СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме: «Корень слова. Однокоренные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: «Корень слова. Однокоренные слова»»

Урок русского языкапо теме: «Корень слова. Однокоренные слова» в рамках ФГОС

Ф.И.О. педагога: Ганжа Л.В.

Класс: 2

УМК " Начальная школа 21 века"

Предмет: русский язык

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Корень слова. Однокоренные слова»

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией;

  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;

  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

  • формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

  • формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;

  • формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь

Педагогические технологии:

  • проблемное обучение

  • здоровьесберегающие



Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды):

Для учителя: учебник: «Русский язык» 2 класс С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, Издательский центр « Вентана-Граф», проектор, интерактивная доска, компьютер

Для учеников: учебник «Русский язык» 2 класс С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, Издательский центр « Вентана-Граф», рабочая тетрадь
















Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы


 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,

не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,

слушаем внимательно.



 
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Актуализация знаний

- минутка чистописания

- словарно-орфографическая работа

Проверка уже изученного материала, развитие словарного запаса детей


Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

  • « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями.

  • Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 2)

Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.

Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.


3. Чистописание

- Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. ( слайд 3)


- Верно, сегодня повторим написание буквы К.

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

- Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради).




Дает задание на слайде, организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма".

Пишут пословицу, Вставляют пропущенные буквы в словарные слова, производят взаимооценку,

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Самоопределение к деятельности

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

 4. Сообщение темы урока

- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. (слайд 4)


Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму.


5.Словарная работа

(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

1. Когда за грибами ты в рощу идёшь, её непременно с собою возьмёшь.

2. Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.

3. Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.

4. Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе

5. Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.

6. Последний осенний месяц.



- Какое слово получилось в вертикальном столбике?

– Что такое корень?
– Какие значения имеет это слово?

- Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.)

- Какое из его значений относится к науке о языке?

Наблюдение, проблемная ситуация.

 Формулирует некоторые задачи урока, 

Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Работа над

темой

Подведение детей к самостоятельному выводу 

Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
– Что мы называем корнем слова?
На слайде:
Гора, лесок, горняк, лес, горный, лесной,
-Внимательно прочитайте слова, записанные на доске, предположите, какое задание можем выполнить? С соседом по парте обсудите эти слова, разделите их на группы. Какие и сколько групп у вас получилось?
У: Какие слова можно отнести к первой группе? Почему?
• Гора, горняк, горный.
: Какие слова отнесли ко второй группе ? Почему?
Лесок, лес, лесной



- Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?

Сформулируйте тему.

Какие цели поставим перед собой?




 
 

 Организует подводящий диалог, уточняет правило
 Организует выступление групп, обмен мнениями

Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 .
 

 Подведение детей к самостоятельному выводу 
 































































































Часть

слова





























Проверка понимания способа действия.

 6.Работа по теме урока

– Что такое корень?
– Какие значения имеет это слово?

  1. Подземная часть растения

  2. Часть волоса, зуба, ногтя

  3. Начало, источник чего – либо

Закончите моё высказывание

« У слова корень несколько значений, следовательно это слово …многозначное».

А ещё слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”.

- Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему?

А может быть вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?

(Безударная гласная в корне слова, парные по звонкости и глухости согласные в корне слова)

Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
– Что мы называем корнем слова? (часть слова)

Корень








Слов без корня не бывает. Это центр слова.

Корень




часть

слова




1.Работа в парах.

На слайде:
Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.
-Внимательно прочитайте слова, записанные на доске, предположите, какое задание можем выполнить? С соседом по парте обсудите эти слова, разделите их на группы. Какие и сколько групп у вас получилось?


Какие слова можно отнести к первой группе? Почему?
• Гора, горняк, горный.

Какие слова отнесли ко второй группе ? Почему?
Лесок, лес, лесной

- Что объединяет все слова 1 группы?

- Что у них общего?

- Можно ли про них сказать, что они близки по значению? Докажите.


- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)

- А попробуйте прочитать только корень.

- Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.

-

Корень

Дополним схему. Корень – это …






значимая часть

слова






- При помощи какого значка выделить корень в слове?
- Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) - после этого щелчок и над словами появляется корень

-

Корень

Дополним схему. Что такое корень?



общая часть однокоренных

( родственных) слов



часть слова






значимая часть слов





- Запишите в тетрадь однокоренные слова, образованные от слова сад, выделите корень.


Упражнение в выделении корня в однокоренных словах


Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.


-Какие же слова у вас получились?

Вот из сада

Вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

    • Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.


Так же, как и кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.


 Наблюдение, работа с текстом (сравнение) 




Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.


 Физминутка 



Первичное закрепление нового материала















































 Снятие усталости

с глаз



Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова, 
 

 1) Самостоятельно с взаимопроверкой

- Спишите слова, выделите корень:


1 группа- 1 ряд

Цвет, цветок, цветной, цветник

Лётчик, самолёт, полёт


2 группа-2 ряд

Ледяной, ледовый, лёд, ледник

Род, родители, родил


3 группа- 3 ряд

Ходит, походка, выход

Труды, трудись, трудовой, трудяга


- Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждой группы.)

- Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?

- Самопроверка.


2этап: Обобщение затруднений во внешней речи.


Определи в какой строке находятся однокоренные слова, а в какой формы одного и того же слова.

- лесок, лесник, перелесок / море, морем, у моря, к морю

- гора, горы, горой, о горе / береза, березняк, березовый

- рыба, рыбка, рыбак / кот, о коте, котом, коту, кота

- дым, дымок, задымил / стол, столом, столу, стола, о столе



3 этап: Слова синонимы; слова с омонимичными корнями


- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.

- Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?

- Исследуйте пары слов. ( слайд 7)

- Можно ли их назвать однокоренными? Почему?


рис – рисунок

гора – горе

делить – дело

соль – солист


- Какой вывод можно сделать?

- При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно другим и тогда такие слова не будут однокоренными


Нужно вычеркнуть «лишнее» слово в каждой строке.): задание выполняется по группам



Проверка выполнения.

- Все ли слова в строке являются однокоренными? Какое слово будет «лишним»? Как называются такие слова? ( синонимы)


- Что такое синонимы?

- Почему эти слова не будут однокоренными?

- Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах?

- Какое открытие сделала 2 группа? Что может происходить с согласными в корне слова?


Закрепление изученного

Групповая работа с карточками

-Вспомним правила работы в группах.


4 этап:

Игра «Четвертый лишний».

Какое слово «лишнее»?

Лес, лесной, лестница, лесник

Гора, гореть, горный, пригорок

Тепло, теплица, тёплый, жаркий

Гриб, грибок, грибной, грибница




Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль
 

 Организует выполнение гимнастики

Проводит инструктаж обучающихся. 

Выполняют гимнастику


По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия


 Рефлексия

Рассмотрите кластер . О каком понятии мы сегодня говорили?

- На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем узнать на следующих уроках?

- Давайте оценим наш урок и нашу работу.


 

 
 

 

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

 Подведение итогов
 

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

 На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).


1.Урок полезен, всё понятно.


2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.


3.Ещё придётся потрудиться.


4.Да, трудно всё-таки учиться!


Домашнее задание: упражнение № 2, с.75.


 

 контроль.
 

 Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
 

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценночная деятельность)

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!»

Рефлексия, КОД

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.




























Список используемой литературы:

  1. «Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004

  2. «Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004

  3. «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007

Электронные источники информации:

  1. www.wikipedia.ru

  2. www.openclasse.ru

  3. www.it-n.ru – творческое сообщество учителей

  4. www.wiki.vladimir.i-edu.ru

  5. Единая коллекция ЦОР

  6. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/864/49864497_1255483539_25232634.jpg исследователь

  7. http://www.leksad.ru/himage/220_641.jp g растение

  8. http://blog.luckyvitamin.com/wp-content/uploads/2009/07/happy-tooth2.jpg зуб

  9. http://img.sunhome.ru/UsersGallery/Cards/162/2164842.jpg дерево

  10. http://cobmedia.files.wordpress.com/2010/06/ris.jpg рис

  11. http://cobmedia.files.wordpress.com/2010/06/ris.jpg гора

  12. http://assets.nydailynews.com/img/2010/03/12/alg_salt-shaker.jp g соль

  13. http://festival.irkutsk.ru/dnevnik/20081130/3.jpg солист

  14. www.lenagold.ru смайлики

  15. Рисунки из собственной коллекции

  16. Физминутка из собственной коллекции, автор не указан