СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Деепричастие как особая форма глагола".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомства с деепричастием опирается на изученный материал по причастию.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Деепричастие как особая форма глагола".»

Дата «19» ноября 2018 г. Класс 7

Предмет русский язык

Тема урока: Деепричастие как особая форма глагола

УУД в соответствии с КТП

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: карточки, учебник

Ход урока

1. Организационный момент. (РНО КР и КД) Тетрадь для конспектов 6 орфограмм причастий: Н и НН, Не, суффиксы прош, суфф наст времени, е-ё после шипящих в суффиксах причастий, окончание причастий. Для отработки орф.диктовка, стр 74.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы урока. Целеполагание.

3. Актуализация знаний. Ещё раз повторив материал о причастии, мы переходим к разговору о еще одной особой форме глагола.

Сравнить два предложения. Что заметили?

Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

Фонарь мигал, тускло освещая улицу. (Добавочное действие к основному)

Освещая – Что сразу можно сказать? От чего образуется? Какие признаки глагола имеет? А еще какие признаки узнали? Какой части речи? от глагола (вид, возвратность,вопрос). ? как? от наречия. Не изменяется и синт.роль.

Образуется с помощью суффиксов Я,А.В, ВШИ,ШИ

На будущее ознакомительно: Не раздельно. Деепричастие (только если не одиночное в конце предложения или фрразеологизм) и деепричастный оборот выделяется запятыми.

4. Дифференцированное ДЗ п22 стр74-75-76 упр 148, *153

!!Термин деепричастие введен Михаилом Смотрицким в 17 веке. Так он назвал появившуюся недавно форму глагола. Считается, что значение термина можно объяснить как «причастность к действию». Компонент дее- в современном русском языке сохранился в словах дееспособность, дееспособный, где он имеет то же значение – способный к действию.

!! Деепричастие – это сравнительно новая форма глагола, отмечаемая с 14-15 веков. Логично полагать, что возникновение деепричастий связано с развитием мышления, с его потребностью вместить два параллельных действия в одну грамматическую схему. Если мы говорим, Я прочитал книгу и отнес ее в библиотеку, то сообщаем о двух разных действиях. Если же скажем Прочитав книгу, я отнес ее в библиотеку, то речь идет уже об одном действии (отнес), а второе (прочитав) выступает как сопутствующее первому, выраженному глаголом. Действия, называемые глаголами, самостоятельны, независимы друг от друга. Мы их можем употреблять в разных предложениях. Я прочитал книгу. Я отнес ее в библиотеку. Деепричастия самостоятельно употреблять нельзя: мысль останется незаконченной.

5.Восприятие и первичное осознание нового материала. Найти деепричастия, объяснить знаки препинания.

Учебник, стр74-75-76 правила в рамках

6. Первичная проверка понимания усвоенного, коррекция. Ответы на вопросы.

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

– В чем необычность стихотворения? (48 деепричастий и один деепричастный оборот) Сколько предложений в тексте? Почему же мы называем это предложение текстом? Какая картина нарисована с помощью деепричастий? Что вы себе представляете?

Это стихотворение называется “Лодорский водопад”, автор английский поэт Роберт Саути. Оно интересно не только по содержанию, но и по форме, написано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды. Образ водопада изменчив: он покорный и бунтующий, спокойный и резвый.

Деепричастия дают разнообразные характеристики действию, характеризуют действия с разных сторон: по цвету, звуку, движению.

7. Первичное закрепление усвоенного.

1. Найти деепричастия.

Встречаясь со взрослыми или заходя в помещение, здоровайся первым. Нельзя перебивать говорящего, потому что глупо отвечать человеку, ещё не зная, что он хотел сказать. Садясь в автобус, мальчик должен пропустить девочку вперёд.

2. Моделирование. Сделать предложения с деепричастиями.

Жаворонки ни на минуту не умолкали, заливались в вышине. Чайки лениво распустили крылья и бродят по отмели. Мы медленно пробирались в темноте, потому что впереди ничего не было видно. Павел вышел из комнаты и никому ничего не сказал. Выскакивают из нор суслики, стоят на задних лапках, чистят передними свои хитрые мордочки, тонко пересвистываются друг с другом.

3. Выборочный диктант. Выписать деепричастия.

Чтобы доехать до Парижа.

Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок. Он на одном написал: “Яд для короля”, на другом – “Яд для королевы”, на третьем – “Яд для первого министра”. Оставив пакетик на видном месте, он стал ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в “злом умысле” и в подтверждение проглотил всё содержимое пакетиков.

8. Рефлексия.

9. Подведение итогов урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!