СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"»

Тема урока: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Класс: 7

Тип урока: урок освоения новых знаний.


Цели урока: дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

- личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

- метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе

- предметные: знать определение причастного оборота, синтаксическую роль причастного оборота, место причастного оборота по отношению к определяемому слову, условия выделения причастного оборота на письме; уметь находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. М.М. Разумовской, презентация.












Ход урока:


1. Организация класса к уроку.

- Здравствуйте, рада видеть вас. Сегодня урок русского языку проведу у вас я, меня зовут Инесса Евгеньевна. Проверьте свою готовность к уроку: рабочая тетрадь, учебник, ручка, карандаш.



2. Мотивация на учебную деятельность. Просмотр слайда.

- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Подумайте, какой мотив, какая тема их объединяет?(Это символы мудрости).

- Молодцы, ребята, я хочу, чтобы ум и мудрость были с вами всегда, чтобы вы не боялись трудностей и верили в себя.

Удачи нам всем на уроке!





3. Актуализация знаний.

- Мы войдем в лесную чащу –

Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ.

Там протоптанные тропки.

Ёж испуганный и робкий.

Там поющий соловей

И ползущий муравей.

В этих строчках, я замечу,

Есть особая часть речи.


Какая? Причастие



- Вы уже много знаете об этой части речи. Давайте проверим ваши знания.



КЛАСТЕР у каждого.ЗАДАНИЕ 1



- Соберите информацию о признаках причастия в виде кластера.



СЛАЙД - самопроверка




Слайд:


Цветущий луг, прочитанный рассказ, сваренный мамой компот.



- Выскажите предположение, по какому принципу выделено одно словосочетание (есть зависимое от причастия слово).



- Работа с учебником: п. , найдите определение причастия с зависимым словом. ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ



Слайд:


Тетрадь исписанная мной мне не раз пригодилась.


Исписанная мной тетрадь мне не раз пригодилась.



Найдите причастный оборот.


Расставьте знаки препинания. В чем затруднение?



Каких знаний нам не хватает?


4. Этап целеполагания


- Какова тема урока?


- Какие задачи ставите перед собой?


Записи в рабочих тетрадях.


5 . Первичное изучение нового материала Задание 2

Распределить данные словосочетания на две группы: прич. + сущ. Прич. + сущ.



Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья, падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей.


Самопроверка (слайд).


В каком столбике причастный оборот?


Причастный оборот видим. Хорошо


Работа со смешанным текстом учебника:


Соотнесение теоретического материала на с. 75 со схемами.


Кто заметил закономерность, когда мы выделяем оборот запятыми? Правило проговорим.


СЛАЙД


Тетрадь, исписанная мной, мне не раз пригодилась.


Исписанная мной тетрадь мне не раз пригодилась.



6. Первичное закрепление


1. Индивидуальная устная работа: переделать выделенные конструкции в конструкции с причастным оборотом (по образцу) на слайдах


  1. Тучи, которые тают вдали. – Тучи, тающие вдали

  2. Лодка, которая плывет по реке.

  3. Книга, которую прочитал школьник.

  4. Земля, которую освещает солнце.

  5. Дома, которые стоят по краю дороги.

  6. Небо, которое грозно потемнело.



Задание 3

2. Работа в паре: соберите из двух частей определяемое слово и причастный оборот стрелочками

чайник

сделанный из двух длинных спиц

снег

выходившие из дежурной комнаты

циркуль

мешавшийся с вязкой грязью

два окна

скошенная утром

трава

покрытый красивым полотенцем

Составьте с одной фразой предложение, запишите в тетрадь.

Постройте схему, опираясь на образец в учебнике

Поменяйте местами ПО и определяемое слово.

Постройте схему.

Расставьте знаки препинания.

Что показалось трудным?

3. Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово. Постройте схемы

1) Старый парк зарастающий непролазным малинником был любимым местом наших игр. 2) Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба. 3. Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль пастбища. 4). В зарослях камыша стоящих стеной у берега началась приглушенная возня.

Проверка устная и у доски (три человека выписывают ПО и определяемое слово, чертят схемы).

Выводы.

Работа по орфографии: ребята, не будем забывать об орфографии. Задание: найдите в предложениях 5 слов с разными орфограммами, выпишите их, подготовьте объяснение.

С лайд:

Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-

Безударная проверяемая гласная в корне слова



Непроизносимая согласная в корне слова



Безударная чередующаяся гласная в корне слова





Падежное окончание имени существительного















7. Физкультминутка. Повторить движения за учителем, изображая причастие с определяемым словом.

Стоящая пальма

Тикающие часы

Бегущая на лыжах девочка

Карабкающийся по горам турист

Наклонившийся за ягодой мальчик

Ученица, пишущая мелом на доске





8. Этап систематизации знаний

Работа с картинкой. По картинке, находящейся в конверте, составьте мини-текст- 3-4 предложения, употребив хотя бы один причастный оборот. Запишите.



















Практическая работа



Ребята, мы с вами бийчане. По чьему приказу построен Бийск?

А какой главный город в Жизни Петра? Чем он знаменит? Мосты

Разводные мосты - символ Петербурга.Их изображения, напечатанные на открытках, туристических буклетах, известны многим. У каждого моста имеется своя интересная история. Санкт-Петербург - единственный город в мире, использующий виды мостов в качестве символов.

Река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург, очень необычная река, имеющая длину всего 74 километра. Но она считается одной из самых полноводных в Европе.

Петербург является крупным морским портом, поэтому разведение мостов в период навигации является необходимостью для портового города. Во время навигации под крыльями мостов может проходить до 50 судов.

Навигация в Санкт-Петербурге длиться приблизительно с апреля по ноябрь, в зависимости от погоды. Мосты разводятся строго по расписанию, даже когда в фарватере Невы нет ни одного судна. Как правило, у всех водителей Питера имеется расписание, когда разводятся мосты, иначе можно надолго застрять перед поднятым «крылом».

Расписание нужно не только водителям, его неплохо иметь и туристам. Актуальный график всегда можно посмотреть в интернете или путеводителях.

Через Неву разводятся шесть мостов: Володарский, Финляндский, Большеохтинский, Александра Невского, Троицкий, Литейный. Через Большую Неву - Дворцовый и Благовещенский, через Малую Неву - Биржевой и Тучков. Три моста разводятся через Большую Невку – Сампсониевский, Гренадерский, Кантемировский. Мосты не разводятся в дни государственных праздников. Естественное время разведения мостов - это ночь.

В то же время есть дни, когда мосты разведены днем. Это День Военно-морского флота, День Речного флота, «Алые паруса». Развод мостов мечтает увидеть каждый человек, побывавший в этом городе.















1.     Найдите в тексте особые причастные обороты. Выберите самостоятельно форму записи ответа.

2.     Определите морфемное строение четвертого по счёту причастия из данного текста. Какие орфографические особенности надо учесть при записи этого слова? Свой ответ оформите в виде связного высказывания.

3. Согласны или не согласны с информацией из текста?

Информация

Да/Нет

Изображения мостов Петербурга печатаются на буклетах и открытках


Река Нева имеет длину 73 метра


Во время навигации под крыльями мостов может проходить до 46 судов.



Навигация в Санкт-Петербурге длиться приблизительно с апреля по ноябрь


Через Неву разводятся мосты: Володарский, Финляндский, Александра Невского, Троицкий, Литейный. Через Большую Неву - Дворцовый и Благовещенский, через Малую Неву - Биржевой и Тучков.


В то же время есть дни, когда мосты разведены днем. Это День Военно-морского флота, День Речного флота, «Алые паруса». Развод мостов мечтает увидеть каждый человек, побывавший в этом городе.




Где можно посмотреть график разведения мостов)

Задание:Представьте, что вы, находясь на экскурсии в Санкт-Петербурге, отправляете своему другу (подруге) по электронной почте письмо с фотографией одного из мостов этого города, удивившего вас.

 


Напишите текст этого письма, кратко опишите свои впечатления, обратив внимания читающего на особенно поразившие вас элементы моста.

Используйте причастные обороты.



Построение кластера

Трое ребят строят на доске кластер (см. набор в конверте)

Остальные - диктант-схема. Самопроверка.

  1. Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.

  2. Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.

  3. За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.

  4. В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.

  5. И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.

  6. Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.

  7. На засеянном по весне поле появились первые всходы.

  8. Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.

  9. На окне все еще лежала забытая утром книга.

  10.  Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.

  11.  От травы скошенной утром шел пряный запах.

  12.  И лишь увядшие цветы напоминали о  лете.

 

Номер предложения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Причастный оборот стоит перед определяемым словом

 *

 

 

 

 

 

 *

 

 *

 *

 

 

Причастный оборот стоит после определяемого слова

 

 

 *

 

 *

 *

 

 

 

 

 *

 

В предложении нет причастного оборота

 

 *

 

 *

 

 

 

 *

 

 

 

 *



9. Рефлексия. Оцените результаты своей работы по критериям:

А – материал мне понятен, я легко справился с заданием.

Б – некоторая помощь мне бы не навредила.

В – я старался, но многие задания были для меня сложны.



10. Домашнее задание:

А - написать сочинение-рассуждение «Отличается ли электронные письма от традиционных? Чем?», используя ПО.

Б – составить текст на тему

В – составить десять предложений с ПО.











Структура синквейна: 1. Существительное (тема). 2. Два прилагательных (описание). 3. Три глагола (действие). 4. Фраза из четырех слов (описание). 5. Существительное (перефразировка темы)







13