СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме «Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - продолжить работу по совершенствованию знаний детей о гласных звуках; провести наблюдения над смыслоразличительной функцией гласных в слове; обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове; учить созданию рассуждения.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах»»

Тема урока: «Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах».

Цель урока

продолжить работу по совершенствованию знаний детей о гласных звуках; провести наблюдения над смыслоразличительной функцией гласных в слове; обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове; учить созданию рассуждения.

Планируемые результаты (предметные)

Научатся: различать в слове гласные звуки по их признакам; правильно произносить гласные звуки; соотносить количество звуков и букв; анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков;

Получат возможность научиться: объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове.

Личностные результаты

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке, 
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

- Садитесь!

Слушают учителя.





Садятся за свои места.

Актуализация необходимых знаний

- Откройте тетради.

Я тетрадь свою открою…

- Запишите число.

- А сейчас запишите только гласные буквы:

Б, г, е, ж, к, м, ё, н, р, с, ю, в, д, з, я.

- Какие буквы вы записали?

- Пропишите их до конца строки.

- Чем особенны эти буквы?

- Открывают тетрадь.

- Проговаривают слова.

- 18 мая.


- е ё ю я.

- е, ё, ю, я.


- Ответы детей.

Организация познавательной деятельности

Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Как колючий колобок
В этом домике зверёк
Его в руки не возьмёшь
Потому что это — ….

Листик на ладонь похож,

Осенью красив, пригож...

Каждый в дерево влюблён, 

Потому что это ...
Я росту, чтоб в Новый год,
Плыл весёлый хоровод,
Зелена я и свежа
И похожа на ежа,
И в жару или метель,
Называют меня …

Зверь уснул, укрывшись гривой.

Хвостик с кисточкой игривой

Я бы тронул, осмелев,

Да боюсь, проснётся ...

Он в горах живёт, рогат,

Громко хрюкает, как хряк,

Волосат он  да космат,

Бык тибетский -   это….

По асфальту я скачу, 
Через двор в траву лечу. 
От друзей меня не прячь, 
Поиграй-ка с ними в...

- На какие две группы можно разделить слова-отгадки?

- В чем же особенность букв е,ё,ю,я?

- Сформулируйте тему урока.

Выходят к доске и записывают слова.



(Ёж.)




(Клён.)






(Ель.)




(Лев.)




(Як.)




(Мяч.)

Делят слова на группы.

- Ответы детей.

Работа по теме урока

- Почему слова во втором столбике дают два звука?

- Подчеркните эти слова в своих тетрадях.

- Какой вывод мы можем сделать, исходя из данного задания? Вывод: Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда стоят в начале слова.

- А сейчас выполним следующее задание.

- Прочитайте слова на слайде:

Ёжик, юла, вьюга, яблоко, ёлка, яма.

- Какое слово лишнее? Почему?

- Запишите слово вьюга в тетрадь, поставьте тире и запишите звуковое обозначение этого слова/транскрипцию.

- Какой вывод мы можем сделать исходя из данного задания?

Вывод: Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда стоят после ь знака.

- Стоят в начале слова.

Ёж, клён, ель, лев, як, мяч.

На доску прикрепляю памятку.


Один ученик читает слова.


Вьюга.

Вьюга - [в’ й’ у г а].



На доску прикрепляю памятку.

Физминутка

- А сейчас немного поиграем. Условия игры: если в слове гласные буквы е, ё, ю, я обозначают один звук - хлопайте, а если 2 звука-приседайте.

Слова для игры: песня, перьЯ, лес, капель, Яма, подснежник, Ягода, Юла, семьЯ.

Выполняют задания.

Работа по теме урока

- А сейчас вам предстоит поработать в парах.

- Соотнесите слово и количество букв и звуков в нем. Вставьте пропущенные орфограммы.

П..ТУХ

4б., 5зв.

С..РОКА

5б., 5зв.

ЗА..Ц

6б., 6зв.

В..РОНА

4б., 4зв.

Л..СА

6б., 6зв.

ПРОВЕРКА.

- А сейчас все внимание на слайд. Давайте проверим какие буквы вы вставили.

- А теперь проверим, как вы соотнесли слова.

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок/у кого одна ошибка.

- Почему в слове заяц разное количество букв и звуков?

- Какой вывод мы можем сделать исходя из данного задания?

Вывод: Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда стоят после гласной.










Е, о, я, о, и.





Я обозначает два звука.


На доску прикрепляю памятку.


Закрепление изученного материала

- Сейчас проверим, как хорошо вы усвоили эти три случая.

- Для вас я приготовила небольшой сюрприз. Найдите его под своим стулом.

- Что я приготовила для вас?

- Прочитайте свое слово и подумайте, к какому случаю оно подойдет.

- А сейчас выйдите первый ряд и прикрепите свое слово, потом второй и третий.

- Давайте проверим все ли справились с заданием.

- Итак, последнее задание на сегодня. Выберите верные высказывания и запишите букву.

  1. Л. Звуки речи — это стук, гром, звон, шум.

    М. Звуки речи — это гласные и согласные звуки.

2. О. Звук можно услышать и произнести.

    П. Букву можно услышать и произнести.

3. Л. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

    М. Согласные звуки бывают ударными и безударными.

4. О. Гласный звук образует слог.

    Р. Согласный звук образует слог.

5. Г. Ударный слог в слове произносится слабее других.

    Д. Ударный слог в слове произносится сильнее других.

6. Е. Гласных букв больше, чем гласных звуков.

    Ж. Гласных букв меньше, чем гласных звуков.

7. Ч. Алфавит — это все буквы в беспорядке.

    Ц. Алфавит — это все буквы по порядку.

- Какое слово у вас получилось?

Вы сегодня молодцы!




Слова.




Коллективная проверка.

Рефлексия деятельности

— Продолжите предложения.

Сегодня на уроке я узнал...

Мне было интересно ...

Я встретил трудности ...

Мне удалось ...

Теперь я знаю ...