СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Способы передачи чужой речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Способы передачи чужой речи"»

Способы передачи чужой речи

Способы передачи

чужой речи

Чужая речь может передаваться с помощью:  Прямой речи Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».  Косвенной речи Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.  Вводных слов По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык. Дополнения с предлогом О Учитель сообщил нам о важности  быстрого чтения.

Чужая речь может передаваться с помощью:

  • Прямой речи

Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».

  • Косвенной речи

Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.

  • Вводных слов

По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.

  • Дополнения с предлогом О

Учитель сообщил нам о важности

быстрого чтения.

Определите в предложениях способ передачи чужой речи.  Мне рассказали о прилёте журавлей. Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны. По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей. 4. «Птицы – помощники леса», - прочитали мы в учебнике.

Определите в предложениях способ передачи чужой речи.

  • Мне рассказали о прилёте журавлей.
  • Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны.
  • По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей.

4. «Птицы – помощники леса», - прочитали мы в учебнике.

Прямая речь – это точная передача чужого высказывания  Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи.    Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего.  Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения.
  • Прямая речь – это точная передача чужого высказывания

Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи.

  • Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего.

Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения.

Прямая речь Косвенная речь «Сегодня холодно», - произнёс Борис задумчиво.  Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!» Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.  Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.

Прямая речь

Косвенная речь

«Сегодня холодно», - произнёс Борис задумчиво.

Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!»

Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.

Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.

Оформление прямой речи на письме:  А : «П». 4) « П », - а. 2) А : «П!» 5) « П !» - а.  А : «П?» 6) « П ?» - а.     7) « П, - а, - п».    8) « П, - а. - П».    9) « П ? – а. – П».    10) « П ! – а. – П».

Оформление прямой речи на письме:

  • А : «П». 4) « П », - а.

2) А : «П!» 5) « П !» - а.

  • А : «П?» 6) « П ?» - а.

7) « П, - а, - п».

8) « П, - а. - П».

9) « П ? – а. – П».

10) « П ! – а. – П».

Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены)  Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.   1) «П!- а.- П!»  2) «П,- а,- п!»  3) «П»,- а,- «п!»  4) «П,- а,- п»!

Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены)

Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.

1) «П!- а.- П!»

2) «П,- а,- п!»

3) «П»,- а,- «п!»

4) «П,- а,- п»!

Найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания.  1.Что с вами приключилось, малыши? 2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите. 3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост… 4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит. 5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада? 6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей. 7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире. 8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.

Найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания.

1.Что с вами приключилось, малыши?

2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите.

3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост…

4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.

5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада?

6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.

7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.

8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.

ПРОВЕРКА! 2. «Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. – Погодите». 5. «Сегодня, - спросил он,- начнётся олимпиада?» 6. Лесничий сказал: «Видел я на озере сегодня лебедей». 8. «Когда же мы виделись с тобой?» - спросил Ваня.

ПРОВЕРКА!

2. «Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. – Погодите».

5. «Сегодня, - спросил он,- начнётся олимпиада?»

6. Лесничий сказал: «Видел я на озере сегодня лебедей».

8. «Когда же мы виделись с тобой?» - спросил Ваня.

- Ты когда-нибудь видел звероящера? - спросил режиссёр. - Конечно. Он живёт у нас на даче, - сказал Севка. - А разве звероящеры не вымерли? – честно удивился режиссёр. - Все вымерли, а один остался. - А почему он остался? Потому что он попал в выгодные климатические условия, - вывернулся Севка.  ( В.Токарева)

- Ты когда-нибудь видел звероящера? - спросил режиссёр.

- Конечно. Он живёт у нас на даче, - сказал Севка.

- А разве звероящеры не вымерли? – честно удивился режиссёр.

- Все вымерли, а один остался.

- А почему он остался?

  • Потому что он попал в выгодные климатические условия, - вывернулся Севка.

( В.Токарева)

Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение).  СРАВНИТЕ  1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!»  2.Мне было сказано, что так поступать нельзя.  Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.

Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение).

СРАВНИТЕ

1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!»

2.Мне было сказано, что так поступать нельзя.

Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.

Замените прямую речь косвенной   «Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый.  Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя»

Замените прямую речь косвенной

«Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый.

Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя»

Расставьте знаки препинания в предложениях  1) Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу. 2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею. 3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон.

Расставьте знаки препинания в предложениях

1) Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу.

2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею.

3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон.

Проверка!  1) «Простите меня, пожалуйста, - заговорил Вадим. - Позвольте я вам помогу». 2) «Мама, - сказал Митя, - давай я грядку вскопаю? Я уже умею». 3) «Похолодало, Катерина Ивановна!» - бодро сказал Тихон.

Проверка!

1) «Простите меня, пожалуйста, - заговорил Вадим. - Позвольте я вам помогу».

2) «Мама, - сказал Митя, - давай я грядку вскопаю? Я уже умею».

3) «Похолодало, Катерина Ивановна!» - бодро сказал Тихон.

Чем меньше женщину мы любим… Цитата - это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.

Чем меньше

женщину мы любим…

Цитата

- это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.

1)Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью.   «Язык народа, - писал В.И.Даль, - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка»   2) Если цитата представляет собой часть предложения , она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.   Известный лингвист Л.И. Скворцов подчёркивает, что «чтение толковых, энциклопедических словарей – полезное и увлекательное занятие для каждого из нас».  В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».

1)Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью.

«Язык народа, - писал В.И.Даль, - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка»

2) Если цитата представляет собой часть предложения , она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.

Известный лингвист Л.И. Скворцов подчёркивает, что «чтение толковых, энциклопедических словарей – полезное и увлекательное занятие для каждого из нас».

В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».

3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.  Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»   4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.  Стихотворение М.Цветаевой начинается так :  Поэт – издалека заводит речь.  Поэта – далеко заводит речь.

3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»

4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.

Стихотворение М.Цветаевой начинается так :

Поэт – издалека заводит речь.

Поэта – далеко заводит речь.

Найдите правильный способ цитирования.  Лев Толстой утверждал - «музыка - высшее в мире искусство».  Лев Толстой писал, что «музыка - высшее в мире искусство».  «Музыка - высшее в мире искусство», считал Лев Толстой.  Лев Толстой утверждал: «Что музыка - высшее в мире искусство».

Найдите правильный способ цитирования.

  • Лев Толстой утверждал - «музыка - высшее в мире искусство».
  • Лев Толстой писал, что «музыка - высшее в мире искусство».
  • «Музыка - высшее в мире искусство», считал Лев Толстой.
  • Лев Толстой утверждал: «Что музыка - высшее в мире искусство».
Найдите неправильный способ цитирования.  А. С. Пушкин писал: «Критика - наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы».  М. Горький призывал не быть равнодушным, «ибо равнодушие смертоносно для души человека».  «Мудрено пишут только о том, чего не понимают», утверждал В. Ключевский.  Свое восхищение осенней природой А. С. Пушкин высказал в следующих строках: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса...

Найдите неправильный способ цитирования.

  • А. С. Пушкин писал: «Критика - наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы».
  • М. Горький призывал не быть равнодушным, «ибо равнодушие смертоносно для души человека».
  • «Мудрено пишут только о том, чего не понимают», утверждал В. Ключевский.
  • Свое восхищение осенней природой А. С. Пушкин высказал в следующих строках:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...


Скачать

© 2020 1247 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя