СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме: "Неопределенная форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме: "Начальная форма глагола" по программе "Школа 21 века". Самоанализ данного урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: "Неопределенная форма глагола"»

Тема: Неопределенная форма глагола

Цели: - продолжать работу по ознакомлению учащихся с глаголами неопределенной формы, с их составом;

- совершенствовать умение отличать глаголы неопределенной формы, разбирать их по составу, грамотно употреблять их в речи;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление.

I. Организационный момент.

В мире много интересного

Нам порою неизвестного

Миру знаний нет предела

Так скорей, друзья, за дело!

II. Словарно-орфографическая работа.                 

1) Знакомство с новым словом:   ЖЕЛАТЬ

-Какие ассоциации возникли со словом?

- Запишите в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.

- Объясните значение этого слова./Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то./

- Подберите и запишите однокоренные слова, используя разные части речи.      /Желание, желанный, пожелать, желательно./

- Как вы понимаете выражение:  оставляет желать лучшего?         /Не совсем хорош; не удовлетворяет каким-либо требованиям./

Например: /Ваше поведение оставляет желать лучшего./ 

2) Работа со словарными словами.

р…сунок – рисовать

адр..с – адресовать

уж…н – ужинать

п…беда – победить

…бед – обедать

-Объясните правописание пропущенных орфограмм. Спишите слова в столбик, вставьте пропущенные буквы.

- От данных слов образуйте глаголы неопределенной формы.

-Какое слово лишнее? Обоснуйте.

-Разберите по составу.

III.Сообщение темы и цели урока.

-Тема урока? Цель? (На доске открыть)

IV. Работа по теме.

1)Разбор предложения.

Тихо шумели качались деревья и берегли покой в зимнем лесу.

-Объясните расстановку недостающих знаков препинания.

-Назовите орфограммы. Спишите, разберите предложение по частям и членам предложения.

- В какой форме употреблены глаголы?

-Запишите эти глаголы в начальной форме и разберите по составу данные слова. У доски.

2) Проблемная ситуация.

Шуметь, качаться, беречь

-Какие трудности испытываете?

- Что придает особое значение слову качаться? (Частица –ся )

-Чтение учеником.

К глаголам может присоединяться частица -ся. Она образует возвратную форму глагола. Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое как бы «возвращается», то есть, направлено на того, кто его совершает: хвалиться - хвалить себя, умыться - умылся сам.

-Откройте учебник с.62 (Открыть на доске, дополнить кластер)

3) Выполнение упражнения 26 с. 63.

Замените каждое словосочетание близким по смыслу глаголом неопределенной формы с частицей –ся(-сь).

Согласиться, интересоваться, подружиться, восторгаться, надеяться, переписываться, тревожиться.

-Прочитайте глаголы. Что заметили? (При произношении слышится [ца], а писать нужно –ться.). Полученные слова сразу разобрать по составу.

4) Групповая работа.

Найдите закономерность и распределите слова в два столбика. Обоснуйте свой выбор.

Бои[ца], мы[ца], слушаю[ца], закрывае[ца], улыба[ца], старае[ца], интересова[ца], пасу[ца], роди[ца], одева[ца], причесыва[ца], слушае[ца].













Проверка.

Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать,

А на шесть – тихо сесть.

-Назовите глаголы. В какой форме употреблены глаголы?

5) Работа с текстом.

-Вернемся к слову беречь. А решить данную задачу вам поможет текст.

Чтение текста с пометками:
   + - я знаю;
- - не знаю совсем;
   ! - это меня удивило;
   ? - хотел бы узнать подробнее

В древнерусском языке неопределенная форма всех глаголов оканчивалась на -ти: ПИСАТИ, ХОДИТИ, ЗЪВАТИ. Потом конечное безударное [и] исчезло, и осталась лишь мягкость конечного согласного [т,]: ПИСАТЬ, ХОДИТЬ, ЗВАТЬ. В то же время конечное и сохранилось под ударением: НЕСТИ, ВЕЗТИ, ПЛЕСТИ.

Ученые-языковеды не пришли к единому мнению, что же такое -ть и -ти в неопределенной форме - суффикс или окончание. Поэтому в разных учебниках встречаются разные обозначения.

Неопределенная форма некоторых глаголов в древнерусском языке оканчивалась на -чи: ПЕЧИ, БЕРЕЧИ, СЕЧИ. После исчезновения конечного безударного [и] образовались современные формы ПЕЧЬ, БЕРЕЧЬ, СЕЧЬ. Таких глаголов в русском языке совсем немного: беречь, влечь, печь, запрячь, лечь, мочь, сечь, стеречь, стричь, течь, толочь.

(В. Иванов, З. Потихе.)

- ЧЬ образовалась благодаря чередованию согласных в корне г/ч

-Так почему в глаголе беречь пишется мягкий знак?

-Дома списать глаголы неопределенной формы на –чь и запомнить их написание. По желанию можно разобрать слова по составу.

V.Самостоятельная работа по карточкам с дифференцированными заданиями.

вас на партах лежат карточки разного цвета. Выполните задние по карточкам и вложите их в тетради.

1.Задание для сильных учащихся (розовый):

Подберите к каждому глаголу однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что сделать? Напишите.

думать - придумать

строить -

учить -

хранить -

петь -

шуметь -

решать -

красить -

мечтать -

дружить –

2. Задание для средних учащихся (желтый):

К каждому глаголу подберите противоположный по смыслу глагол. Напишите.

строить – разрушать

соединять –

увеличивать –

разговаривать –

веселиться –

брать –

продавать –

подходить –

внести –

3. Задание для слабых учащихся (голубой):

Напишите глаголы в неопределенной (начальной) форме.

бегу – бежать

жалею –

молчу –

говорю –

смотрю –

хожу –

несу –

решаю –

служу –

VI. Аукцион.

А теперь - аукцион,

Подведет итоги он.

Тот, кто больше знает,

Тот награды получает.

-На продажу выставлена поистине бесценная «вещь» Начальная форма (Инфинитив). А купить ее может любой из вас в обмен на знания.

-Кто последний держит слово, тот и покупает.

-Торг начался! Удар молотком.

-В завершении урока Инфинитив желает поделиться стихотворением собственного сочинения.

Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец.
Ин-фи-ни-тив – звучит занятно,
Я вам назвался, наконец!
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл всей жизни для меня…
Вид у меня бывает разный.
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его, по-видимому, нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени!
Так, где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять!


-Почему начальная форма, которую еще называют инфинитивом, не хотела знать, который час?

-Почему инфинитив носит маску?

-Почему начальная форма – неопределенная форма глагола?

-На полях луч успеха оцените себя.













Самоанализ урока Тема: Неопределенная форма глагола Тип урока: урок применения знаний и умений, изучения нового (комбинированный) Вид урока по форме проведения: урок - практикум

Урок приготовлен на основе знаний детей предшествующего материала. Это второй урок по теме «Неопределенная форма глагола». Урок тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие, так как начальная форма глагола - основа всего раздела «Глагол – часть речи». При подготовке к уроку мною был использован учебник Зелениной Л.М. «Русский язык» 4 класс. Выбранный ход считаю логичным и наиболее оптимальным. Исходя из темы и типа урока, ставились следующие цели:

Образовательные:

-формирование общих представлений по ознакомлению с неопределенной формой глагола, с ее составом;

- формирование навыков распознавать неопределенную форму глагола и грамотно употреблять ее в речи;

Развивающие:

-развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления;

Воспитательные:

-воспитание уважительного отношения друг к другу; к мнению других; умения отстаивать свою точку зрения

Урок проходил по следующим этапам:

1.Выявление темы урока шло вместе с учащимися с использованием приема «Мозгового штурма»:

- выяснение того, что знают дети по теме;
-набрасывание идей, предположений по теме;
-активизация имеющихся знаний

Использовала данный прием технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

2.При словарной работе была проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые понадобились им для изучения дальнейшей темы.

3.Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог – мотив для изучения нового материала.

4. Известно, что с 5-й и по 24-ю минуту урока ученики усваивают до 80% учебного материала. Поэтому на данном отрезке времени вводился материал повышенной трудности. При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации и учащиеся сами доказывали правильность результата и делали выводы. При изучении нового материала на стадии осмысления использовала метод развития критического мышления «Инсерт» - чтение текста с пометками.

5.На уроке предлагались дифференцированные задания учащимся по степени сложности.

- Подберите к каждому глаголу однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что сделать?

- К каждому глаголу подберите противоположный по смыслу глагол.

- Напишите глаголы в неопределенной (начальной) форме.

6.На этапе рефлексии для проверки целостного осмысления и обобщения полученных знаний использовала прием «Аукцион».








Осуществлялось создание здоровьесберегающего пространства на уроке.

Каждый предшествующий момент тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой.

Новым вызовом к дальнейшему изучению темы стал «Кластер».

Удалось ли избежать перегрузки учащихся?_________

Причины неудач?____________________




















































Пока испытываю трудности


Хорошо, но могу лучше

Хочу знать больше



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!