Дата «19» ноября 2018 г. Класс 7
Предмет русский язык
Тема урока: Деепричастие как особая форма глагола
УУД в соответствии с КТП
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: карточки, учебник
Ход урока
1. Организационный момент. (РНО КР и КД) Тетрадь для конспектов 6 орфограмм причастий: Н и НН, Не, суффиксы прош, суфф наст времени, е-ё после шипящих в суффиксах причастий, окончание причастий. Для отработки орф.диктовка, стр 74.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы урока. Целеполагание.
3. Актуализация знаний. Ещё раз повторив материал о причастии, мы переходим к разговору о еще одной особой форме глагола.
Сравнить два предложения. Что заметили?
Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
Фонарь мигал, тускло освещая улицу. (Добавочное действие к основному)
Освещая – Что сразу можно сказать? От чего образуется? Какие признаки глагола имеет? А еще какие признаки узнали? Какой части речи? от глагола (вид, возвратность,вопрос). ? как? от наречия. Не изменяется и синт.роль.
Образуется с помощью суффиксов Я,А.В, ВШИ,ШИ
На будущее ознакомительно: Не раздельно. Деепричастие (только если не одиночное в конце предложения или фрразеологизм) и деепричастный оборот выделяется запятыми.
4. Дифференцированное ДЗ п22 стр74-75-76 упр 148, *153
!!Термин деепричастие введен Михаилом Смотрицким в 17 веке. Так он назвал появившуюся недавно форму глагола. Считается, что значение термина можно объяснить как «причастность к действию». Компонент дее- в современном русском языке сохранился в словах дееспособность, дееспособный, где он имеет то же значение – способный к действию.
!! Деепричастие – это сравнительно новая форма глагола, отмечаемая с 14-15 веков. Логично полагать, что возникновение деепричастий связано с развитием мышления, с его потребностью вместить два параллельных действия в одну грамматическую схему. Если мы говорим, Я прочитал книгу и отнес ее в библиотеку, то сообщаем о двух разных действиях. Если же скажем Прочитав книгу, я отнес ее в библиотеку, то речь идет уже об одном действии (отнес), а второе (прочитав) выступает как сопутствующее первому, выраженному глаголом. Действия, называемые глаголами, самостоятельны, независимы друг от друга. Мы их можем употреблять в разных предложениях. Я прочитал книгу. Я отнес ее в библиотеку. Деепричастия самостоятельно употреблять нельзя: мысль останется незаконченной.
5.Восприятие и первичное осознание нового материала. Найти деепричастия, объяснить знаки препинания.
Учебник, стр74-75-76 правила в рамках
6. Первичная проверка понимания усвоенного, коррекция. Ответы на вопросы.
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
– В чем необычность стихотворения? (48 деепричастий и один деепричастный оборот) Сколько предложений в тексте? Почему же мы называем это предложение текстом? Какая картина нарисована с помощью деепричастий? Что вы себе представляете?
Это стихотворение называется “Лодорский водопад”, автор английский поэт Роберт Саути. Оно интересно не только по содержанию, но и по форме, написано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды. Образ водопада изменчив: он покорный и бунтующий, спокойный и резвый.
Деепричастия дают разнообразные характеристики действию, характеризуют действия с разных сторон: по цвету, звуку, движению.
7. Первичное закрепление усвоенного.
1. Найти деепричастия.
Встречаясь со взрослыми или заходя в помещение, здоровайся первым. Нельзя перебивать говорящего, потому что глупо отвечать человеку, ещё не зная, что он хотел сказать. Садясь в автобус, мальчик должен пропустить девочку вперёд.
2. Моделирование. Сделать предложения с деепричастиями.
Жаворонки ни на минуту не умолкали, заливались в вышине. Чайки лениво распустили крылья и бродят по отмели. Мы медленно пробирались в темноте, потому что впереди ничего не было видно. Павел вышел из комнаты и никому ничего не сказал. Выскакивают из нор суслики, стоят на задних лапках, чистят передними свои хитрые мордочки, тонко пересвистываются друг с другом.
3. Выборочный диктант. Выписать деепричастия.
Чтобы доехать до Парижа.
Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок. Он на одном написал: “Яд для короля”, на другом – “Яд для королевы”, на третьем – “Яд для первого министра”. Оставив пакетик на видном месте, он стал ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в “злом умысле” и в подтверждение проглотил всё содержимое пакетиков.
8. Рефлексия.
9. Подведение итогов урока.