Способы передачи
чужой речи
Чужая речь может передаваться с помощью:
Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».
Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.
По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.
Учитель сообщил нам о важности
быстрого чтения.
Определите в предложениях способ передачи чужой речи.
- Мне рассказали о прилёте журавлей.
- Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны.
- По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей.
4. «Птицы – помощники леса», - прочитали мы в учебнике.
- Прямая речь – это точная передача чужого высказывания
Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи.
- Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего.
Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения.
Прямая речь
Косвенная речь
«Сегодня холодно», - произнёс Борис задумчиво.
Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!»
Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.
Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.
Оформление прямой речи на письме:
2) А : «П!» 5) « П !» - а.
7) « П, - а, - п».
8) « П, - а. - П».
9) « П ? – а. – П».
10) « П ! – а. – П».
Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены)
Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.
1) «П!- а.- П!»
2) «П,- а,- п!»
3) «П»,- а,- «п!»
4) «П,- а,- п»!
Найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания.
1.Что с вами приключилось, малыши?
2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите.
3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост…
4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.
5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада?
6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.
7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.
8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.
ПРОВЕРКА!
2. «Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. – Погодите».
5. «Сегодня, - спросил он,- начнётся олимпиада?»
6. Лесничий сказал: «Видел я на озере сегодня лебедей».
8. «Когда же мы виделись с тобой?» - спросил Ваня.
- Ты когда-нибудь видел звероящера? - спросил режиссёр.
- Конечно. Он живёт у нас на даче, - сказал Севка.
- А разве звероящеры не вымерли? – честно удивился режиссёр.
- Все вымерли, а один остался.
- А почему он остался?
- Потому что он попал в выгодные климатические условия, - вывернулся Севка.
( В.Токарева)
Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение).
СРАВНИТЕ
1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!»
2.Мне было сказано, что так поступать нельзя.
Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.
Замените прямую речь косвенной
«Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый.
Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя»
Расставьте знаки препинания в предложениях
1) Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу.
2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею.
3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон.
Проверка!
1) «Простите меня, пожалуйста, - заговорил Вадим. - Позвольте я вам помогу».
2) «Мама, - сказал Митя, - давай я грядку вскопаю? Я уже умею».
3) «Похолодало, Катерина Ивановна!» - бодро сказал Тихон.
Чем меньше
женщину мы любим…
Цитата
- это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.
1)Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью.
«Язык народа, - писал В.И.Даль, - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка»
2) Если цитата представляет собой часть предложения , она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.
Известный лингвист Л.И. Скворцов подчёркивает, что «чтение толковых, энциклопедических словарей – полезное и увлекательное занятие для каждого из нас».
В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».
3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.
Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»
4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.
Стихотворение М.Цветаевой начинается так :
Поэт – издалека заводит речь.
Поэта – далеко заводит речь.
Найдите правильный способ цитирования.
- Лев Толстой утверждал - «музыка - высшее в мире искусство».
- Лев Толстой писал, что «музыка - высшее в мире искусство».
- «Музыка - высшее в мире искусство», считал Лев Толстой.
- Лев Толстой утверждал: «Что музыка - высшее в мире искусство».
Найдите неправильный способ цитирования.
- А. С. Пушкин писал: «Критика - наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы».
- М. Горький призывал не быть равнодушным, «ибо равнодушие смертоносно для души человека».
- «Мудрено пишут только о том, чего не понимают», утверждал В. Ключевский.
- Свое восхищение осенней природой А. С. Пушкин высказал в следующих строках:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса...