СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Как используются синонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Как используются синонимы"»

Урок русского языка по теме "Как используются синонимы".

Цель урока: организация деятельности учащихся, направленной на наблюдение над лексическим значением синонимов и использование синонимов в речи.

Задачи урока:развитие аналитико-синтетического мышления, логического мышления, внимания, памяти, лингвистической интуиции; развитие орфографической зоркости, каллиграфического письма;

Личностные результаты:

Владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований

Универсальные учебные действия (метапредметные):

познавательные – осуществляют поиск и выделение информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

регулятивные– принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

коммуникативные – строят понятное для слушателей высказывание; выбирают правильную интонацию, логическое ударение;задают уточняющие вопросы; соблюдают грамматические нормы речи

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. II. Чистописание.

р / / р

друзья, товарищи, приятели

– Что хотите сказать? Что заметили? Что такое синонимы?

– Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? Какую цель поставим себе на урок?

  1. Сообщение темы урока

  2. IV. Работа по теме урока 

Словарная работа. Самостоятельная работа по карточкам

– Решите кроссворд. Вам необходимо подобрать слова-синонимы.

Знакомство с новым словом с непроверяемым написанием

– Кто такой герой?

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова

Многозначность слова

1. Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

а) Герой Великой Отечественной войны

б) Человек, который себя самоотверженно вел себя в опасной, трудной ситуации (спас ребенка во время пожара,…)

2. Мать-героиня – женщина, родившая и воспитавшая 10 и более детей

3. Город-герой

– Ребята, скажите, а героями могут быть только люди?

(Героями могут быть не только люди, но и города. Город-герой – город, которому за проявленный массовый героизм и мужество его защитников в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов присвоена высшая степень отличия)

4. Герой – главное действующее лицо литературного произведения.

– Вот сколько значений имеет слово герой. А знаете ли вы, что это слово появилось в русском языке в 18 веке от французского слова «герос»

– Запишем слово в тетрадь (ученик у доски делает транскрипцию)

Герой [г' и р о й'] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков

– Подберите однокоренные слова.

(Героизм, геройство, героический)

– Составьте предложение со словом герой.

Работа над деформированным предложением

– Ребята, я тоже составила предложение, только что же получается, все слова перепутались. Что же делать? Поможете составить красивое предложение?

герой, родину, стоит, горой, за

(ученик у доски, выполняет синтаксический разбор предложения)

– Обратимся к первому значению слова, подберем синонимы.

Храбрец, смельчак, самоотверженец

Работа с учебником

– Откройте учебник на данной теме.

Какую стр. вы открыли?

(стр.52)

1. Рубрика «Разгадаем тайну языка»

2. Упр. 1 Самостоятельная работа

Фронтальная проверка

Физкультминутка (под музыку)

3. Упр.3 стр.53 Фронтальная работа

V. Закрепление изученных функций синонимов

(работа в парах)

– Ребята, поработайте в парах. Перед вами две карточки на выбор.

Карточка № 1

Из данного списка выпишите слова, близкие по значению словам: темнота, распорядок, отметка, интересный, красивый

занимательный, потёмки, прекрасный, оценка, забавный, прелестный, сумерки, балл, увлекательный, режим.

Карточка № 2

Выпишите слова, близкие по значению:

Вежливый, преграда, шелест, шорох, обходительный, любезный, шуршание, препятствие, здание, черта, линия, дом, помеха.

Самопроверка (слайд)

Выборочное списывание

– Ребята, послушайте стихотворение Валентина Берестова «Мороз»

«Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!»-
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.

– Какие синонимы услышали в стихотворении?

(Бураны, вьюги, метели; шум, толкотня)

VI. Рефлексия.

– Что далось легко?

– Что трудно?

– Что было самым интересным?

Д/з. по выбору:

  • стр. 53 упр. 2

  • стр. 54 упр. 4






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя