1.Самоопределение к деятельности. Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Приветствие учащихся. - Дорогие, ребята! Мы готовы к уроку русского языка. На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший дружный класс. Всё получится у нас! Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты, изучая состав слова. Садитесь, откройте тетрадь и подпишите число. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей. | УДД: Личностные умения: - установить связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Словарная работа Цель: Организовать актуализацию изученных словарных слов для проблемного изложения нового материала | - Ребята, в словарной работе надо вспомнить правописание словарных слов. Внимательно прочитайте слово, вспомните, как оно пишется и запишите его в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Слова записывайте в столбик. Выполните задание. Обменяйтесь тетрадям и проверьте работу одноклассника. Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок? С одной ошибкой? К каждому слову подберите и запишите однокоренное слово. Какая часть слова помогла получить новые слова? | Мотивирует учащихся к изучению темы. Стимулирует желание помочь ребятам. | Читают словарные слова и вставляют пропущенные буквы, сверяют по образцу Выполняют взаимопроверку Оценивают свою работу. Подбирают однокоренные слова. Называют суффиксы в словах. | УДД: Познавательные умения: - поиск и выделение необходимой информации, выявление сущности, особенности объектов Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять желание помочь ребятам подготовиться Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога |
3.Формулирование проблемы, планирование деятельности Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения. 2)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. .
| - Какие части слова мы знаем? - Что такое окончание? Основа слова? - Какие части слова находятся в основе? Что такое корень? Приставка? - Какая часть слова могла о себе так рассказать: «С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою после корня. Иногда нас в слове может быть два и даже три». - Сформулируйте основной вопрос урока. – Что мы должны вспомнить сегодня на уроке? 1. Вспомнить, что такое суффикс, привести примеры. 2. Найти (выделить) суффикс в словах. 3. Составить схему слова. 4. Определить значение суффикса в слове. 5. Придумать слова с суффиксами. 6. Найти слова с суффиксами в тексте. – Что мы сейчас делали? | Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока. Фиксирует тему. Основные вопросы. | Называют части слова, дают определение каждой части слова. Пробуют сформулировать основной вопрос урока. Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать Делают вывод: Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность. | УДД: Познавательные умения: - развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. - раскрывать значение выражения «части слова» Личностные умения: - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - находить части слова; - выделять их в слове |
5. Развитие умений – применение знания. Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: | Вспоминаем то, что знаем. 1. Упр. 193. Выполняется коллективно под руководством учителя. – Что у слов общего? А чем отличаются эти слова? – В словах река, речушка, реченька, речная одинаковый корень, но разные основы, поэтому это слова с разным значением. – Все работают в тетрадях, а один ученик пойдёт работать к доске. 2. «Где есть суффикс?» (Работа в группах) – На листке записаны слова. Прочитайте их. Найдите слова с суффиксами. Докажите, что это суффикс, а не часть корня. Работайте по знакомому алгоритму. городок резина горшок штанина - Проверим выполнение задания. – Что общего в словах каждой пары? – Что нужно сделать, чтобы найти слова с суффиксами? Алгоритм доказательства: Слово городок можно объяснить через однокоренное слово – город. Городок – маленький город. Определяем часть, которая добавилась, – суффикс -ок и корень город-. Слово горшок нельзя объяснить через однокоренное слово: горш, гор – таких слов не существует, значит, в этом слове нет суффикса, ок – часть корня горшок. – Запишите слова с суффиксами, разберите их по составу. Динамическая пауза 3. Упр. 194. Этапы работы: 1) Наблюдение за употреблением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2) Орфографическое задание – нахождение слов с орфограммами-буквами безударных гласных в корнях и приставках: Во дворе, появился, живёт, конура, дворовый, тихонечко, дрожит, в денёк, холодный и т.д. Появился, помою, прижму, поцелую, пожму. 3) Лексическая работа: беседа о значении слов-синонимов в рамке. 4) Самостоятельный разбор по составу слов лапа, лапка. 4. Упр. 195 – развивается умение передавать оттенки значений слов, опираясь на словообразовательное значение суффиксов (уменьшительности, увеличительности). – Как мальчик назовёт эту книгу? (книга или книжка) – Как гномик назовёт? (книжища - для него она очень большая) – Как великан назовёт? (книжечка или книжица - для него она маленькая). | Нацеливает учащихся на выполнение задания, обращает внимание на роль суффикса в слове Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания, обращает внимание на работу по известному алгоритму.
Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания, обращает внимание на значение суффиксов.
Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания, обращает внимание на значение суффиксов | Дети объясняют значение каждого слова с опорой на слово река, выделяют основы слов и те части, которыми различаются основы, – суффиксы. Затем обозначают корень, отмечают в нём чередование согласных к//ч. Делают вывод: суффиксы служат для образования новых слов. Работают в группах, выполняя задание. Имеют одинаковые окончания и концовки основ. Подобрать однокоренные слова, через которые можно объяснить слово, затем выделить часть, которая добавилась к слову, – это и будет суффикс. С помощью этих слов автор выразил отношение мальчика, героя стихотворения, к щенку: его любовь, сочувствие, доброту. Дети выписывают слова с заданными орфограммами. Дети устно составляют предложения с заданными словами. Дети самостоятельно разбирают слова по составу. Один ученик работает у доски. Ученики выполняют его самостоятельно, проверка коллективная. Запись и разбор слов. Один ученик работает у доски.
| УДД:
Познавательные - развивать умения извлекать информацию из схем, текстов, иллюстраций; - выявлять сущность, особенности объектов Коммуникативные - оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные умения - проверять учебное задание и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, представляя свою позицию Предметные умения: - проводить исследование однокоренных слов, находить суффикс в словах |
7. Рефлексия учебной деятельности (итог) Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке | – Назовите ключевые слова урока. – Что такое суффикс? Какую роль он играет? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Над чем предстоит работать? Домашнее задание: Упр. 6, с. 164. Спасибо за работу на уроке! | Организует работу по обсуждению материала, оценивает работу детей Конкретизирует домашнее задание | Отвечают на итоговые вопросы урока Анализируют и оценивают свою работу на уроке Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Записывают домашнее задание
| УДД:
Познавательные: - на основе анализа объектов делать выводы Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности |