СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Что можно узнать о человеке по его речи?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок начинается с орфографической минутки, повторяется правописание буквосочетаний жи-ши. Учащиеся делают вывод: что можно узнать по речи о человеке. Грамотный человек или нет, вежливый или нет. Повторяют правописание непроизносимых согласных.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Что можно узнать о человеке по его речи?"»

Русский язык УМК «Школа Росси»

Тема.Что можно узнать о человеке по его речи?

Цели: с помощью наглядных примеров показать учащимся, какая речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; обнаруживать и формулировать, учебную проблему; анализировать и делать выводы; оценивать поступки с [точки зрения общепринятых правил «доброго»] «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Сидят на палочке

В красных рубашках,

Брюшко светло.

Камешками набито. (Шиповник.)

Мы живем под землей в темной норке.

Шубка серая, крошечный рост.

Глазки, черные бусинки, зорки,

И веревочкой тоненький хвост. (Мыши.)

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее душистый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отгадай! (Душица.)

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются. (Кувшинка.)

— Чем похожи слова? (В них есть буквосочетание ШИ.)

— Какое буквосочетание пишется по такому же правилу? (ЖИ пиши с буквой И.) \

— Назовите слова, в которых есть сочетание ЖИ. (Ответы детей!

— Запишите два любых слова с этими буквосочетаниями. Подчеркните сочетания ЖИ и ШИ.

III. Самоопределение к деятельности (На доске запись.)

Снежынки весной превращаются в лужы.


— Прочитайте очень странное предложение на доске.

— Какой это вид речи? (Письменная речь.)

— Что можете сказать о предложении? (В нем допущены ошибки в написании сочетаний ЖИ, ЩА.)

— Какие слова записаны неправильно? (Снежинки, превращаются, лужи.)

— Что можете сказать о человеке, который написал это предложение? (Он неграмотный, не знает правил русского языка

— Оказывается, по речи, устной и письменной, можно mhoго узнать о человеке.


Работа по новой теме

1. Работа по учебнику

Упр. 4 (с. 8).

Прочитайте задание и скажите, что вы будете делать. (Про­читаем стихи В. В. Маяковского.)

((стихи читает ученик с хорошим навыком чтения.)

Что можно узнать по речи собеседника? (По речи можно узнать профессию человека.)


2. Словарная работа

- Что обозначает знак, который стоит у слова «здравствуйте»?

(«Запомнить правописание слова».)

- Что обозначает слово «здравствуйте»? (Это слово-приветствие. Когда говорят «здравствуйте», желают здоровья. По-другому можно сказать «будьте здоровы».)


Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Доброго здоровья люди вам.

Каждый день и час желаю — здравствуйте!

Я .тля вас тепло души отдам.

Солнца луч пусть дарит вам здоровье,

Летний дождик силой напоит.

Матушка-Земля пусть хлебом-солью

За труды вас щедро наградит.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Всем родным, знакомым и друзьям.

Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,

Мира, радости и процветанья вам!

Т. Лаврова

Почему в слове выделена буква В? (Она пишется, но не произносится.)

Как можно запомнить эту букву? (Пишется как в слове «здо­ровье», военные говорят «Здравия желаю».)

Запишите слово, подчеркните орфограмму.


V Физкультминутка

Раз — нагнуться, разогнуться.

Два — нагнуться, потянуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять, шесть — тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.


VI Закропление изученного материала

Упр.5 с 8-9

Прочитайте шепотом задание и скажите, что нужно сделать в этом упражнении. (Прочитать выразительно отрывки из сказок.)

(Самостоятельное чтение. Выразительное чтение вслух.)

— Прочитайте вопросы, ответьте на них,

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Какие слова употребляете вы, чтобы ваша речь была вежливой? (Ответы детей.)

— Спишите слова с доски, чаше употребляйте их в письменной и устной речи.

(Запись на доске.)


До свидания, пожалуйста, добрый день, будьте добры, спокойной ночи

— Спишите отрывок из сказки А.С. Пушкина. Пользуйтесь памяткой нас. 132.


VII. Рефлексия

— Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете «вежливые» слова. Я начинаю стихи, а вы заканчиваете.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... («спасибо»).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит... («добрый день»).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы... («спасибо»).

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит при встрече... («здравствуйте»).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим... («прости, пожалуйста»).

И во Франции, и в Дании На прощанье говорят... («до свидания»).


VIII. Подведение итогов урока

— Что можно узнать по речи человека? (Его профессию ,воспитанный он или нет, грамотный или не очень.)

— С какими людьми вам приятнее общаться?

— Какие слова нужно употреблять, чтобы с вами было приятно общаться?


Домашнее задание

Вспомнить слова приветствия и записать их.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!