Урок по русскому языку в 6 классе по теме: Имя прилагательное» по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Учитель: Конюхова О.А.
Урока русского языка в 6-м классе по теме: "Имя прилагательное» по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" Учитель: Конюхова О.А.
Цель урока: Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:
подготовительный — стадия вызова;
собственно восприятие нового — стадия осмысления;
присвоение информации — стадия рефлексии.
Повторение уже изученного материала о прилагательном, формирование умения самостоятельно строить и применять знания.
Задачи урока:
1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.
2. Развивать умения учащихся
- самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;
- работать в парах, самостоятельно;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.
3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Тип урока: повторение уже изученного, осмысление нового материала.
Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.
Формы работы: индивидуальная работа учащихся на уроке; коллективная работа.
Приемы: “инсерт”; составление кластера, синквейн.
Оборудование: презентация; тетрадь, учебник; таблицы
Ход урока
I. Стадия вызова — целеполагание.
Работа с текстом.
Светит неяркое зимнее солнце. Лес утонул в дремучих сугробах. И вместе со снегом налетели диковинные, изумительные существа. Странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, расселись по пням и сучкам. У белой реки тоскует о братце грустная Алёнушка. А вот вылез из большого сугроба лесной человечек в огромной шапке. Но сделай шаг в сторону, и обернется всё просто снежным покровом. Чудесен и причудлив зимний лес!
Вопросы:
- Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?
- Озаглавьте текст по его теме.
- Какова основная мысль текста? Озаглавьте по основной мысли. Найдите в тексте предложение, в котором заключена его основная мысль.
- Читаю текст без прилагательных.
- Что потерял текст?
- Для чего используются прилагательные?
- Как вы определили, что это прилагательные?
- Сформулируйте самостоятельно тему урока. Запишите дату и тему урока. Сформулируйте цель урока.
- Вспомните все, что вы знали раньше о прилагательных и запишите в первую колонку таблицы “Я знаю…”.(«Знаю – Хочу знать – Узнал»)
- Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой оба согласны, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.
(Одна — две пары зачитывают информацию, учитель записывает ее на доске.)
(На слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах.) Вопросы:
1. На какие вопросы отвечает прилагательное ? (какой ? чей?)
2. Что обозначает прилагательное как часть речи? (признак)
3. Какие морфологические признаки имеет прилагательное? (качественное- относительное- притяжательное; полная- краткая форма, степень сравнения)
- Выпишите 4 словосочетания, наиболее вам понравившиеся. Выполните полный разбор.
4. Как прилагательное изменяется? (по числам, родам и падежам)
-Синтаксический разбор первого и последнего предложения.
5. Каким членом предложения обычно бывает? (определение, сказуемое)
Составление кластера.
Изменяется по родам, числам, падежам
Качественное относительное притяжательное
Краткое, полное
Имя прилагательное
Определение, сказуемое.
Согласуется с существительным в роде, числе, падеже
Обозначает признак предмета
Какой? Какая? Какое? Чей?Чья? Чьё?
II. Смысловая стадия
1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:
“ ! ” — Я это знал.
“ + ” — Новое для меня.
“?” — Вопрос, Вызывает у меня сомнение.
2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы.
3. Учащиеся формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают).
III. Стадия рефлексии (размышления)
После ознакомления с текстом учащиеся должны запомнить ту информацию, которая оказалась актуальной для каждого из них; переосмысление собственных знаний; 2. Выводы , обсуждение таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал» Узнал (а) новое: Знал (а) ранее: Вызывали сомнения и вопросы.
3. Составление синквейна по теме: «Имя прилагательное»
Один из вариантов:
Прилагательное
Выразительное, значимое
Обогащает, уточняет, украшает
Прилагательное обозначает признак предмета
Эпитет
4