Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация к деятельности |
Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! - Садитесь! | Слушают учителя. Садятся за свои места. |
Актуализация необходимых знаний |
- Откройте тетради. Я тетрадь свою открою… - Запишите число. - А сейчас запишите только гласные буквы: Б, г, е, ж, к, м, ё, н, р, с, ю, в, д, з, я. - Какие буквы вы записали? - Пропишите их до конца строки. - Чем особенны эти буквы? | - Открывают тетрадь. - Проговаривают слова. - 18 мая. - е ё ю я. - е, ё, ю, я. - Ответы детей. |
Организация познавательной деятельности |
Самоопределение к деятельности |
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Как колючий колобок В этом домике зверёк Его в руки не возьмёшь Потому что это — …. Листик на ладонь похож, Осенью красив, пригож... Каждый в дерево влюблён, Потому что это ... Я росту, чтоб в Новый год, Плыл весёлый хоровод, Зелена я и свежа И похожа на ежа, И в жару или метель, Называют меня … Зверь уснул, укрывшись гривой. Хвостик с кисточкой игривой Я бы тронул, осмелев, Да боюсь, проснётся ... Он в горах живёт, рогат, Громко хрюкает, как хряк, Волосат он да космат, Бык тибетский - это…. По асфальту я скачу, Через двор в траву лечу. От друзей меня не прячь, Поиграй-ка с ними в... - На какие две группы можно разделить слова-отгадки? - В чем же особенность букв е,ё,ю,я? - Сформулируйте тему урока. | Выходят к доске и записывают слова. (Ёж.) (Клён.) (Ель.) (Лев.) (Як.) (Мяч.) Делят слова на группы. - Ответы детей. |
Работа по теме урока |
- Почему слова во втором столбике дают два звука? - Подчеркните эти слова в своих тетрадях. - Какой вывод мы можем сделать, исходя из данного задания? Вывод: Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда стоят в начале слова. - А сейчас выполним следующее задание. - Прочитайте слова на слайде: Ёжик, юла, вьюга, яблоко, ёлка, яма. - Какое слово лишнее? Почему? - Запишите слово вьюга в тетрадь, поставьте тире и запишите звуковое обозначение этого слова/транскрипцию. - Какой вывод мы можем сделать исходя из данного задания? Вывод: Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда стоят после ь знака. | - Стоят в начале слова. Ёж, клён, ель, лев, як, мяч. На доску прикрепляю памятку. Один ученик читает слова. Вьюга. Вьюга - [в’ й’ у г а]. На доску прикрепляю памятку. |
Физминутка |
- А сейчас немного поиграем. Условия игры: если в слове гласные буквы е, ё, ю, я обозначают один звук - хлопайте, а если 2 звука-приседайте. Слова для игры: песня, перьЯ, лес, капель, Яма, подснежник, Ягода, Юла, семьЯ. | Выполняют задания. |
Работа по теме урока |
- А сейчас вам предстоит поработать в парах. - Соотнесите слово и количество букв и звуков в нем. Вставьте пропущенные орфограммы. П..ТУХ | 4б., 5зв. | С..РОКА | 5б., 5зв. | ЗА..Ц | 6б., 6зв. | В..РОНА | 4б., 4зв. | Л..СА | 6б., 6зв. | ПРОВЕРКА. - А сейчас все внимание на слайд. Давайте проверим какие буквы вы вставили. - А теперь проверим, как вы соотнесли слова. - Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок/у кого одна ошибка. - Почему в слове заяц разное количество букв и звуков? - Какой вывод мы можем сделать исходя из данного задания? Вывод: Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда стоят после гласной. | Е, о, я, о, и. Я обозначает два звука. На доску прикрепляю памятку. |
|
Закрепление изученного материала |
- Сейчас проверим, как хорошо вы усвоили эти три случая. - Для вас я приготовила небольшой сюрприз. Найдите его под своим стулом. - Что я приготовила для вас? - Прочитайте свое слово и подумайте, к какому случаю оно подойдет. - А сейчас выйдите первый ряд и прикрепите свое слово, потом второй и третий. - Давайте проверим все ли справились с заданием. - Итак, последнее задание на сегодня. Выберите верные высказывания и запишите букву. Л. Звуки речи — это стук, гром, звон, шум. М. Звуки речи — это гласные и согласные звуки. 2. О. Звук можно услышать и произнести. П. Букву можно услышать и произнести. 3. Л. Гласные звуки бывают ударными и безударными. М. Согласные звуки бывают ударными и безударными. 4. О. Гласный звук образует слог. Р. Согласный звук образует слог. 5. Г. Ударный слог в слове произносится слабее других. Д. Ударный слог в слове произносится сильнее других. 6. Е. Гласных букв больше, чем гласных звуков. Ж. Гласных букв меньше, чем гласных звуков. 7. Ч. Алфавит — это все буквы в беспорядке. Ц. Алфавит — это все буквы по порядку. - Какое слово у вас получилось? Вы сегодня молодцы! | Слова. Коллективная проверка. |
Рефлексия деятельности |
— Продолжите предложения. Сегодня на уроке я узнал... Мне было интересно ... Я встретил трудности ... Мне удалось ... Теперь я знаю ... |