I. Орг. момент (проверка готовности к уроку) (положительный эмоциональный настрой) II. Чистописание. ΙΙΙ. Словарно-орфографическая работа IV. Постановка учебной проблемы Актуализация имеющихся знаний: Предъявление проблемной ситуации V. Решение учебной проблемы. Открытие новых знаний. VI.Физминутка VII. Формирование способа действия VIII.Итог урока VI.Физминутка VII. Формирование способа действия VIII.Итог урока | Учитель: Прозвенел уже звонок, Нам пора начать урок. - Проверьте готовность к уроку. Ребята, давайте улыбнемся. Я рада видеть вас и ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет не только радость общения друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Учитель: Начнем урок с чистописания. Для чего мы проводим этот этап? -Отгадайте, какую букву мы будем тренироваться писать. Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит. -Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной букв И, (учитель демонстрирует карточку со строчной и заглавной буквой «и»). Посмотрите на доску(открываю створку доски). Какие ошибки вы видите, в чем их причина? У: Верно, старайтесь не допускать такие ошибки (стираю их с доски). Посмотрите, как правильно писать буквы Ии (пишу буквы). Напишите эту букву. Повторяем гигиенические нормы письма. Дети прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы и соединения до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой. У: Мы закончили чистописание и переходим к словарно – орфографической работе. Почему нужно запоминать словарные слова? У: Давайте запишем словарные слова. Словарные слова зашифрованы загадками. Слова-отгадки запишите в тетради. То я в клетку, то в линейку. Написать на мне сумей-ка, Можешь и нарисовать, А зовут меня … (тетрадь) Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я … (капуста) Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей) Мчусь, как пуля, я вперёд. Лишь поскрипывает лёд. Да мелькают огоньки! Кто несет меня? (коньки) Тихо, тихо снег идёт, Белый снег мохнатый. Мы расчистим снег и лёд. Нам нужны … (лопаты) У: Мы закончили словарно-орфографическую работу и перейдем к изучению нового материала. - Вспомните, что мы знаем о глаголе. Глагол Знаю | Хочу узнать | Узнал | действие | Дружат ли время и вид глагола? | | и.ф. - инфинитив | сов. и несов. вид | изменяется по временам | (изменяется по числам) | Глаголы в начальной форме или в неопределенной форма (инфинитив) отвечают на вопросы: что делать? что сделать? В них нельзя определить время, но можно определить вид глагола: несовершенный или совершенный вид. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос - что делать? глаголы совершенного вида на вопрос - что сделать? - Выпишите глаголы неопределенной формы в нужный столбик. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. На доске: Что делать?(нес.в.) | Что сделать?(с.в.) | хохотать пожимать подмигивать прищелкивать вертеться | захохотать пожать подмигнуть прищелкнуть завертеться | - Образуйте глаголы совершенного вида. 3. Глаголы изменяются по временам. Глаголы прошедшего времени указывают на действие, которое произошло до момента речи (уже). Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходи в момент речи (сейчас). Глаголы будущего времени называют действие, которое произойдет после момента речи (потом). Приведите примеры. - Вы умеете определять неопределенную форму глагола и время. Попробуйте соединить оба умения. - От вопросов неопределенной формы образуйте вопросы прошедшего, настоящего и будущего времени. На доске: Время | Вид | Что делать? (нес.в.) | Что сделать?(с.в.) | пр.в. (уже) | что делал? | что сделал? | н.в. (сейчас) | что делает? | - | б.в. (потом) | что будет делать? | что сделает? | Осознание проблемы. - Все ли вопросы вы смогли поставить? Не смогли образовать вопрос настоящего времени совершенного вида. - Сможем ли поставить глагол, отвечающий на вопрос что сделать? в форму настоящего времени, если такого вопроса не существует? Формулировка темы урока - Так чему же мы будем сегодня учиться на уроке? Тема: образование возможных форм времени от глаголов неопределенной формы. Откройте учебники на стр.65 упр.32 Прочитайте продолжение стихотворения С.Воскресенского. -выделите в предложении все глаголы неопределенной формы и запишите их после вопросов, на которые они отвечают, по образцу. Что делать? Мыслить, считать Что сделать? Не перечислить, не объять Пронаблюдайте. Составление схемы: Я буду называть глаголы во всех формах времени а вы, если: Н.в. – поворот вправо б.в. – поворот влево П.в.- присесть Кушает, кушал, будет кушать Писать, писал, будет писать Будет играть, играл, играет Пел, поёт, будет петь. Выполнение репродуктивных упражнений: Упр. 34. С. 66 самостоятельно. Выполнение продуктивных упражнений: - А теперь хочу предложить составить небольшой текст (3- 4 предложения), используя глаголы разных форм времени. - Но прежде скажите, какое время года вы любите? Какие ассоциации возникают у вас с этим временем года? (Показ иллюстраций, фото) 1 ряд- о зиме (наст. время) в данный момент 2 ряд- о весне (будущ. время). Запишите. Чтение текстов.
Какая была тема урока? -Чему учились на уроке? Знаю | Хочу узнать | Узнал | действие | Дружат ли время и вид глагола? | Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени. Бывает будущее простое и будущее сложное время. | и.ф. - инфинитив | сов. и несов. вид | изменяется по временам | (изменяется по числам) | -Кому еще трудно определять время глаголов? Почему? -Что вам понравилось делать на уроке? - Сколько времен у глагола? - Какие 2 вида глагола вы знаете? - Что характерно для н. в? (нет глаг. у соверш. вида) -Что характерно для п. в? (суффикс л, приставка у соверш. вида) - Что характерно для б. в? (сложная форма несов. вида- буду, приставка у сов. вида). Вы сегодня хорошо поработали на уроке. -Дома вам нужно выполнить упражнение 35 с.66, которое поможет вам проверить себя, насколько вы хорошо усвоили тему. Урок окончен.
– Подготовьте таблицу: | Проверяют готовность к уроку Приятно и понятно читать самим и учителю, когда проверяют работу, потому что мы уважаем себя и других. Ответ: ива Букву И нарушение наклона букв, неодинаковая высота элементов Это необходимо, чтобы грамотно писать, так как буквы нельзя проверить Ответы детей Глаголы несовершенного вида Ответы детей Зима, весна Время глаголов Определять время глаголов 3 Совершенный и несовершенный вид. Неопределенная форма глагола Находить глаголы в неопределённой форме Ответы детей |