Урок русского языка в 4 классе (программа «Школа России»)
Тема: «Обобщение по теме «Имя прилагательное».
Виртуальная экскурсия по Висимскому заповеднику».
Цель урока: Обобщить изученное об имени прилагательном. Развивать умения определять падеж и правильно писать окончания имен прилагательных в единственном и в множественном числе.
Ход урока.
1.Психологический настрой. (слайд 2).
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
-Сегодня у нас урок необычный. А чем он необычен, мы узнаем, выполнив первое задание.
2. Чистописание. (сл.3)
На слайде 2 предложения.
Завтра у нас будет познавательная экскурсия.
Я рассказал другу об интересных экскурсиях.
-Назовите известные орфограммы. ( завтра- безударная гласная, парная согласная в корне слова - словарное слово, рассказал – удвоенная с. одна с входит в приставку, другая в корень. Интересных- непроизносимая согласная - интересен)
-Назовите новое слово.
Экскурсия- поездка, куда-нибудь, посещение чего-нибудь. с познавательной целью.
Ребята, а вы знаете от куда это слово появилось Слово экскурсия пришло из латинского языка, что означает «прогулка». Написание следует запомнить или смотреть в словаре, поскольку проверочных слов у этого существительного нет.
Запишем новое словарное слово, выделим орфограммы, которые нужно запомнить.
Экску́рсия
Назовите имя прилагательное в 1 предложении.
С каким существительным связано?
Выпишите словосочетание из первого предложения.
Как определить падеж имени прилагательного? (по имени существительному)
Определите
Укажите число имени прилагательного (по имени существительному)
Укажите род.
Назовите имя прилагательное во 2 предложении.
К какому существительному оно относится?
Выпишите словосочетание из первого предложения.
Как определить падеж имени прилагательного? (по имени существительному)
Определите
Укажите число имени прилагательного (по имени существительному)
Укажите род. Во множественном числе имен прилагательных род определить нельзя!
Молодцы!
Что обозначает Имя прилагательное? признак предмета.
Как изменяется Имя прилагательное? по числам и падежам.
Как определить падеж имени прилагательного? По падежу имени существительного.
Если мы с вами все уже знаем об имени прилагательном, знаем, как определить падеж, род, число, тогда чему сегодня урок будет посвящен? (Повторить все что знаем об имени прилагательном)
-Правильно, ребята. Но чтобы нам на уроке было интересно повторять изученный материал мы отправимся на экскурсию.
Послушайте внимательно стихотворение и подумайте о чем оно.
Учитель читает стихотворение.
Изо всех земных чудес, (слайд 4)
Всех милей мне русский лес.
И весёлый, молодой,
И задумчивый, седой.
- о чём это стихотворение?
-Какие слова помогли увидеть нам красоту леса? (имена прилагательные)
-Назовите их. Зачем автор использует имена прилагательные? (чтобы показать красоту природы)
- С тех пор, как человек стал вмешиваться в природу, уничтожать леса и животных, в природе стали исчезать некоторые виды растений и животных. Тогда люди задумались над тем, что природу нужно охранять. И сегодня редкие и исчезающие виды растений и животных занесены в Красную книгу, созданы заповедники, национальные парки).
4. Знакомство с национальным парком.
-А вы знаете что такое национальный парк?
- В толковом словаре Ожегова даётся понятие (слайд 6)
Национальный парк - охраняемая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. (слайд 7)
-Сегодня мы с вами совершим экскурсию по национальному парку, который находится на территории Свердловской области Висимский Заповедник. Висимский Заповедник расположен возле поселка Висим, который является родиной великого русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.
Как мы должны вести себя на экскурсии?
5.Работа в парах.
Этот заповедник встречает нас красивыми словами. Но попасть в этот заповедник смогут те, кто выполнит задание.
Карточка1
(работа в парах): поставить в стихотворение пропущенные прилагательные.
Здравствуй, солнце ………. !
Здравствуй, небо …………!
Здравствуй, …………ветерок!
Здравствуй, ………..дружок!
Мы живём в родном краю,
Я вас всех приветствую!
Слова для справок: миленький, золотое, тёплый, голубое
После проверки ( 2-3 учеников) , а вот как я сделала
-Выписать прилагательные с существительными, выделить окончания, определить род. (на доске цепочкой)
Проверка: сущ +прил.+окончание прил.+род+число
Как определили род имен прилагательных? Число?
У каких имен прилагательных нельзя определить род? (во множественном числе)
10. Физминутка
Я буду называть прилагательные, а вы выполнять такие действия:
-если это прил. М.р.-хлопнуть в ладошки.
-если это прил. Ж.р-топнуть
-если это прил.С.р-покачаться из стороны в сторону.
(красный, голубое, большая, красивый, длинная, лёгкое, народная, жёлтый, мелкая, молодое, смешной, раннее)
Как прекрасен наш Висимский заповедник.Он создан для охраны растительного и животного мира. Редких видов хвойных растений, рыб, птиц, животных. Особенно лосей, косуль, кабанов.
Нас зовут в гости. А кто мы узнаем, отгадав загадку
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход!
(Бобры)
-На карточках написан текст о бобре. Выберите для себя ту карточку, которую сможете выполнить.
9. Работа по карточкам.
1 карточка. Задание: вписать в текст подходящие по смыслу прилагательные, выделить окончание, определить падеж.
Бобры – … пловцы. … лапы бобра лишены перепонок, зато вооружены … … когтями для копания. От холода бобёр спасается … слоем жира и … шерстью.
Слова для справок: передние, отличные, длинными, толстым, густой , сильными.
2 карточка: вставить в имена прилагательные окончания, определить падеж.
Бобры – отличн… пловцы. Передн… лапы бобра лишены перепонок, зато вооружены длин… сильн… когтями для копания. От холода бобёр спасается толст… слоем жира и густ… шерстью.
(слайд 24) Проверка: ученик читает предложение, называет окончание, определяет падеж прилагательных.
- Как вы определили падеж? (по падежу существительного). Задали вопрос к имени существительному, в каком падеже сущ в том и прил
13. Итог урока
Игра «Заказ»
-А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определенном роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, поставить в скобках номер заказа
На доске:
в синей реке
у соседней опушки
по лесной дороге
о редком растении
около упавшего дерева
ранним утром
Требуется
Имя прилагательное ж.р. в Р.п. (у соседней опушки)
Имя прилагательное ср.р. в Т.п. (ранним утром)
Имя прилагательное ж. р. в Д.п. (по лесной дороге)
Имя прилагательное м.р. в Р.п. (около упавшего дерева)
Имя прилагательное ср.р. в П.п. (в синей реке)
Имя прилагательное ср.р. в П.п. (о редком растении)
К.Д.Паустовский говорил: «…волшебство русского языка родилось от волшебства природы…»
-Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
Но описать и рассказать о природе России невозможно без особых слов.
-Какую часть речи я имею в виду? (Имя прилагательное)
-Итак, какова роль имен прилагательных в речи?
Вывод: Имена прилагательные служат для более яркого, выразительного, точного описания предметов.
-Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении.
- Вот и подошла к концу наша экскурсия. У кого возникло желание посетить Висимский Заповедник? При посещении не забываем соблюдать правила безопасности.
А сейчас оцените себя как вы усвоили имя прилагательное.
Ф. И.__________________________
№ | Я знаю, я умею, я могу. | «+» или «-» |
1 | Я знаю, что такое имена прилагательные. | |
2 | Я умею находить прилагательные в предложении. | |
3 | Я могу определить, какую роль выполняет прилагательное в предложении. | |
4 | Я знаю, что имена прилагательные бывают полные и краткие. | |
5 | Я умею определять род, число, падеж имени прилагательного | |
6 | Я могу определить к какому слову относится имя прилагательное в тексте | |
14.Дом.задание: с. 50 упр. 3
- А закончить урок мне хочется словами Е.Евтушенко: (слайд 30)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.