Тема: Неопределенная форма глагола
Цели: - продолжать работу по ознакомлению учащихся с глаголами неопределенной формы, с их составом;
- совершенствовать умение отличать глаголы неопределенной формы, разбирать их по составу, грамотно употреблять их в речи;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление.
I. Организационный момент.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Так скорей, друзья, за дело!
II. Словарно-орфографическая работа.
1) Знакомство с новым словом: ЖЕЛАТЬ
-Какие ассоциации возникли со словом?
- Запишите в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.
- Объясните значение этого слова./Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то./
- Подберите и запишите однокоренные слова, используя разные части речи. /Желание, желанный, пожелать, желательно./
- Как вы понимаете выражение: оставляет желать лучшего? /Не совсем хорош; не удовлетворяет каким-либо требованиям./
Например: /Ваше поведение оставляет желать лучшего./
2) Работа со словарными словами.
р…сунок – рисовать
адр..с – адресовать
уж…н – ужинать
п…беда – победить
…бед – обедать
-Объясните правописание пропущенных орфограмм. Спишите слова в столбик, вставьте пропущенные буквы.
- От данных слов образуйте глаголы неопределенной формы.
-Какое слово лишнее? Обоснуйте.
-Разберите по составу.
III.Сообщение темы и цели урока.
-Тема урока? Цель? (На доске открыть)
IV. Работа по теме.
1)Разбор предложения.
Тихо шумели качались деревья и берегли покой в зимнем лесу.
-Объясните расстановку недостающих знаков препинания.
-Назовите орфограммы. Спишите, разберите предложение по частям и членам предложения.
- В какой форме употреблены глаголы?
-Запишите эти глаголы в начальной форме и разберите по составу данные слова. У доски.
2) Проблемная ситуация.
Шуметь, качаться, беречь
-Какие трудности испытываете?
- Что придает особое значение слову качаться? (Частица –ся )
-Чтение учеником.
К глаголам может присоединяться частица -ся. Она образует возвратную форму глагола. Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое как бы «возвращается», то есть, направлено на того, кто его совершает: хвалиться - хвалить себя, умыться - умылся сам.
-Откройте учебник с.62 (Открыть на доске, дополнить кластер)
3) Выполнение упражнения 26 с. 63.
Замените каждое словосочетание близким по смыслу глаголом неопределенной формы с частицей –ся(-сь).
Согласиться, интересоваться, подружиться, восторгаться, надеяться, переписываться, тревожиться.
-Прочитайте глаголы. Что заметили? (При произношении слышится [ца], а писать нужно –ться.). Полученные слова сразу разобрать по составу.
4) Групповая работа.
Найдите закономерность и распределите слова в два столбика. Обоснуйте свой выбор.
Бои[ца], мы[ца], слушаю[ца], закрывае[ца], улыба[ца], старае[ца], интересова[ца], пасу[ца], роди[ца], одева[ца], причесыва[ца], слушае[ца].
Проверка.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать,
А на шесть – тихо сесть.
-Назовите глаголы. В какой форме употреблены глаголы?
5) Работа с текстом.
-Вернемся к слову беречь. А решить данную задачу вам поможет текст.
Чтение текста с пометками:
+ - я знаю;
- - не знаю совсем;
! - это меня удивило;
? - хотел бы узнать подробнее
В древнерусском языке неопределенная форма всех глаголов оканчивалась на -ти: ПИСАТИ, ХОДИТИ, ЗЪВАТИ. Потом конечное безударное [и] исчезло, и осталась лишь мягкость конечного согласного [т,]: ПИСАТЬ, ХОДИТЬ, ЗВАТЬ. В то же время конечное и сохранилось под ударением: НЕСТИ, ВЕЗТИ, ПЛЕСТИ.
Ученые-языковеды не пришли к единому мнению, что же такое -ть и -ти в неопределенной форме - суффикс или окончание. Поэтому в разных учебниках встречаются разные обозначения.
Неопределенная форма некоторых глаголов в древнерусском языке оканчивалась на -чи: ПЕЧИ, БЕРЕЧИ, СЕЧИ. После исчезновения конечного безударного [и] образовались современные формы ПЕЧЬ, БЕРЕЧЬ, СЕЧЬ. Таких глаголов в русском языке совсем немного: беречь, влечь, печь, запрячь, лечь, мочь, сечь, стеречь, стричь, течь, толочь.
(В. Иванов, З. Потихе.)
- ЧЬ образовалась благодаря чередованию согласных в корне г/ч
-Так почему в глаголе беречь пишется мягкий знак?
-Дома списать глаголы неопределенной формы на –чь и запомнить их написание. По желанию можно разобрать слова по составу.
V.Самостоятельная работа по карточкам с дифференцированными заданиями.
-У вас на партах лежат карточки разного цвета. Выполните задние по карточкам и вложите их в тетради.
1.Задание для сильных учащихся (розовый):
Подберите к каждому глаголу однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что сделать? Напишите.
думать - придумать
строить -
учить -
хранить -
петь -
шуметь -
решать -
красить -
мечтать -
дружить –
2. Задание для средних учащихся (желтый):
К каждому глаголу подберите противоположный по смыслу глагол. Напишите.
строить – разрушать
соединять –
увеличивать –
разговаривать –
веселиться –
брать –
продавать –
подходить –
внести –
3. Задание для слабых учащихся (голубой):
Напишите глаголы в неопределенной (начальной) форме.
бегу – бежать
жалею –
молчу –
говорю –
смотрю –
хожу –
несу –
решаю –
служу –
VI. Аукцион.
А теперь - аукцион,
Подведет итоги он.
Тот, кто больше знает,
Тот награды получает.
-На продажу выставлена поистине бесценная «вещь» Начальная форма (Инфинитив). А купить ее может любой из вас в обмен на знания.
-Кто последний держит слово, тот и покупает.
-Торг начался! Удар молотком.
-В завершении урока Инфинитив желает поделиться стихотворением собственного сочинения.
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец.
Ин-фи-ни-тив – звучит занятно,
Я вам назвался, наконец!
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл всей жизни для меня…
Вид у меня бывает разный.
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его, по-видимому, нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени!
Так, где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять!
-Почему начальная форма, которую еще называют инфинитивом, не хотела знать, который час?
-Почему инфинитив носит маску?
-Почему начальная форма – неопределенная форма глагола?
-На полях луч успеха оцените себя.
Самоанализ урока
Тема: Неопределенная форма глагола
Тип урока: урок применения знаний и умений, изучения нового (комбинированный)
Вид урока по форме проведения: урок - практикум
Урок приготовлен на основе знаний детей предшествующего материала. Это второй урок по теме «Неопределенная форма глагола». Урок тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие, так как начальная форма глагола - основа всего раздела «Глагол – часть речи». При подготовке к уроку мною был использован учебник Зелениной Л.М. «Русский язык» 4 класс. Выбранный ход считаю логичным и наиболее оптимальным. Исходя из темы и типа урока, ставились следующие цели:
Образовательные:
-формирование общих представлений по ознакомлению с неопределенной формой глагола, с ее составом;
- формирование навыков распознавать неопределенную форму глагола и грамотно употреблять ее в речи;
Развивающие:
-развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления;
Воспитательные:
-воспитание уважительного отношения друг к другу; к мнению других; умения отстаивать свою точку зрения
Урок проходил по следующим этапам:
1.Выявление темы урока шло вместе с учащимися с использованием приема «Мозгового штурма»:
- выяснение того, что знают дети по теме;
-набрасывание идей, предположений по теме;
-активизация имеющихся знаний
Использовала данный прием технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».
2.При словарной работе была проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые понадобились им для изучения дальнейшей темы.
3.Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог – мотив для изучения нового материала.
4. Известно, что с 5-й и по 24-ю минуту урока ученики усваивают до 80% учебного материала. Поэтому на данном отрезке времени вводился материал повышенной трудности. При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации и учащиеся сами доказывали правильность результата и делали выводы. При изучении нового материала на стадии осмысления использовала метод развития критического мышления «Инсерт» - чтение текста с пометками.
5.На уроке предлагались дифференцированные задания учащимся по степени сложности.
- Подберите к каждому глаголу однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что сделать?
- К каждому глаголу подберите противоположный по смыслу глагол.
- Напишите глаголы в неопределенной (начальной) форме.
6.На этапе рефлексии для проверки целостного осмысления и обобщения полученных знаний использовала прием «Аукцион».
Осуществлялось создание здоровьесберегающего пространства на уроке.
Каждый предшествующий момент тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой.
Новым вызовом к дальнейшему изучению темы стал «Кластер».
Удалось ли избежать перегрузки учащихся?_________
Причины неудач?____________________
Пока испытываю трудности |
Хорошо, но могу лучше |
Хочу знать больше |