму.
Упражнение № 311 (1 строка) Ученики работают по алгоритму. Фронтально проговаривают изученный материал, определяют количество букв и звуков в словах, обдумывают то, что делают, как делают, выясняют, всё ли понятно.
Учитель: - Молодцы. Выполнили правильно. Теперь вы знаете, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, можете свои знания применить на практике.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (работа в группах) Учитель: Самостоятельная работа. (Проверка по слайду)
Задание: В левый столбик выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, в правый – слова, в которых эти буквы обозначают два звука.
Белый, вьюн, мера, ёрш, вялый, въезд, мёд, ель, мять, поют.
Включение в систему знаний и повторение.
Расположить слова в алфавитном порядке (Взаимопроверка) Буря, буран, мороз, вьюга, метель, поземка*.
- Указать, что общего в записанных словах. (Это имена существительные. Они подобраны по теме "Зима").
Тест. (Выбрать правильный вариант ответа.
Рефлексия.
- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).
Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).
-Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).
Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
Домашнее задание:
Упр.312, стр.143.
Упр.313, стр.143.
Правило на стр.142-всем!
Тест
1. Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.
а) якорь; б) светлая; в) мята
Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) съёмка; б) тёрка; в) приём
В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) пень; б) кружка; в) вьют
Сколько звуков в слове объявить?
а) 7 б) 8 в) 9
В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) кроить; б) моет; в) веять
В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) вперёд; в) армия
Правильные ответы |
I вариант | II вариант |
1. б) ёжик | 1. в) мята |
2. б) если | 2. в) приём |
3. б) скользкий | 3. а) пень |
4. б) 9 | 4. а) 7 |
5. б) фиолетовый | 5. а) кроить |
6. б) каёмка | 6. в) армия |
"5" - 6 баллов. "4" - 4 - 5 баллов. "3" - 3 балла. |

Карта успеха
Учащегося 5 «е» класса
Тема урока: ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ , , , .
Цель урока: Научиться позиции, в которых буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают или звука.
ЗАДАНИЕ 1. РАБОТА В ГРУППЕ. ВЫПОЛНИТЕ
ТРАНСКРИПЦИЮ СЛОВ.(После ответа группы оцените свою работу)
1 ГРУППА | 2 ГРУППА | 3 ГРУППА | 4 ГРУППА |
мел | ель | съел | боец |
мёд | ёлка | съёмка | поёт |
люк | юла | вьюга | каюта |
ряд | яма | объят | рояль |
КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ (от 0-4) | |
ЗАДАНИЕ 2. СОСТАВИТЬ АЛГОРИТМ-СХЕМУ. (Оценить свою
работу в группе)
Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.
1 ЗВУК 2 ЗВУКА
ЗАДАНИЕ 3.
А)ИГРА «1 ИЛИ 2 ?» (С помощью карточек)
СЛОВА: лес, Юля, люк, каюта, день, съёмка, ярко, подъезд, пёс, якорь,
любовь, заехать, ем, объявления, яд, юмор, нёс.
Б)ВЫПОЛНЕНИЕ УПР. 311, СТР.142 (1 строчку по цепочке, у доски)
ЗАДАНИЕ 4. Самостоятельная работа. (Проверка по слайду) Задание: В левый столбик выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, в правый – слова, в которых эти буквы обозначают два звука.
Белый, вьюн, мера, ёрш, вялый, въезд, мёд, ель, мять, поют.
1звук 2звука
ЗАДАНИЕ 5. (Проверка по слайду)
1 Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.
а) якорь; б) светлая; в) мята
Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) съёмка; б) тёрка; в) приём
В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) пень; б) кружка; в) вьют
Сколько звуков в слове объявить?
а) 7 б) 8 в) 9
В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) кроить; б) моет; в) веять
В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) вперёд; в) армия
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: 13-16- оценка «5»
(ОБВЕДИ) 8-12- оценка «4»
5-7 – оценка «3
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ СВОЕЙ ГРУППЫ: .
Заштрихуй рисунок, который соответствует твоему настроению!
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!!!
Весёлое Спокойное Грустное
Тест
1 Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.
а) якорь; б) светлая; в) мята
Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) съёмка; б) тёрка; в) приём
В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) пень; б) кружка; в) вьют
Сколько звуков в слове объявить?
а) 7 б) 8 в) 9
В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) кроить; б) моет; в) веять
В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) вперёд; в) армия
Тест
1 Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.
а) якорь; б) светлая; в) мята
Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) съёмка; б) тёрка; в) приём
В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) пень; б) кружка; в) вьют
Сколько звуков в слове объявить?
а) 7 б) 8 в) 9
В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) кроить; б) моет; в) веять
В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) вперёд; в) армия
Тест
1 Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.
а) якорь; б) светлая; в) мята
Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) съёмка; б) тёрка; в) приём
В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) пень; б) кружка; в) вьют
Сколько звуков в слове объявить?
а) 7 б) 8 в) 9
В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) кроить; б) моет; в) веять
В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) вперёд; в) армия
Тест
1 Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.
а) якорь; б) светлая; в) мята
Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) съёмка; б) тёрка; в) приём
В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) пень; б) кружка; в) вьют
Сколько звуков в слове объявить?
а) 7 б) 8 в) 9
В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) кроить; б) моет; в) веять
В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) вперёд; в) армия
Тест
1 Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.
а) якорь; б) светлая; в) мята
Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) съёмка; б) тёрка; в) приём
В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) пень; б) кружка; в) вьют
Сколько звуков в слове объявить?
а) 7 б) 8 в) 9
В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) кроить; б) моет; в) веять
В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) вперёд; в) армия
Тест
1 Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.
а) якорь; б) светлая; в) мята
Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) съёмка; б) тёрка; в) приём
В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) пень; б) кружка; в) вьют
Сколько звуков в слове объявить?
а) 7 б) 8 в) 9
В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) кроить; б) моет; в) веять
В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) вперёд; в) армия
Правильные ответы |
I вариант | II вариант |
1. б) ёжик | 1. в) мята |
2. б) если | 2. в) приём |
3. б) скользкий | 3. а) пень |
4. б) 9 | 4. а) 7 |
5. б) фиолетовый | 5. а) кроить |
6. б) каёмка | 6. в) армия |
"5" - 6 баллов. "4" - 4 - 5 баллов. "3" - 3 балла. |