развитие умения работать с информацией;
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
развитие умения использовать различные способы поиска информации;
развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;
формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
Этап урока | Цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно. | | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация знаний - минутка чистописания - словарно-орфографическая работа | Проверка уже изученного материала, развитие словарного запаса детей | Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 2) Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений. Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы. 3. Чистописание - Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. ( слайд 3) - Верно, сегодня повторим написание буквы К. - Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки? - Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради). | | Дает задание на слайде, организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма". | Пишут пословицу, Вставляют пропущенные буквы в словарные слова, производят взаимооценку, | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Самоопределение к деятельности | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | 4. Сообщение темы урока - А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. (слайд 4) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму. 5.Словарная работа (1 ученик на доске, остальные в тетрадях) 1. Когда за грибами ты в рощу идёшь, её непременно с собою возьмёшь. 2. Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья. 3. Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани. 4. Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе 5. Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку. 6. Последний осенний месяц. - Какое слово получилось в вертикальном столбике? – Что такое корень? – Какие значения имеет это слово? - Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.) - Какое из его значений относится к науке о языке? | Наблюдение, проблемная ситуация. | Формулирует некоторые задачи урока, | Формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Работа над темой | Подведение детей к самостоятельному выводу | Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»? – Что мы называем корнем слова? На слайде: Гора, лесок, горняк, лес, горный, лесной, -Внимательно прочитайте слова, записанные на доске, предположите, какое задание можем выполнить? С соседом по парте обсудите эти слова, разделите их на группы. Какие и сколько групп у вас получилось? У: Какие слова можно отнести к первой группе? Почему? • Гора, горняк, горный. : Какие слова отнесли ко второй группе ? Почему? Лесок, лес, лесной - Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования? Сформулируйте тему. Какие цели поставим перед собой? | | Организует подводящий диалог, уточняет правило Организует выступление групп, обмен мнениями | Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
. | Подведение детей к самостоятельному выводу Часть слова Проверка понимания способа действия. | 6.Работа по теме урока – Что такое корень? – Какие значения имеет это слово? Подземная часть растения Часть волоса, зуба, ногтя Начало, источник чего – либо Закончите моё высказывание « У слова корень несколько значений, следовательно это слово …многозначное». А ещё слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. - Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А может быть вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой? (Безударная гласная в корне слова, парные по звонкости и глухости согласные в корне слова) Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»? – Что мы называем корнем слова? (часть слова) Корень Слов без корня не бывает. Это центр слова. Корень
часть слова 1.Работа в парах. На слайде: Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить. -Внимательно прочитайте слова, записанные на доске, предположите, какое задание можем выполнить? С соседом по парте обсудите эти слова, разделите их на группы. Какие и сколько групп у вас получилось? Какие слова можно отнести к первой группе? Почему? • Гора, горняк, горный. Какие слова отнесли ко второй группе ? Почему? Лесок, лес, лесной - Что объединяет все слова 1 группы? - Что у них общего? - Можно ли про них сказать, что они близки по значению? Докажите. - Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение) - А попробуйте прочитать только корень. - Вы поняли, что означает это слово? - А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. - Ясен ли смысл слов? - Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? - Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова. - Корень Дополним схему. Корень – это … значимая часть слова - При помощи какого значка выделить корень в слове? - Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) - после этого щелчок и над словами появляется корень - Корень Дополним схему. Что такое корень? общая часть однокоренных ( родственных) слов часть слова значимая часть слов - Запишите в тетрадь однокоренные слова, образованные от слова сад, выделите корень. Упражнение в выделении корня в однокоренных словах Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. -Какие же слова у вас получились? Вот из сада Вам рассада. Вот еще посадки рядом. А вот садовод. С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном. Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод. Так же, как и кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам. | Наблюдение, работа с текстом (сравнение) | | | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. |
Физминутка Первичное закрепление нового материала | Снятие усталости с глаз Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова, | 1) Самостоятельно с взаимопроверкой - Спишите слова, выделите корень: 1 группа- 1 ряд Цвет, цветок, цветной, цветник Лётчик, самолёт, полёт 2 группа-2 ряд Ледяной, ледовый, лёд, ледник Род, родители, родил 3 группа- 3 ряд Ходит, походка, выход Труды, трудись, трудовой, трудяга - Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждой группы.) - Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок? - Самопроверка. 2этап: Обобщение затруднений во внешней речи. Определи в какой строке находятся однокоренные слова, а в какой формы одного и того же слова. - лесок, лесник, перелесок / море, морем, у моря, к морю - гора, горы, горой, о горе / береза, березняк, березовый - рыба, рыбка, рыбак / кот, о коте, котом, коту, кота - дым, дымок, задымил / стол, столом, столу, стола, о столе 3 этап: Слова синонимы; слова с омонимичными корнями - А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов. - Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными? - Исследуйте пары слов. ( слайд 7) - Можно ли их назвать однокоренными? Почему? рис – рисунок гора – горе делить – дело соль – солист - Какой вывод можно сделать? - При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно другим и тогда такие слова не будут однокоренными Нужно вычеркнуть «лишнее» слово в каждой строке.): задание выполняется по группам Проверка выполнения. - Все ли слова в строке являются однокоренными? Какое слово будет «лишним»? Как называются такие слова? ( синонимы) - Что такое синонимы? - Почему эти слова не будут однокоренными? - Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах? - Какое открытие сделала 2 группа? Что может происходить с согласными в корне слова? Закрепление изученного Групповая работа с карточками -Вспомним правила работы в группах. 4 этап: Игра «Четвертый лишний». Какое слово «лишнее»? Лес, лесной, лестница, лесник Гора, гореть, горный, пригорок Тепло, теплица, тёплый, жаркий Гриб, грибок, грибной, грибница | Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль | Организует выполнение гимнастики Проводит инструктаж обучающихся. | Выполняют гимнастику По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Рефлексия | | Рефлексия Рассмотрите кластер . О каком понятии мы сегодня говорили? - На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем узнать на следующих уроках? - Давайте оценим наш урок и нашу работу. | | | | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено Познавательные: - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; |
Подведение итогов | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока). 1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться! Домашнее задание: упражнение № 2, с.75. | контроль. | Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность) | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились!» | Рефлексия, КОД | Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |